Цель:
- Приобретение новых знаний детьми (вступительные слова к видам спортивных игр).
- Научить осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия (решение примеров, уравнений, неравенств, задач).
- Развитие детской наблюдательности (работа с геометрическими фигурами, решение геометрических задач).
- Развитие внимания ,логического мышления, творческого воображения (построение фигур, решение логических задач, при решении математических заданий).
- Выявление одарённых детей.
- Воспитание интереса к математике, физкультуре.
- Научить детей работать в группах.
- Воспитание в детях чувства сопереживания, доброжелательности и отзывчивости друг к другу.
Форма проведения урока:
- урок - соревнование.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ВСТУПЛЕНИЕ.
Звучит торжественный марш, и дети входят (по командам), останавливаются около своих мест.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Приветствие.
Ведущая: Сегодня мы собрались с вами на замечательной игре «Олимпийские игры». Это название пришло из глубины веков. У древних греков было много богов, и по преданию жили они на горе Олимп. Самым главным среди богов был бог огня – Зевс. В его честь проводились спортивные игры у подножия горы Олимп. Именно поэтому игры стали называть Олимпийскими. Когда начинались Олимпийские игры, в стране объявлялся священный мир. Игры продолжались 5 дней, а четырёхлетний период между двумя играми назывался Олимпиадой. Была создана олимпийская эмблема. Ребята, что это за эмблема, как вы думаете? Как она выглядит?
Дети: 5 колец переплетённых на белом поле.
Ведущая: Правильно! Что обозначают эти кольца?
Дети: Это символ 5 частей света, объединённых в Олимпийском движении.
Ведущая: Какого они цвета?
Дети: Голубой, чёрный, красный, жёлтый, зелёный.
Ведущая: Молодцы! Сегодня мы тоже проведём Олимпийские игры, но только по математике. И посмотрим кто у нас самый умный, быстрый, сообразительный.
Итак, внимание! Представляю команду 3 А класса.
Дети встают. Капитан команды представляет:
Капитан 3А: Вас приветствует команда БАМ. Наш девиз:
Дети: «Будем активно мыслить!»
Дети остаются стоять.
Ведущая: Представление команды 3 Б класса.
Дети встают.
Капитан 3Б: Вас приветствует команда ПУПС. Наш девиз:
Дети: «Пусть ум победит силу!»
3А
1 реб: Соревнование сейчас
2 реб: Науке посвящается,
3 реб: Что математикой у нас
4 реб: С любовью называется.
3Б
1 реб: Она поможет воспитать
2 реб: Такую точность мысли,
3 реб: Чтоб в нашей жизни всё познать
4 реб: Измерить и исчислить.
Дети по знаку ведущей садятся на свои места.
Ведущая: Чемпионами спортсмены становятся не сразу, они очень долго тренируются. Вот и мы сейчас с вами проведём математическую разминку. А начнёт первой та команда, которая быстрее и правильнее ответит на вопрос. Сколько лет рыбачил старик из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?
1.МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Ход игры: играет вся команда. Вопросы задаются по очереди каждому игроку.
Выигрывает та команда, которая за 2 минуты ответит правильно на большее количество вопросов. Итог игры записывается на доску под эмблему:
БАМ |
ПУПС |
1.Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3кг). 2. Чему равно произведение чисел 9 и 9? (81) 3.Сколько копеек в рубле? (100) 4. Как называются компоненты сложения? (1,2 слагаемое, сумма) 5. На сколько 35 больше 5? (30) 6. Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат, ромб) 7. Как найти уменьшаемое? (к разности прибавить вычитаемое) 8. Уменьши 9 в 9 раз. (1) 9. Продолжи высказывание: от перестановки множителей… (произведение не изменяется) 10. Какой самый большой компонент при действии умножение? (произведение) 11. Во сколько раз 8 меньше 32? (4) 12. Как называются компоненты деления? (делимое, делитель, частное) 13. В деревне 28 деревянных домов, а каменных в 4 раза меньше. Сколько каменных домов в деревне? (7) 14. Как найти второй множитель? (произведение разделить на первый множитель) 15.Сыну 8 лет. Отец в пять раз старше сына. Сколько лет отцу? (40) 16.Чему равно частное чисел 60 и 4? (15) 17.Продолжи высказывание: деление – действие обратное… (умножению) 18.Найди произведение чисел 12 и 3? (36) 19.В трамвае ехали несколько человек. На остановке вышли 5, а вошли 9 человек. Увеличилось или уменьшилось количество людей в трамвае и на сколько? ( увеличилось на 4) 20.Раздели 72 на 2? (36) 21. Каждую головку сыра продавец разрезал пополам .Сколько было головок сыра, если получилось 6 половинок? (3) 22.во сколько раз 57 больше 3? (19) 23. Как найти 2 слагаемое? (из суммы вычесть 1 слагаемое) 24. Произведение чисел 17 и 2? (34) 25.В пакете столько же лимонов, сколько в корзине. Из пакета взяли 3 лимона, а из корзины 5. Где осталось лимонов больше и на сколько? (в пакете на 2 больше) |
1.Что легче 1кг ваты или 1 кг железа? (одинаково) 2. Чему равно произведение чисел 8 и 8? (64) 3. Сколько часов в сутках? (24) 4.Как называются компоненты действия вычитания? (уменьшаемое, вычитаемое, разность) 5.На сколько 8 меньше 40? (32) 6.Как называется фигура, у которой 3 угла? (треугольник) 7.Как найти первое слагаемое? (из суммы вычесть известное слагаемое) 8.Уменьши 12 в 1 раз? (12) 9.Продолжи высказывание: от перестановки слагаемых… (сумма не изменяется) 10.Какой самый большой компонент при делении? (делимое) 11. Во сколько раз 7 меньше 28 (4) 12 Как называются компоненты умножения? (1множитель,2множитель, произведение) 13.На полке 16 книг, а на столе 4. Во сколько раз меньше книг на столе, чем на полке? (4) 14.Как найти делимое? (частное умножить на делитель) 15.Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку? (6) 16.Чему равно частное чисел 70 и 5? (14) 17.Продолжи высказывание: сложение одинаковых слагаемых называется… (умножением) 18. Найди произведение чисел 11 и 7 ? (77) 19.Термометр показывает 12 градусов мороза. Через некоторое время столбик ртути в термометре опустился на 3 градуса. Теплее или холоднее стало и на сколько? (холоднее на 3 градуса) 20.Раздели 78 на 3? (26) 21.На столе стояли матрёшки. В каждой из 3больших умещаются 5 маленьких матрёшек. Сколько матрёшек на столе? (18) 22. Во сколько раз 51 больше 3 ? (17) 23. Как найти вычитаемое?. (из уменьшаемого вычесть разность) 24. Произведение чисел 19 и 2 равно…(38) 25. Петя полил в саду столько же яблонь, сколько и Катя. Когда Петя полил ещё и грушу, то оказалось, что они полили 9 деревьев. Сколько яблонь полил Петя? (4) |
Ведущая: Кто же победил в математической разминке? Подведём итоги.
2.ПЕРВЫЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ ИГР – ГИМНАСТИКА.
Ведущая: Гимнастика – это специальные физические упражнения. Человек который занимается гимнастикой –сильный, ловкий. Спортсмен прыгает через коня, выполняет упражнения на брусьях, со скакалкой, мячом, лентами и т.д.. Мы тоже сейчас будем заниматься гимнастикой.
Ход игры: Перед каждым участником лежит конверт с названием «Гимнастика». В нём лежит лист с заданием. Это уравнение. Игроки должны найти значение уравнения. Затем, решённые задания они отдают капитану, он складывает результаты уравнений и называет его. Какая команда быстро и правильно выполнит задание получит 2 очка.
Итог записывается под эмблему.
БАМ |
ПУПС |
71-Х=66 ах5=5 х:5=2 88+х=93 Х+39=45 60:х=15 7хВ=14 64-х=57 Вх12=36 72:х=8 (52) |
93-х=88 Вх4=4 Х:9=1 87+х=92 Х+47=54 50:х=25 7хв=35 65-х=58 Вх14=42 80:х=8 (54) |
Ведущая: Молодцы! Все справились с заданием. А вы знаете, это не случайные цифры. Наши гимнасты на
Олимпийских играх в Хельсинки завоевали 52 золотые и 54 серебряные медали.
3. ВТОРОЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ - ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ.
Ведущая: Сейчас у нас начинается следующее соревнование, но как оно называется, вы скажите мне позже.
Для этого нужно выполнить следующее задание.
Ход игры: Перед детьми лежит доска и геометрические фигуры. Нужно за 1 мин. Сложить предмет – фигуру, из предложенных геометрических фигур. Кто быстро и правильно сложит, получит 2 очка.
БАМ |
ПУПС |
Ведущая: Молодцы! Замечательные фигуры у вас получились. Ребята, а в названии какого вида
Олимпийских игр присутствует название фигура.
Дети: Фигурное катание.
Ведущая: Правильно. Итак, следующий вид наших соревнований – «Фигурное катание». Посмотрите на свои доски. Какая из геометрических фигур в изображении одна?
БАМ: Квадрат.
ПУПС: Прямоугольник.
Ведущая: Молодцы! А теперь задание: найдите периметры ваших фигур, если…
БАМ |
ПУПС |
Сторона квадрата – 7 см 7+7+7+7=28см 7х4=28см (7+7)х2=28 |
Стороны прямоугольника – 4см, 6см. (4+6)х2=20см 4х2+6х2=20см 4+6+4+6=20см |
Кто быстро и правильно выполнит задание получает 2 очка.
4. ТРЕТИЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ – СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ.
Ведущий: Как вы считаете, К какому виду спорта это относится:
- стиль брасс
- стиль баттерфляй
- на спине
- подводное
- синхронное
Дети: Плавание.
Ведущая: Правильно! Следующий вид спортивных состязаний – это спортивное плавание. А то, что я сейчас перечислила, виды плавания.
Ход игры: Перед каждым участником лежит конверт с названием «спортивное плавание». В нём лежит лист с заданием. Это неравенство. Нужно выполнить неравенство и поставить знак фломастером на стенде под своим номером.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
> |
= |
> |
> |
> |
< |
< |
< |
= |
= |
НЕРАВЕНСТВА
|
|
Ведущая: Ребята, сколько у вас неравенств со знаком «больше»?
Дети: 4 неравенства.
Ведущая: Правильно, молодцы! А вы Знаете, что на Олимпийских играх в Атланте, наша сборная по плаванию выиграла 4 золотые медали. Подведём итог этого конкурса…
5.ЧЕТВЁРТЫЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ – ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА.
Ведущая: Один из древних видов спорта – лёгкая атлетика. Сюда входят и бег на различные дистанции, и прыжки в длину и высоту, метание копья, диска и т.д.. Сейчас мы с вами займёмся одним из видов лёгкой атлетики – бегом с препятствиями.
Ход игры: (каждый берёт в руки фломастер) строятся дети друг за другом. Пробегая дистанцию (обегая мячи), каждый игрок подбегает к стенду, решает пример на «змейке», вписывает результат в пустую клеточку и садится на своё место и т.д.. Кто быстро и правильно решает примеры, получает 2 очка.
Ведущая: Молодцы! Подведём итог нашего конкурса…..
6. ПЯТЫЙ ВИД ОЛИМПИЙСКИХ СОСТЯЗАНИЙ – ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА.
Ведущая: Последний вид наших Олимпийских состязаний- тяжёлая атлетика. Люди, которые занимаются этим видом спорта, зовутся тяжелоатлетами. Они состязаются по поднятию тяжестей (штанги, гири). Главная задача не только поднять вес, но и удержать его над головой. Большое значение при этом имеет собственный вес спортсмена. Давайте посмотрим, с каким весом могут работать юные спортсмены. Это мы можем узнать, если решим задачу…
Ход игры: Выбирается один игрок. У каждой команды есть конверт с условием задачи. Вы читаете, обсуждаете, решаете. Игрок от команды называет ответ. Кто быстро и правильно решит задачу, получает 2 очка.
Задача: Юные тяжелоатлеты участвовали в Олимпийских играх. Первый тяжелоатлет поднял штангу весом 64кг, второй на 32кг больше первого тяжелоатлета, а третий в 2 раза меньше, чем второй. Сколько всего кг поднял третий тяжелоатлет?
Ведущая: Подведём итоги соревнования….
7. ИТОГ ИГРЫ.