Открытый урок по математике в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 

  1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать и сравнить величины.
  2. Закреплять умение творчески подходить к решению задач.
  3. Развивать логическое мышление.

Тип урока: закрепление изученного материала. Учащиеся закрепляют знания об отношениях между изученными единицами площади. Закрепляют умение заменять крупные единицы измерения мелкими, мелкие – крупными.

Ход урока 

1. Организационный момент. Психологический настрой.

– Сегодня у нас на уроке много гостей. Посмотрите на них и улыбнитесь. А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи и успехов.

2. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке нам предстоит работа с изученными величинами, будем решать задачи.

3. Актуализация знаний.

С какими величинами в последнее время мы познакомились?

– Что мы умеем измерять у предметов?

– Какие действия можно производить с величинами?

4. Устный счёт.

А ещё мы совершим маленькую экскурсию. А куда мы отправимся, вы узнаете, правильно расшифровав математическую головоломку.

А 70*10-3*80=460       У 360:( 120+240)*4=4       П (160-40)*5=1000
Ш 600-150:5+5=575   Ч (680-280)(4:2)=200   И 290-90*3=20
К 90*6=540   Е 900*6=5400   У 824-820=4
С 810:90=9   С 909-900=9   Л 170+30*4=290
А 90*4+100=460   К 250*2+40=540   Б 620*10=6200
В 1000-1=999   Р 550+451=1001   А 60*6+25*4=460
Я 440:10=40        

 

200 4 999 460 575 9 540 460 44
Ч у в а ш с к а я

1001 5400 9 1000 4 6200 290 20 540 460
Р е с п у б л и к а

Мы совершим экскурсию по нашей Чувашской Республике.

– С какими республиками и областями граничит Чувашская Республика? (Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Ульяновская область, Нижегородская область).

Давайте сравним площади Чувашской Республики и площади соседних республик.

  • Чувашская Республика – 18.300 кв. км.
  • Республика Мордовия – 26.200 кв. км.
  • Республика Татарстан – 68.000 кв. км.
  • Республика Марий Эл – 23.200 кв. км.
  • Ульяновская область – 37.300 кв. км.
  • Нижегородская область – 4.800 кв.км.
  1. На сколько квадратных километров площадь Республики Татарстан больше, чем площадь Чувашской Республики?
  2. На сколько квадратных километров площадь ЧР меньше, чем площадь Республики Марий Эл?
  3. Территория какой республики или области больше территории ЧР на 19.000 кв.км?
  4. Выразите площади республик и областей в гектарах.

5.Арифметический диктант. 

Запишите числа, встречающиеся в предложениях цифрами.

Население Чувашской Республики составляет 1.359.000 человек. Городское население Чувашии – 830.000 человек. В сельской местности проживает 529.000 человек. В столице нашей республики – 458.000 жителей. А в другом крупном городе Чувашии- в Новочебоксарске – 123.600 жителей.

– Какое число здесь лишнее? Почему?

– Какие задания вы могли бы предложить с этими числами?

  • Расположить в порядке возрастания;
  • Расположить в порядке убывания;
  • Показать в числах общее количество десятков, сотен;
  • Записать числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Что означают нули в записи этих чисел.

6. Работа в парах. 

– В столице нашей республики живёт мой племянник Игорь. Он тоже учится в 4 классе. На прошлой неделе он приезжал в деревню, а вот когда он уезжал, он забыл свою тетрадку по математике. Оказалось, они в городе тоже проходили тему «Величины». Одно из заданий, выполненных Игорем, мне показалось очень любопытным. Мне кажется, что в его работе есть ошибки. Ваша задача: найти ошибки и определить, чего не умеет делать Игорь. Что должен сделать Игорь, чтобы у него не было таких ошибок?

  • 6200 мм = 62 см
  • 630 дм = 6 м (63 м)
  • 1000 см = 1 м (10 м)
  • 10 см - 8 см = 2 см
  • 1 км - 980 м = 0 м (20 м)
  • 1 км + 35 м = 36 м (1035 м)
  • 400 кв. м - 4 а = 396 кв. м. (0)
  • 1000 м = 1 км
  • 50 а = 5 га (<)

(Не знает соотношение между единицами длины и единицами измерения площади; не умеет выражать крупные единицы измерения мелкими и наоборот, выделять общее количество десятков и единиц). Игорю надо знать соотношение между единицами измерения длины и площади, нужно быть внимательным.)

– Молодцы! Значит я могу вам предложить следующее задание из тетрадки Игоря, думаю, вы меня не подведёте. Не вычисляя, докажите, что эти примеры решены неверно.

  • 495+504=639
  • 7376-4467=1949
  • 926-745=621
  • 5245+5763=10994

– Какие молодцы! Вы, наверное, устали, пора и отдохнуть.

Физкультминутка: «Солнышко». В этот пасмурный осенний день нарисуем большое, теплое солнышко и пройдёмся немножко пешком. Но ходить пешком в осеннее время не всегда удобно, на улицах много грязи.

7. Решение задач. 

Президент Чувашской республики Н.В. Федоров принял специальную программу развития села, согласно которому, в каждое село и деревню должны провести асфальтированные дороги. Давайте посмотрим, как идут дела в этом направлении. Задача №228 на странице 48.

Рисуем чертёж.

  1. 234 : 3 = 78 кв. м – за 1 час.
  2. 78 * 10 = 780 кв. м – за 10 часов.

Задача на смекалку. 

Дальше мы пойдём по лесной. В этом году был богатый урожай лесных орехов. Решим задачу на смекалку на странице 48.

Таня нашла на 15 орехов больше, чем Марина. Таня отдала Марине 8 орехов. У кого из девочек стало больше орехов и на сколько?

8. Сравнение величин.

Из леса мы вышли в большое чувашское село. В этом селе 2 крупных фермерских хозяйства «Богатырь» и «Заря». Давайте посмотрим, чем занимаются в этих хозяйствах. Сравним, в каком хозяйстве та или иная культура выращивается на большей площади.

Выращиваемые культуры ФХ «Богатырь» ФХ «Заря»
Картофель 50 а 5 га
Овощи 40 а 4000 кв.м.
Зерновые культуры 29 га 2900 а
Кормовые культуры 17 а 45 кв.м. 947 кв.м
Хмель 2 га 30000 кв.м.

9. Геометрический материал.

Для постройки теплиц руководитель хозяйства «Богатырь» выделил участок земли прямоугольной формы. Длина участка 200 м, а ширина 40 м меньше длины. Найдите площадь участка, выразите ее в арах. А какой длины должен быть забор вокруг этого участка? (Найти периметр)

– Молодцы! Все вы работали старательно, активно.

Мы с вами прошлись по территории Чувашии и снова вернулись в родную школу, а здесь нас ожидает зашифрованное письмо.

10. Задание на смекалку.

От кенгуру из Австралии для ребят из Чувашии получена шифровка: 12342562756278. В ней разные цифры обозначают буквы, а одинаковые цифры – одинаковые буквы. Что могло быть написано в шифровке?

  1. Думай и трудись.
  2. Гуляй и отдыхай.
  3. Привет от Кенги.
  4. Вперёд к победам.
  5. Мой вопрос прост.*

11. Подведение итогов. 

Молодцы, мы подошли к финалу нашего урока.

  • что мы делали сегодня на уроке?
  • какие задания по ходу урока вам было легко выполнить?
  • что показалось трудным? Почему?
  • с каким настроением вы уходите с урока?

12. (Резервное задание) Тест.

  1. Чему равна площадь прямоугольника, если длина 30 см, а ширина в 3 раза меньше:
    1) 300 м;
    2) 90 кв. м;
    3) 300 кв. м.

  2. Вставь пропущенные числа.
    1) 1 а = … кв. м (100);
    2) 1 га = …. кв. м (10000);
    3) 1 га = … а (100).

  3. Отметь верное равенство.
    *1) 6 кв. км = 600 га;
    2) 200 кв. дм = 2 кв. м;
    3) 9 а = 9000 кв. м.

  4. Вырази.
    1) 600 кв. см = … кв. дм (6);
    2) 160000 кв. см = … кв. м (16);
    3) 20 кв. км = … кв. м (20000000).

  5. Вычисли.
    1) 12 км 315 м - 2 км 300 м = … (10 км 15 м);
    2) 148 м 36 см - 18 м 09 см = … (130 м 27 см);
    3) 1 кв. дм - 20 кв. см = … (80 кв. см).