Опыт работы "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как один из элементов развития их творческих и интеллектуальных возможностей"

Разделы: Начальная школа


(Слайд № 1,2)

Я, Семенко Л.А., учитель начальных классов МОУ “СОШ №14”. Преподавательской деятельностью занимаюсь 20 лет. В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Все эти годы своей педагогической деятельности я выполняю обязанности классного наставника. Мне всегда нравилась эта работа, потому что я видела результаты своего труда. Из маленьких, капризных, несобранных мои воспитанники превращались в уравновешенных, талантливых ребят.

Презентация.

(Слайд № 3 кредо)

Моим воспитательным кредом стало – сделать обучение развивающим, направляя усилия ученика на саморазвитие и жизнетворчество.

(Слайд № 4 самости)

В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу: Сформировать у учащихся потребности и желания реализации пяти “само”:

- самоорганизации;

- самодеятельности;

- самоуправления;

- самовоспитания;

- самообучения.

Реализацию поставленной задачи я осуществляю через нетрадиционную организацию учебно-воспитательного процесса. Хочу обратить ваше внимание именно на то, что в своей работе я не разделяю процесс обучения от процесса воспитания, и считаю, что эффективное интегрирование основного и дополнительного образования помогает органично сочетать их. Предоставленные возможности позволяют удовлетворить разнообразные потребности ребенка и его реального самоутверждения.

Эта работа создает целый ряд преимуществ и для детей, и для меня как педагога. Так, у детей формируется устойчивый интерес к различным направлениям учебно – воспитательного процесса.

(Слайд № 5 взаимодействие)

В своей практике обучение строю не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Внеурочная занятость детей оказывает существенное влияние на учебные занятия. Причем оно разнопланово.

Во-первых, влияет на образовательный процесс:

  • углубляет и расширяет знания учащихся по основным предметам;
  • стимулирует учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышает мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
  • развитие познавательных процессов.

Во-вторых, оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: - способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; - формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; - повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Поэтому так важно умело использовать огромные возможности внеурочной деятельности ребенка, которая служит мощным импульсом в выборе самостоятельного вида деятельности.

Совершенно очевидно то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Предлагаемые действия являются лишь первым шагом на пути создания индивидуальной траектории развития ребенка в условиях сельской школы. Главное — сделать первые шаги. Дальнейшее будет зависеть от тех условий, которые будут созданы педагогом – наставником для творческой самореализации детей.

(Слайд № 6 направления)

Таким образом организацию учебно-воспитательного процесса в классе я строю на трех составляющих:

  • Организация проектно-исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности.
  • Развитие классного самоуправления.
  • Активизация родительской общественности.

Объясню, почему именно эти направления мною выбранны.

Первое: Организация проектно-исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности.

(Слайд № 7 наука фото)

Как показал мой педагогический опыт, исследовательская работа учащихся приносит только тогда положительный результат, когда сам педагог по-настоящему увлечен. Опыты, кропотливые наблюдения, отслеживание итогов углубляют и расширяют знания в учебной деятельности.

Массовое участие детей в проектах способствует сплочению классного коллектива, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нем.

Второе направление: Развитие классного самоуправления.

Непросто организовать творческую, всеохватывающую работу в классе.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность в другом. С развитием и совершенствованием самоуправления в классе развивается сам коллектив, а в свою очередь и каждый ребенок. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе.

(Слайд № 8 программа)

Воспитательная система класса реализуется через программу “Творчество – путь к успеху”, которая представлена пятью направлениями деятельности:

  • “Учёба и дисциплина”.
  • “Досуг”.
  • “Спорт и здоровье”.
  • “Пресс-центр”.
  • “Социально-психологическая служба”.

(Слайд № 9, 10 структура, непоседы)

Самоуправление в школе представлено в форме “Школьного государства”. Мой класс - город “Непоседы”. Во главе, которого стоит избранный мэр.

Структура города “Непоседы” состоит из 4-х советов:

  • Совет информации и печати
  • Совет по культуре
  • Совет по науке
  • Совет по спорту

(Слайд № 11-14 фото мер, совет)

Основными функциями перечисленных советов являются: обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении, самореализации.

И третье направление моей работы с классом – это активизация родительской общественности.

Из практики известно, что высокий уровень классных мероприятий достигается только в условиях активного сотворчества детей и взрослых.

Ключевым принципом организации моей работы с родителями является утверждение: “Делаем не за маленьких, а вместе с ними”. Родители являются не наблюдателями, а участниками учебно –воспитательного процесса в классе.

С чего же все началось в моем классе? В первые годы обучения только несколько детей проявляли интерес к отдельным предметам. Но помня о том, что гениальность живет в каждом человеке с детства, я пыталась вовлечь каждого ребенка в мыслительную и творческую деятельность. Основой в реализации моей задачи являлась результативная работа НОУ школы “Эврика”.

(Слайд № 15-20 медленно)

Всерьез заниматься наукой с детьми 8-9 лет очень сложно. Моя задача как научного руководителя – грамотно обосновать круг проблем, обозначенных детьми для исследования, помочь выбрать актуальную тему. Я строила опытническую деятельность с детьми не только в русле учебных предметов, но прежде всего давала ей надпредметную направленность.

Так мы подошли к теме одного из проектов – “Мать водица – всему царица!”, над которым трудились 5 творческих групп. Каждая группа освещала подтему, изучая теоретический материал, анализируя опыты, явления, обосновывая свои собственные выводы. Работой был занят каждый ребенок в классе.

В стороне не остались и родители: готовили фотоматериалы, альбомы, делали поделки, проводили лабораторные исследования и наблюдения.

Хватило работы и мне: получала консультации у специалистов-экспертов, координировала работу в каждой группе, разрешала спорные ситуации. В результате плодотворного общения взрослых и детей стерлась грань возрастных различий. Все мы стали просто соискателями исследовательского проекта.

(Слайд № 21-34)

Увлеченная работа взрослых и детей дала свои результаты в учебной деятельности, повысился интерес к предметам естественно-научного цикла; в воспитательной деятельности – повысилась творческая активность детей, многие из них стали членами НОУ школы “Эврика” секции “Юниор”, некоторые посещают вокальную студию, определилась группа детей с выраженными хореографическими способностями.

Сегодня разработано уже три коллективных проекта и два индивидуальных.

Ребята являются постоянными участниками школьных конференций, смело доказывают свои гипотезы, не боятся поспорить с “маститыми” исследователями.

Наше творчество кроме упорного труда принесло нам и минуты радости: мы стали лауреатами 6-х районных физико-математических чтений, а также получили диплом 3 степени на 19-й Ставропольской краевой научно-практической конференции школьников.

В заключении я хочу с уверенностью сказать, что ребенок – саморазвивающаяся личность. Его нельзя научить, он учится сам. Его можно обучать создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития и жизнетворчества. Как мне это удалось, судить вам.