Цели урока:
- Совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать и сравнить величины.
- Закреплять умение творчески подходить к решению задач.
- Развивать логическое мышление.
Тип урока: закрепление изученного материала. Учащиеся закрепляют знания об отношениях между изученными единицами площади. Закрепляют умение заменять крупные единицы измерения мелкими, мелкие – крупными.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
– Сегодня у нас на уроке много гостей. Посмотрите на них и улыбнитесь. А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи и успехов.
2. Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке нам предстоит работа с изученными величинами, будем решать задачи.
3. Актуализация знаний.
– С какими величинами в последнее время мы познакомились?
– Что мы умеем измерять у предметов?
– Какие действия можно производить с величинами?
4. Устный счёт.
А ещё мы совершим маленькую экскурсию. А куда мы отправимся, вы узнаете, правильно расшифровав математическую головоломку.
А 70*10-3*80=460 | У 360:( 120+240)*4=4 | П (160-40)*5=1000 | ||
Ш 600-150:5+5=575 | Ч (680-280)(4:2)=200 | И 290-90*3=20 | ||
К 90*6=540 | Е 900*6=5400 | У 824-820=4 | ||
С 810:90=9 | С 909-900=9 | Л 170+30*4=290 | ||
А 90*4+100=460 | К 250*2+40=540 | Б 620*10=6200 | ||
В 1000-1=999 | Р 550+451=1001 | А 60*6+25*4=460 | ||
Я 440:10=40 |
200 | 4 | 999 | 460 | 575 | 9 | 540 | 460 | 44 |
Ч | у | в | а | ш | с | к | а | я |
1001 | 5400 | 9 | 1000 | 4 | 6200 | 290 | 20 | 540 | 460 |
Р | е | с | п | у | б | л | и | к | а |
Мы совершим экскурсию по нашей Чувашской Республике.
– С какими республиками и областями граничит Чувашская Республика? (Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Ульяновская область, Нижегородская область).
Давайте сравним площади Чувашской Республики и площади соседних республик.
- Чувашская Республика – 18.300 кв. км.
- Республика Мордовия – 26.200 кв. км.
- Республика Татарстан – 68.000 кв. км.
- Республика Марий Эл – 23.200 кв. км.
- Ульяновская область – 37.300 кв. км.
- Нижегородская область – 4.800 кв.км.
- На сколько квадратных километров площадь Республики Татарстан больше, чем площадь Чувашской Республики?
- На сколько квадратных километров площадь ЧР меньше, чем площадь Республики Марий Эл?
- Территория какой республики или области больше территории ЧР на 19.000 кв.км?
- Выразите площади республик и областей в гектарах.
5.Арифметический диктант.
Запишите числа, встречающиеся в предложениях цифрами.
Население Чувашской Республики составляет 1.359.000 человек. Городское население Чувашии – 830.000 человек. В сельской местности проживает 529.000 человек. В столице нашей республики – 458.000 жителей. А в другом крупном городе Чувашии- в Новочебоксарске – 123.600 жителей.
– Какое число здесь лишнее? Почему?
– Какие задания вы могли бы предложить с этими числами?
- Расположить в порядке возрастания;
- Расположить в порядке убывания;
- Показать в числах общее количество десятков, сотен;
- Записать числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Что означают нули в записи этих чисел.
6. Работа в парах.
– В столице нашей республики живёт мой племянник Игорь. Он тоже учится в 4 классе. На прошлой неделе он приезжал в деревню, а вот когда он уезжал, он забыл свою тетрадку по математике. Оказалось, они в городе тоже проходили тему «Величины». Одно из заданий, выполненных Игорем, мне показалось очень любопытным. Мне кажется, что в его работе есть ошибки. Ваша задача: найти ошибки и определить, чего не умеет делать Игорь. Что должен сделать Игорь, чтобы у него не было таких ошибок?
- 6200 мм = 62 см
- 630 дм = 6 м (63 м)
- 1000 см = 1 м (10 м)
- 10 см - 8 см = 2 см
- 1 км - 980 м = 0 м (20 м)
- 1 км + 35 м = 36 м (1035 м)
- 400 кв. м - 4 а = 396 кв. м. (0)
- 1000 м = 1 км
- 50 а = 5 га (<)
(Не знает соотношение между единицами длины и единицами измерения площади; не умеет выражать крупные единицы измерения мелкими и наоборот, выделять общее количество десятков и единиц). Игорю надо знать соотношение между единицами измерения длины и площади, нужно быть внимательным.)
– Молодцы! Значит я могу вам предложить следующее задание из тетрадки Игоря, думаю, вы меня не подведёте. Не вычисляя, докажите, что эти примеры решены неверно.
- 495+504=639
- 7376-4467=1949
- 926-745=621
- 5245+5763=10994
– Какие молодцы! Вы, наверное, устали, пора и отдохнуть.
Физкультминутка: «Солнышко». В этот пасмурный осенний день нарисуем большое, теплое солнышко и пройдёмся немножко пешком. Но ходить пешком в осеннее время не всегда удобно, на улицах много грязи.
7. Решение задач.
Президент Чувашской республики Н.В. Федоров принял специальную программу развития села, согласно которому, в каждое село и деревню должны провести асфальтированные дороги. Давайте посмотрим, как идут дела в этом направлении. Задача №228 на странице 48.
Рисуем чертёж.
- 234 : 3 = 78 кв. м – за 1 час.
- 78 * 10 = 780 кв. м – за 10 часов.
Задача на смекалку.
Дальше мы пойдём по лесной. В этом году был богатый урожай лесных орехов. Решим задачу на смекалку на странице 48.
Таня нашла на 15 орехов больше, чем Марина. Таня отдала Марине 8 орехов. У кого из девочек стало больше орехов и на сколько?
8. Сравнение величин.
Из леса мы вышли в большое чувашское село. В этом селе 2 крупных фермерских хозяйства «Богатырь» и «Заря». Давайте посмотрим, чем занимаются в этих хозяйствах. Сравним, в каком хозяйстве та или иная культура выращивается на большей площади.
Выращиваемые культуры | ФХ «Богатырь» | ФХ «Заря» |
Картофель | 50 а | 5 га |
Овощи | 40 а | 4000 кв.м. |
Зерновые культуры | 29 га | 2900 а |
Кормовые культуры | 17 а 45 кв.м. | 947 кв.м |
Хмель | 2 га | 30000 кв.м. |
9. Геометрический материал.
Для постройки теплиц руководитель хозяйства «Богатырь» выделил участок земли прямоугольной формы. Длина участка 200 м, а ширина 40 м меньше длины. Найдите площадь участка, выразите ее в арах. А какой длины должен быть забор вокруг этого участка? (Найти периметр)
– Молодцы! Все вы работали старательно, активно.
Мы с вами прошлись по территории Чувашии и снова вернулись в родную школу, а здесь нас ожидает зашифрованное письмо.
10. Задание на смекалку.
От кенгуру из Австралии для ребят из Чувашии получена шифровка: 12342562756278. В ней разные цифры обозначают буквы, а одинаковые цифры – одинаковые буквы. Что могло быть написано в шифровке?
- Думай и трудись.
- Гуляй и отдыхай.
- Привет от Кенги.
- Вперёд к победам.
- Мой вопрос прост.*
11. Подведение итогов.
– Молодцы, мы подошли к финалу нашего урока.
- что мы делали сегодня на уроке?
- какие задания по ходу урока вам было легко выполнить?
- что показалось трудным? Почему?
- с каким настроением вы уходите с урока?
12. (Резервное задание) Тест.
-
Чему равна площадь прямоугольника, если длина 30 см, а ширина в 3 раза меньше:
1) 300 м;
2) 90 кв. м;
3) 300 кв. м. -
Вставь пропущенные числа.
1) 1 а = … кв. м (100);
2) 1 га = …. кв. м (10000);
3) 1 га = … а (100). -
Отметь верное равенство.
*1) 6 кв. км = 600 га;
2) 200 кв. дм = 2 кв. м;
3) 9 а = 9000 кв. м. -
Вырази.
1) 600 кв. см = … кв. дм (6);
2) 160000 кв. см = … кв. м (16);
3) 20 кв. км = … кв. м (20000000). -
Вычисли.
1) 12 км 315 м - 2 км 300 м = … (10 км 15 м);
2) 148 м 36 см - 18 м 09 см = … (130 м 27 см);
3) 1 кв. дм - 20 кв. см = … (80 кв. см).