Актуальность работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками обусловлена, с одной стороны, особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, связанными со стремлением расширить познавательные горизонты. С другой стороны, с такой психологической особенностью детей, как отсутствие той защитной реакции на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах, что обуславливает необходимость изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города.
Одной из содержательных линий познавательного развития детей дошкольного возраста является знакомство с содержанием понятий «здоровье» и «правила личной безопасности». Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести в разных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, мы большое внимание уделяем организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Целью работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 139» города Магнитогорска Челябинской области по указанной теме является формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путём решения нескольких задач:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города;
- ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми, легковыми машинами, трамваем, автобусом; с профессией – регулировщик; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование навыков по практическому применению полученных знаний в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада;
- становление личностных качеств – активности, самостоятельности путём формирования у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки на основе адекватных действий в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого;
- развитие у детей: речи, мышления, творческих способностей, навыков координации движений с движениями других людей и перемещением предметов, способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- расширение словарного запаса; формирование языковых и речевых средств;
- осуществление контроля за уровнем усвоения знаний по правилам дорожного движения.
Основное содержание и направление работы определятся программой для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, целями развития и спецификой контингента воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, своеобразием предметно-развивающей среды учреждения.
В дошкольном учреждении (в условиях групп, функциональных помещений, на территории детского сада) созданы оптимальные условия для реализации ДОУ целевого компонента работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города
1. С целью повышения компетентности детей, сотрудников детского сада, родителей имеются различные источники для получения информации по вопросам безопасности на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
На базе методического кабинета оборудована библиотека детской художественной литературы для детей, познавательной и публицистической литературы для педагогов и родителей, фонд которой формируется в процессе взаимодействия ДОУ с районным филиалом детской библиотеки, семьями воспитанников, педагогов, благотворительной помощи депутатов, организаций города. Особенностью библиотеки является наличие большеформатной книги, изготовленной педагогами детского сада в сотворчестве с родителями по основным разделам программы «Безопасность». Данная книга используется педагогами при организации занятий с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения, а детьми – для самостоятельного её рассматривания и чтения.
В качестве реализации метода тематического и экскурсионного проекта, организуются посещения мини-музея ДОУ, в ходе которых дети знакомятся с тем содержанием программы, которое недоступно им для непосредственного восприятия. В фонде музея имеются атрибуты, пособия, дидактический и методический материал, в том числе: экспозиция специальной одежды инспектора ГИБДД, игровые задания по правилам дорожного движения с использованием иллюстративного материала по сигналам милиционера-регулировщика, материалы из истории создания и развития автомобиля, транспорта.
Занятия в мини-музее включены нами в общую систему коррекционно-образовательной работы в блок «Ознакомление с окружающим», в ходе которых широко практикуются встречи с интересными людьми: сотрудниками ГИБДД, родителями, профессиональная деятельность которых связана с транспортом (водители, кондукторы, шофёры).
С целью закрепления и систематизации материала по профилактике дорожно-транспортных происшествий, освоенного детьми во фронтальных формах работы, в методическом фонде ДОУ (в кабинете развивающего обучения) присутствуют: учебно-игровое пособие ЛОГИКО-Малыш и компьютерная развивающая игра «Игра по правилам». Игры с использованием указанного материала позволяют детям в совместной деятельности с взрослыми и самостоятельно, ставить перед собой задачи, находить решение и проверять правильность своих рассуждений. А педагогам осуществлять текущий и итоговый контроль знаний и развития детей.
По результатам победы ДОУ в 2007 году в областном конкурсе проектов программ использования новых информационных программ в образовательном процессе в детском саду скомплектован компьютерно - игровой комплекс, на базе которого дети знакомятся с содержанием раздела программы «Безопасность» «Ребёнок и улица» с помощью обучающих компьютерных программ.
2. Работа по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города является логическим элементом игры, прогулок. С целью их организации на территории детского сада размещены и полно оборудованы игровые комплексы и центры. Огромным интересом и любовью у детей пользуется игровой центр «Автодром» расположенный на участке детского сада. По его территории, замкнутая в круговое движение, вьётся дорога. На ней – размётка для двустороннего движения, пешеходных переходов («зебра»). На дороге проходит обучение езде на игровых электромобилях, велосипедах, самокатах в летнее время, на санках в зимний период. В играх с детьми педагоги закрепляем знание правил дорожного движения, организуют детский опыт применения знаний детьми в практической деятельности.
По периметру дороги расположены игровые комплексы, как со стационарным, так и полифункциональным и мобильным оборудованием, на базе которых мы организуем с детьми сюжетно-ролевые игр «Школа», «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Автозаправочная станция», «Метеостанция» и других игр, подходящих по содержанию играм, организуемым педагогами с детьми. На соседней с автодромом территории, находится «тренировочный трек», на которой проходят «обучение» «службы спасения», вступающие в игровые действия при непредвиденных обстоятельствах на дорогах автодрома.
Для организации игр на указанных игровых комплексах имеется разнообразное оборудование, которое находится в свободном доступе для детей.
В качестве милиционера-регулировщика, контролирующего движение на автодроме, выступают как взрослые детского сада, так и школьники, прилежащих к детскому саду школ, в том числе и выпускники нашей группы.
По периметру детского сада разбита асфальтированная дорога для практического освоения детьми двустороннего движения по ней на различных игровых транспортных средствах, овладения детьми практическими навыками пространственной ориентировки на территории детского сада.
С целью овладения детьми практическими навыками пространственной ориентировки на улицах города и развития навыков наглядного моделирования на свободном участке территории детского сада выстроен макет микрорайона, в состав которого входят улицы, перекрёстки, основные социокультурные объекты. Проложены транспортные магистрали движения различных видов транспорта г. Магнитогорска. Занятия и игры, организуемые нами на макете, имеют назначение ознакомления и закрепления основных правил передвижения по транспортным линиям микрорайона в качестве пассажиров и пешеходов, а также имеют характер свободной игровой деятельности по замыслам детей на прогулках.
С целью решения задачи по развитию у детей восприятия различных сигнальных систем окружающей обстановки, педагогами широко задействуется оборудование сенсорной комнаты. Тренинговые игры с пособиями комнаты, разработанные специалистами с учётом их ассортимента, расположения и комплектования способствуют развитию зрительного, тактильного, телесного, слухового восприятия детей с задержкой психологического развития.
В каждой группе детского сада созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которой имеется спектр дидактических, настольных, режиссёрских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр, макеты улиц, отражающих расположение объектов реально существующих в нашем городе. В ходе игр педагоги с детьми обсуждают интересные ситуации; создают и разрешают проблемные ситуации для совместного с взрослыми и сверстниками и самостоятельного их решения, развития сюжета, освоения различных ролей. В совместном творчестве воспитателей, детей и родителей группы изготавливаются предметы-заместители, игрушки - самоделки для различных видов игр.
3. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улице проводится планово, систематически с учётом всех направлений проекта государственного образовательного стандарта с активным включением всех участников коррекционно-образовательного процесса детского сада (педагогов, родителей, детей). Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребёнок применял в продуктивной деятельности и затем реализовывал в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада.
В сложной и многоплановой работе по профилактике дорожно-транспортных происшествий принимает участие весь коллектив дошкольного образовательного учреждения, функциональные обязанности каждого из которых определены должностными инструкциями.
Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения мы проводим данную работу системно, весь учебный год при гибком распределении программного материала в форме специально организованных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим, изобразительной, конструктивной деятельности, ручному труду согласно перспективного, тематического и календарного планирования, разработанного творческой группой педагогов ДОУ. Все сведения о правилах дорожного движения связываем в последовательную и стройную систему представлений. С этой целью некоторые темы программы «Безопасность» нами интегрируются с одной стороны с отдельными лексическими темами коррекционно-образовательного процесса, такими как «Профессии» – медицинская сестра, врач, водитель, шофёр, инспектор ГИБДД. «Детский сад» – функциональные помещения, имеющие отношение к формированию основ безопасного поведения на улице (физкультурный зал, кабинет развивающего обучения, детская библиотека, мини-музей, тренировочные зоны, изостудия, сенсорная комната). «Я и моё тело» – микрополиклиника, кабинет медицинской сестры.
С другой стороны интеграция происходит за счёт разнообразных форм работы с детьми – помимо специально организованных занятий, используем игры, развлечения, отдельные режимные моменты (гигиенические, оздоровительные процедуры).
С целью координации деятельности педагогических участников образовательного процесса составляются совместные планы, чтобы избежать повторений и последовательно развёртывать определённые темы. Так, инструктор по физическому воспитанию организует обучение езде на велосипедах, самокатах, электротранспорте, комментируя выполнение физических упражнений, рассказывает об их пользе, опираясь на знания детей о строении организма человека. Руководитель изостудии содержание занятий строит с учётом проходимой лексической темы, в том числе связанной и с безопасностью детей. Музыкальные руководители разучивают песенный, танцевальный и игровой репертуар, входящий в структуру досугов и развлечений по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Медицинские работники в ходе бесед валеологического направленности с детьми привлекают материал из разделов программы «Безопасность», объясняют детям зависимость между соблюдением правил поведения на улице – оказанием первой помощи – возможной инвалидностью человека. Воспитателями группы, как участниками всех форм работы специалистов детского сада, организуется предварительная работа с детьми и продолжается начатая работа в ключе, заданном коллегами, в повседневной жизни группы с учётом возрастной и индивидуальной адресованности.
4. Работа с детьми по освоению правил дорожного движения строится на основе преемственного взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи, что решает задачу сделать родителей нашими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города. А также выработать единые подходы по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у дошкольника.
Наиболее эффективными формами работы педагогов группы с родителями являются:
- Организация встреч (общих, групповых, индивидуальных) с целью информирования родителей о совместной работе.
- Ознакомление родителей с работой группы, детского сада по реализуемой программе, с результатами обучения детей (собрания, открытые занятия, наглядная информация, выставки литературы, продуктов детского творчества). Организация совместных мероприятий с участием родителей.
В результате целенаправленной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма между педагогами группы и родителями достигнуто полное взаимопонимание в соблюдении единых требований семьи и детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города, практическому применению и соблюдению ими правил дорожного движения.
5. В организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы тесно взаимодействует с:
- районным инспектором по пропаганде ГИБДД УВД, который принимает активное участие:
– в образовательной работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения, как на этапе формирования знаний (беседы с детьми, рассматривание иллюстративного материала), так и на этапе закрепления и практического применения полученных знаний (участие в досуговых мероприятиях, играх);
– в информационном просвещении родителей на родительских собраниях. В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная информация, одним из содержаний которой является обращения инспекции ГИБДД к взрослым жителям города. - с городским экскурсионным бюро по организации транспортных и пеших экскурсий с детьми по улицам и к социокультурным объектам города;
- с образовательными школами микрорайона для организации совместных игр школьников с детьми на автодроме, выставок продуктов детского творчества.
- с объектами культуры и спорта микрорайона, города:
– филиалом деткой библиотеки, в процессе посещения которой сотрудники библиотеки проводят беседы с детьми, досуговые мероприятия, производят обмен книг для детского чтения, методической и публицистической литературы для организации работы с детьми педагогами.
– детской картинной галереей, в залах которой выставляются изобразительные работы наших детей, содержание которых отражает знания дошкольниках о правилах безопасного поведения на улицах города.
– легкоатлетическим манежем, на дорожках которого наши дети закрепляют навыки движения на детских транспортных средствах (самокатах, велосипедах).
5. Учреждение имеет определённые успехи в работе по данному направлению. В 2006 году детский сад стал победителем городского и областного конкурса «Зелёный огонёк». В том же году участвовал в региональной выставке «Восточные ворота» с опытом работы по организации работы с детьми по формированию навыков осознанного поведения на улицах города.
Опыт работы педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения на макете микрорайона и в игровом центре «Автодром» на городской выставке педагогического мастерства в 2007 году занял призовое место.