- Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.
- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу»
- На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня продолжим это знакомство.
- Выполняя задания, мы продолжим развивать следующие умения:
- Формулирую определения понятий темы;
- Распознаю виды химических связей по формулам веществ;
- Составляю схемы образования химических связей
- При изучении темы урока мы встретим следующие понятия:
- Металл,
- Атом,
- Ион,
- Электрон.
Поэтому я предлагаю вам их вспомнить.
- Возьмите карточки с понятиями и в течение 3-4 минут вспомните их определения.
(работа в парах по карточкам)
- Какое умение мы сейчас отрабатывали при работе с понятиями?
Молодцы!
- На прошлых уроках мы установили, что в образовании сложных веществ могут принимать участие атомы металлов или неметаллов, электроотрицательности которых сильно отличаются. При этом между атомами образуется ионная связь.
А также установили, что в образовании сложных веществ могут принимать участие атомы двух разных неметаллов, электроотрицательности которых отличаются незначительно. При этом между атомами образуется ковалентная полярная связь.
Наряду со сложными веществами могут образовываться и простые вещества. При образовании простого вещества неметалла участвуют атомы одного химического элемента, электроотрицательности которых одинаковы. Между такими атомами образуется ковалентная неполярная связь.
А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих веществах?
(предположение: металлическая)
Верно. И тема урока сегодня: «Металлическая химическая связь»
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Мини-лекция.
Металлы – это элементы 1-3 групп главных подгрупп, а также всех побочных подгрупп периодической системы. Они хорошо проводят электрический ток. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить особенности их строения. Что мы сегодня и сделаем.
Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?
В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электрических зарядов.
Этот процесс можно представить следующим образом:
(демонстрация слайдов презентации)
А схему образования металлической связи можно записать так:
(демонстрация слайда)
Где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.
Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.
Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.
- Проанализируйте данный слайд и если у вас возникли вопросы, я готова на них ответить.
- А сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, работая по карточкам. Для организации работы воспользуйтесь алгоритмом. Время на работу 4-5 минут.
- Давайте проверим полученные результаты. Желающие работают у доски. (работа у доски)
- Проверим правильность выполнения задания. (демонстрация слайда)
- А как будет у алюминия? Попробуйте каждый самостоятельно в тетради, а Артем выполнит работу у доски.
- Проверим результат. (демонстрация слайда)
- Какие умения развивали, выполняя эти задания? (демонстрация слайда)
Молодцы. Вы успешно справились с заданием.
- Особенности металлической связи мы рассмотрели. Тогда попробуйте ответить на вопрос, поставленный вначале урока.
- «Почему именно металлы обладают способностью проводить электрический ток?» (варианты ответов)
Молодцы. Я с вами согласна (или несогласна).
- Для подведения итога работы по теме, я предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме, чтобы проверить как вы усвоили материал урока. (индивидуальная работа по карточкам с тестовым заданием)
(проверка по слайду)
- Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения заданий, используя ключ на экране.
- Кто смог ответить на все вопросы? Вы молодцы!
- На этом знакомство с металлической связью мы заканчиваем.
Запишите задание на дом. (слайд)
- И в завершении урока попробуйте проанализировать свою работу по желанию, начиная словами: (слайд)
- Вы сегодня молодцы. Все смогли подняться еще на ступеньку выше в своих знаниях химию. Я благодарю вас за работу. До свидания.