Урок-соревнование "Олимпийские игры по математике" (внеклассное мероприятие по математике)

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Приобретение новых знаний детьми (вступительные слова к видам спортивных игр).
  • Научить осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия (решение примеров, уравнений, неравенств, задач).
  • Развитие детской наблюдательности (работа с геометрическими фигурами, решение геометрических задач).
  • Развитие внимания ,логического мышления, творческого воображения (построение фигур, решение логических задач, при решении математических заданий).
  • Выявление одарённых детей.
  • Воспитание интереса к математике, физкультуре.
  • Научить детей работать в группах.
  • Воспитание в детях чувства сопереживания, доброжелательности и отзывчивости друг к другу.

Форма проведения урока:

  • урок - соревнование.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ВСТУПЛЕНИЕ.

Звучит торжественный марш, и дети входят (по командам), останавливаются около своих мест.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Приветствие.

Ведущая: Сегодня мы собрались с вами на замечательной игре «Олимпийские игры». Это название пришло из глубины веков. У древних греков было много богов, и по преданию жили они на горе Олимп. Самым главным среди богов был бог огня – Зевс. В его честь проводились спортивные игры у подножия горы Олимп. Именно поэтому игры стали называть Олимпийскими. Когда начинались Олимпийские игры, в стране объявлялся священный мир. Игры продолжались 5 дней, а четырёхлетний период между двумя играми назывался Олимпиадой. Была создана олимпийская эмблема. Ребята, что это за эмблема, как вы думаете? Как она выглядит?

Дети: 5 колец переплетённых на белом поле.

Ведущая: Правильно! Что обозначают эти кольца?

Дети: Это символ 5 частей света, объединённых в Олимпийском движении.

Ведущая: Какого они цвета?

Дети: Голубой, чёрный, красный, жёлтый, зелёный.

Ведущая: Молодцы! Сегодня мы тоже проведём Олимпийские игры, но только по математике. И посмотрим кто у нас самый умный, быстрый, сообразительный.

Итак, внимание! Представляю команду 3 А класса.

Дети встают. Капитан команды представляет:

Капитан 3А: Вас приветствует команда БАМ. Наш девиз:

Дети: «Будем активно мыслить!»

Дети остаются стоять.

Ведущая: Представление команды 3 Б класса.

Дети встают.

Капитан 3Б: Вас приветствует команда ПУПС. Наш девиз:

Дети: «Пусть ум победит силу!»

1 реб: Соревнование сейчас

2 реб: Науке посвящается,

3 реб: Что математикой у нас

4 реб: С любовью называется.

1 реб: Она поможет воспитать

2 реб: Такую точность мысли,

3 реб: Чтоб в нашей жизни всё познать

4 реб: Измерить и исчислить.

Дети по знаку ведущей садятся на свои места.

Ведущая: Чемпионами спортсмены становятся не сразу, они очень долго тренируются. Вот и мы сейчас с вами проведём математическую разминку. А начнёт первой та команда, которая быстрее и правильнее ответит на вопрос. Сколько лет рыбачил старик из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?

1.МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Ход игры: играет вся команда. Вопросы задаются по очереди каждому игроку.

Выигрывает та команда, которая за 2 минуты ответит правильно на большее количество вопросов. Итог игры записывается на доску под эмблему:

БАМ

ПУПС

 1.Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3кг).

2. Чему равно произведение чисел 9 и 9? (81)

3.Сколько копеек в рубле? (100)

4. Как называются компоненты сложения? (1,2 слагаемое, сумма)

5. На сколько 35 больше 5? (30)

6. Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат, ромб)

7. Как найти уменьшаемое? (к разности прибавить вычитаемое)

8. Уменьши 9 в 9 раз. (1)

9. Продолжи высказывание: от перестановки множителей… (произведение не изменяется)

10. Какой самый большой компонент при действии умножение? (произведение)

11. Во сколько раз 8 меньше 32? (4)

12. Как называются компоненты деления? (делимое, делитель, частное)

13. В деревне 28 деревянных домов, а каменных в 4 раза меньше. Сколько каменных домов в деревне? (7)

14. Как найти второй множитель? (произведение разделить на первый множитель)

15.Сыну 8 лет. Отец в пять раз старше сына. Сколько лет отцу? (40)

16.Чему равно частное чисел 60 и 4? (15)

17.Продолжи высказывание: деление – действие обратное… (умножению)

18.Найди произведение чисел 12 и 3? (36)

19.В трамвае ехали несколько человек. На остановке вышли 5, а вошли 9 человек. Увеличилось или уменьшилось количество людей в трамвае и на сколько? ( увеличилось на 4)

20.Раздели 72 на 2? (36)

21. Каждую головку сыра продавец разрезал пополам .Сколько было головок сыра, если получилось 6 половинок? (3)

22.во сколько раз 57 больше 3? (19)

23. Как найти 2 слагаемое? (из суммы вычесть 1 слагаемое)

24. Произведение чисел 17 и 2? (34)

25.В пакете столько же лимонов, сколько в корзине. Из пакета взяли 3 лимона, а из корзины 5. Где осталось лимонов больше и на сколько? (в пакете на 2 больше)

1.Что легче 1кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)

 2. Чему равно произведение чисел 8 и 8? (64)

3. Сколько часов в сутках? (24)

4.Как называются компоненты действия вычитания? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

5.На сколько 8 меньше 40? (32)

6.Как называется фигура, у которой 3 угла? (треугольник)

7.Как найти первое слагаемое? (из суммы вычесть известное слагаемое)

8.Уменьши 12 в 1 раз? (12)

9.Продолжи высказывание: от перестановки слагаемых… (сумма не изменяется)

10.Какой самый большой компонент при делении? (делимое)

11. Во сколько раз 7 меньше 28 (4)

12 Как называются компоненты умножения? (1множитель,2множитель, произведение)

13.На полке 16 книг, а на столе 4. Во сколько раз меньше книг на столе, чем на полке? (4)

14.Как найти делимое? (частное умножить на делитель)

15.Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку? (6)

16.Чему равно частное чисел 70 и 5? (14)

17.Продолжи высказывание: сложение одинаковых слагаемых называется… (умножением)

18. Найди произведение чисел 11 и 7 ? (77)

19.Термометр показывает 12 градусов мороза. Через некоторое время столбик ртути в термометре опустился на 3 градуса. Теплее или холоднее стало и на сколько? (холоднее на 3 градуса)

20.Раздели 78 на 3? (26)

21.На столе стояли матрёшки. В каждой из 3больших умещаются 5 маленьких матрёшек. Сколько матрёшек на столе? (18)

22. Во сколько раз 51 больше 3 ? (17)

23. Как найти вычитаемое?.

(из уменьшаемого вычесть разность)

24. Произведение чисел 19 и 2 равно…(38)

25. Петя полил в саду столько же яблонь, сколько и Катя. Когда Петя полил ещё и грушу, то оказалось, что они полили 9 деревьев. Сколько яблонь полил Петя? (4)

Ведущая: Кто же победил в математической разминке? Подведём итоги.

2.ПЕРВЫЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ ИГР – ГИМНАСТИКА.

Ведущая: Гимнастика – это специальные физические упражнения. Человек который занимается гимнастикой –сильный, ловкий. Спортсмен прыгает через коня, выполняет упражнения на брусьях, со скакалкой, мячом, лентами и т.д.. Мы тоже сейчас будем заниматься гимнастикой.

Ход игры: Перед каждым участником лежит конверт с названием «Гимнастика». В нём лежит лист с заданием. Это уравнение. Игроки должны найти значение уравнения. Затем, решённые задания они отдают капитану, он складывает результаты уравнений и называет его. Какая команда быстро и правильно выполнит задание получит 2 очка.

Итог записывается под эмблему.

БАМ

ПУПС

71-Х=66

ах5=5

х:5=2

88+х=93

Х+39=45

60:х=15

7хВ=14

64-х=57

Вх12=36

72:х=8 (52)

93-х=88

Вх4=4

Х:9=1

87+х=92

Х+47=54

50:х=25

7хв=35

65-х=58

Вх14=42

80:х=8 (54)

Ведущая: Молодцы! Все справились с заданием. А вы знаете, это не случайные цифры. Наши гимнасты на

Олимпийских играх в Хельсинки завоевали 52 золотые и 54 серебряные медали.

3. ВТОРОЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ - ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ.

Ведущая: Сейчас у нас начинается следующее соревнование, но как оно называется, вы скажите мне позже.

Для этого нужно выполнить следующее задание.

Ход игры: Перед детьми лежит доска и геометрические фигуры. Нужно за 1 мин. Сложить предмет – фигуру, из предложенных геометрических фигур. Кто быстро и правильно сложит, получит 2 очка.

БАМ

ПУПС

Ведущая: Молодцы! Замечательные фигуры у вас получились. Ребята, а в названии какого вида

Олимпийских игр присутствует название фигура.

Дети: Фигурное катание.

Ведущая: Правильно. Итак, следующий вид наших соревнований – «Фигурное катание». Посмотрите на свои доски. Какая из геометрических фигур в изображении одна?

БАМ: Квадрат.

ПУПС: Прямоугольник.

Ведущая: Молодцы! А теперь задание: найдите периметры ваших фигур, если…

БАМ

ПУПС

Сторона квадрата – 7 см

7+7+7+7=28см

7х4=28см

(7+7)х2=28

Стороны прямоугольника – 4см, 6см.

(4+6)х2=20см

4х2+6х2=20см

4+6+4+6=20см

Кто быстро и правильно выполнит задание получает 2 очка.

4. ТРЕТИЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ – СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ.

Ведущий: Как вы считаете, К какому виду спорта это относится:

  1. стиль брасс
  2. стиль баттерфляй
  3. на спине
  4. подводное
  5. синхронное

Дети: Плавание.

Ведущая: Правильно! Следующий вид спортивных состязаний – это спортивное плавание. А то, что я сейчас перечислила, виды плавания.

Ход игры: Перед каждым участником лежит конверт с названием «спортивное плавание». В нём лежит лист с заданием. Это неравенство. Нужно выполнить неравенство и поставить знак фломастером на стенде под своим номером.

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

8

 9

 10

>

=

>

>

>

<

<

<

=

=

НЕРАВЕНСТВА

  1. (12+4)х6 * 12х6+4х5
  2. 9х(3+4) * 9х3+9х4
  3. (28+19)х2 * 10 -16:4
  4. (17+14)х3 * 90 -14:2
  5. 36х2+10 * 39х2 +2
  1. 56:8 +7 * 72:9+8
  2. 54:9-2 * 63:7-3
  3. (18+27):9 * (32+8):4
  4. (96-16):2 * (86-78)х5
  5. (70-52)х2 * (87-78)х4

Ведущая: Ребята, сколько у вас неравенств со знаком «больше»?

Дети: 4 неравенства.

Ведущая: Правильно, молодцы! А вы Знаете, что на Олимпийских играх в Атланте, наша сборная по плаванию выиграла 4 золотые медали. Подведём итог этого конкурса…

5.ЧЕТВЁРТЫЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ – ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА.

Ведущая: Один из древних видов спорта – лёгкая атлетика. Сюда входят и бег на различные дистанции, и прыжки в длину и высоту, метание копья, диска и т.д.. Сейчас мы с вами займёмся одним из видов лёгкой атлетики – бегом с препятствиями.

Ход игры: (каждый берёт в руки фломастер) строятся дети друг за другом. Пробегая дистанцию (обегая мячи), каждый игрок подбегает к стенду, решает пример на «змейке», вписывает результат в пустую клеточку и садится на своё место и т.д.. Кто быстро и правильно решает примеры, получает 2 очка.

Приложение

Ведущая: Молодцы! Подведём итог нашего конкурса…..

6. ПЯТЫЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОСТЯЗАНИЙ – ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА.

Ведущая: Последний вид наших Олимпийских состязаний- тяжёлая атлетика. Люди, которые занимаются этим видом спорта, зовутся тяжелоатлетами. Они состязаются по поднятию тяжестей (штанги, гири). Главная задача не только поднять вес, но и удержать его над головой. Большое значение при этом имеет собственный вес спортсмена. Давайте посмотрим, с каким весом могут работать юные спортсмены. Это мы можем узнать, если решим задачу…

Ход игры: Выбирается один игрок. У каждой команды есть конверт с условием задачи. Вы читаете, обсуждаете, решаете. Игрок от команды называет ответ. Кто быстро и правильно решит задачу, получает 2 очка.

Задача: Юные тяжелоатлеты участвовали в Олимпийских играх. Первый тяжелоатлет поднял штангу весом 64кг, второй на 32кг больше первого тяжелоатлета, а третий в 2 раза меньше, чем второй. Сколько всего кг поднял третий тяжелоатлет?

Ведущая: Подведём итоги соревнования….

7.  ИТОГ ИГРЫ.