(Слайд № 1,2)
Я, Семенко Л.А., учитель начальных классов МОУ “СОШ №14”. Преподавательской деятельностью занимаюсь 20 лет. В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Все эти годы своей педагогической деятельности я выполняю обязанности классного наставника. Мне всегда нравилась эта работа, потому что я видела результаты своего труда. Из маленьких, капризных, несобранных мои воспитанники превращались в уравновешенных, талантливых ребят.
(Слайд № 3 кредо)
Моим воспитательным кредом стало – сделать обучение развивающим, направляя усилия ученика на саморазвитие и жизнетворчество.
(Слайд № 4 самости)
В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу: Сформировать у учащихся потребности и желания реализации пяти “само”:
- самоорганизации;
- самодеятельности;
- самоуправления;
- самовоспитания;
- самообучения.
Реализацию поставленной задачи я осуществляю через нетрадиционную организацию учебно-воспитательного процесса. Хочу обратить ваше внимание именно на то, что в своей работе я не разделяю процесс обучения от процесса воспитания, и считаю, что эффективное интегрирование основного и дополнительного образования помогает органично сочетать их. Предоставленные возможности позволяют удовлетворить разнообразные потребности ребенка и его реального самоутверждения.
Эта работа создает целый ряд преимуществ и для детей, и для меня как педагога. Так, у детей формируется устойчивый интерес к различным направлениям учебно – воспитательного процесса.
(Слайд № 5 взаимодействие)
В своей практике обучение строю не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Внеурочная занятость детей оказывает существенное влияние на учебные занятия. Причем оно разнопланово.
Во-первых, влияет на образовательный процесс:
- углубляет и расширяет знания учащихся по основным предметам;
- стимулирует учебно-исследовательскую активность школьников;
- повышает мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
- развитие познавательных процессов.
Во-вторых, оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: - способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; - формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; - повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Поэтому так важно умело использовать огромные возможности внеурочной деятельности ребенка, которая служит мощным импульсом в выборе самостоятельного вида деятельности.
Совершенно очевидно то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
Предлагаемые действия являются лишь первым шагом на пути создания индивидуальной траектории развития ребенка в условиях сельской школы. Главное — сделать первые шаги. Дальнейшее будет зависеть от тех условий, которые будут созданы педагогом – наставником для творческой самореализации детей.
(Слайд № 6 направления)
Таким образом организацию учебно-воспитательного процесса в классе я строю на трех составляющих:
- Организация проектно-исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности.
- Развитие классного самоуправления.
- Активизация родительской общественности.
Объясню, почему именно эти направления мною выбранны.
Первое: Организация проектно-исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности.
(Слайд № 7 наука фото)
Как показал мой педагогический опыт, исследовательская работа учащихся приносит только тогда положительный результат, когда сам педагог по-настоящему увлечен. Опыты, кропотливые наблюдения, отслеживание итогов углубляют и расширяют знания в учебной деятельности.
Массовое участие детей в проектах способствует сплочению классного коллектива, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нем.
Второе направление: Развитие классного самоуправления.
Непросто организовать творческую, всеохватывающую работу в классе.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность в другом. С развитием и совершенствованием самоуправления в классе развивается сам коллектив, а в свою очередь и каждый ребенок. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе.
(Слайд № 8 программа)
Воспитательная система класса реализуется через программу “Творчество – путь к успеху”, которая представлена пятью направлениями деятельности:
- “Учёба и дисциплина”.
- “Досуг”.
- “Спорт и здоровье”.
- “Пресс-центр”.
- “Социально-психологическая служба”.
(Слайд № 9, 10 структура, непоседы)
Самоуправление в школе представлено в форме “Школьного государства”. Мой класс - город “Непоседы”. Во главе, которого стоит избранный мэр.
Структура города “Непоседы” состоит из 4-х советов:
- Совет информации и печати
- Совет по культуре
- Совет по науке
- Совет по спорту
(Слайд № 11-14 фото мер, совет)
Основными функциями перечисленных советов являются: обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении, самореализации.
И третье направление моей работы с классом – это активизация родительской общественности.
Из практики известно, что высокий уровень классных мероприятий достигается только в условиях активного сотворчества детей и взрослых.
Ключевым принципом организации моей работы с родителями является утверждение: “Делаем не за маленьких, а вместе с ними”. Родители являются не наблюдателями, а участниками учебно –воспитательного процесса в классе.
С чего же все началось в моем классе? В первые годы обучения только несколько детей проявляли интерес к отдельным предметам. Но помня о том, что гениальность живет в каждом человеке с детства, я пыталась вовлечь каждого ребенка в мыслительную и творческую деятельность. Основой в реализации моей задачи являлась результативная работа НОУ школы “Эврика”.
(Слайд № 15-20 медленно)
Всерьез заниматься наукой с детьми 8-9 лет очень сложно. Моя задача как научного руководителя – грамотно обосновать круг проблем, обозначенных детьми для исследования, помочь выбрать актуальную тему. Я строила опытническую деятельность с детьми не только в русле учебных предметов, но прежде всего давала ей надпредметную направленность.
Так мы подошли к теме одного из проектов – “Мать водица – всему царица!”, над которым трудились 5 творческих групп. Каждая группа освещала подтему, изучая теоретический материал, анализируя опыты, явления, обосновывая свои собственные выводы. Работой был занят каждый ребенок в классе.
В стороне не остались и родители: готовили фотоматериалы, альбомы, делали поделки, проводили лабораторные исследования и наблюдения.
Хватило работы и мне: получала консультации у специалистов-экспертов, координировала работу в каждой группе, разрешала спорные ситуации. В результате плодотворного общения взрослых и детей стерлась грань возрастных различий. Все мы стали просто соискателями исследовательского проекта.
(Слайд № 21-34)
Увлеченная работа взрослых и детей дала свои результаты в учебной деятельности, повысился интерес к предметам естественно-научного цикла; в воспитательной деятельности – повысилась творческая активность детей, многие из них стали членами НОУ школы “Эврика” секции “Юниор”, некоторые посещают вокальную студию, определилась группа детей с выраженными хореографическими способностями.
Сегодня разработано уже три коллективных проекта и два индивидуальных.
Ребята являются постоянными участниками школьных конференций, смело доказывают свои гипотезы, не боятся поспорить с “маститыми” исследователями.
Наше творчество кроме упорного труда принесло нам и минуты радости: мы стали лауреатами 6-х районных физико-математических чтений, а также получили диплом 3 степени на 19-й Ставропольской краевой научно-практической конференции школьников.
В заключении я хочу с уверенностью сказать, что ребенок – саморазвивающаяся личность. Его нельзя научить, он учится сам. Его можно обучать создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития и жизнетворчества. Как мне это удалось, судить вам.