Цели:
- проверить прочность знаний учащихся по русскому языку;
- сформировать умение применять свои знания на практике;
- выработать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: карточки с вопросами; задания для участников; иллюстрации к домашнему заданию команд, музыкальное оформление «Мы начинаем КВН…»
Ход мероприятия
(Звучит музыка КВН, участники приглашаются на сцену.)
Ведущий: Сегодня мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями.
(Каждая команда должна была подготовить своё название, девиз, приветствие)
Разминка:
1. У какого слова в конце три одинаковые буквы «е»? (Длинношеее)
2. Какое слово состоит из трёх местоимений? (Вымыты)
5. Куда можно нырнуть, если рядом нет воды? (В нору)
6. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить? (Самобранка не от бранить, а от убирать, т.е. накрывать стол.)
7. Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова «кость»)
9. Какой глагол содержит в себе сто отрицаний? (Стонет)
Конкурс «Корректор»
Ведущий: Перед Вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
Ведущий: Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих любимых писателях. Найдите его ошибки.
«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно – рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе».
(Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе – первое слово – имя; но: Конан Дойля это двойная фамилия, звали его Артуром.)
Ведущий: В дебрях Африки учёный вёл дневник. Он носил его с собой в сумке, и первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать эту страничку.
«Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн… же эт… суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк…авеню, что виднел… из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… чёрн… кофе. Одна чашка так… кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ…. какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор… я назвал Эльза.»
(Мужской род: суахили – язык, какаду – попугай, кофе; женский род: авеню – улица, шимпанзе – кличка указывает на пол животного; форма множественного числа – жалюзи)
Домашнее задание 1 команды. [1]
А.Ю. Тррррр!
А., С. Начинаем весёлый урок!
А.Ю. И начинаем наш урок сегодня с письма.
«Дорогая Радионяня! Ты, конечно, не знаешь моего имя, потому что раньше я тебе не писал – не было время…» И так далее. Я не буду называть вам автора письма, скажу одно: это очень способный молодой человек, в одной фразе он сделал две ошибки.
А. А где ошибки, Анастасия Юрьевна?
А.Ю. Ну как где? В словах ИМЯ и ВРЕМЯ. Как они должны звучать в родительном падеже?
А. В родительном? Кого чего? ИМЯ.
С. Нет чего? ВРЕМЯ. Анастасия Юрьевна, в письме всё верно. Я бы тоже так написал
А.Ю. Я знаю. Вы бы могли ещё и не так написать. Вы бы могли, например, так написать: «Вы не знаете моего ИМЯ и ФАМИЛИЕ»…
С. Нет, «не знаете моего ФАМИЛИИ. А вот ИМЯ и ВРЕМЯ – среднего рода, и эти слова особые: у них в родительном падеже перед окончанием добавляется ЕН. Нет чего? ВРЕМЕНИ. Не знаю чего? ИМЕНИ. Ясно?
А. Ясно. В родительном падеже добавляется ЕН.
С. А в других падежах у них что-нибудь добавляется?
А.Ю. Давайте посмотрим. Возьмём, к примеру, творительный падеж. Скажем, у человека есть свободное время. И он говорит: « Я располагаю свободным…» чем?
С. ВРЕМЕНЕМ.
А.Ю. ВРЕМЕНЕМ. Свободным ВРЕМЕНЕМ.
С. Что же, это ЕН добавляется во всех падежах?
А.Ю. Во всех, кроме именительного и винительного. Вот просклоняйте, пожалуйста, эти слова. Именительный…
А. ИМЯ.
С. ВРЕМЯ.
А.Ю. Родительный…
А. ИМЕНИ
С. ВРЕМЕНИ.
А.Ю. Дательный…
А. ИМЕНИ.
С. ВРЕМЕНИ.
А.Ю. Винительный…
А. ИМЯ.
С. ВРЕМЯ.
А.Ю. Творительный…
А. ИМЕНЕМ.
С. ВРЕМЕНЕМ.
А.Ю. Предложный…
А. О ИМЕНИ.
С. О ВРЕМЕНИ.
А.Ю. Молодцы!
С. Анастасия Юрьевна, мы эти два слова на всю жизнь запомнили!
А.Ю. Молодцы! Но два слова – этого мало. Надо запомнить десять.
А., С. Десять?
А.Ю. Да-да-да. В русском языке есть десять слов среднего рода, которые оканчиваются на МЯ: ИМЯ, ВРЕМЯ, ЗНАМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ПЛЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ, ВЫМЯ, ТЕМЯ.
А. Ого! Все эти слова запомнить – такое тяжкое БРЕМЯ!
С. Пока запомнишь, заболит ТЕМЯ.
А.Ю. Успокойтесь, пожалуйста. Для молодого ребячьего ПЛЕМЕНИ тут нет никакого БРЕМЕНИ. Ведь правила склонения для всех этих слов одинаковы. Повторите его.
А., С. Хором?
А.Ю. Можно хором.
А.,С. При склонении существительных на – МЯ во всех падежах, кроме именительного и винительного, перед окончанием добавляется ЕН.
А.Ю. Молодцы! Молодцы, друзья мои, вы делаете успехи!.. Но пока мы говорим только про единственное число. А что во множественном?
С. А во множественном гораздо проще. Там не надо ЕН добавлять, оно уже сразу есть. ВРЕМЕНА, ВРЕМЕН, ВРЕМЕНАМИ, О ВРЕМЕНАХ.
А. О ПЛАМЕНАХ, О ВЫМЕНАХ, О ТЕМЕНАХ.
А.Ю. Ах, ах, ах! Как во множественном числе слово ПЛАМЯ?
С. Пожар.
А.Ю. Да нет, вы мне зубы не заговаривайте, пожалуйста.
С. ПЛАМЯ во множественном числе будет…ПЛАМЁНА… или ПЛАМЕНА.
А.Ю. Подумайте, подумайте хорошенько. У одного костра ПЛАМЯ, а у двух костров что?
А. ПЛАМИ…Нет, я не знаю.
С. И я не знаю.
А.Ю. И никто не знает. Потому что у слов ПЛАМЯ, ВЫМЯ, БРЕМЯ, ТЕМЯ вообще нет множественного числа. У одного из вас ТЕМЯ, и у вас двоих тоже ТЕМЯ или два…
А., С. ТЕМЕНИ.
А.Ю. Правильно. Вот видите, правила про эти слова очень простые.
А. Правила-то простые, но только как сами слова запомнить?
С. Анастасия Юрьевна, а нет какого-нибудь хитроумного способа?
А.Ю. Хитроумного?
С. Да.
А.Ю. Пожалуй, есть. Специальная песенка про десять слов.
(Можно пригласить в качестве помощника старшеклассника, который на гитаре подыграет шестиклассникам)
ВСЕ.
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
А.Ю. Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
С. Как написать свою фамилию и ИМЯ,
А. Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
ВСЕ. Необразованное было это ПЛЕМЯ.
А. Трудно было им жить в эти годы,
С. Угнетало их БРЕМЯ забот,
А.Ю. И страдали они от погоды
ВСЕ. Без плащей, без зонтов и без бот.
А.Ю. Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
С. Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
А. Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
ВСЕ. С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков.
Чтоб она получилась полезней,
Мы включили в нее десять слов.
А.Ю. Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ,
С. В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ,
А. А для того, чтоб облегчить учёбы БРЕМЯ,
ВСЕ. Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ.
Конкурс капитанов
Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель Куприн посмотрел меню и сказал:
– Шесть порций орфографических ошибок.
– Этого подать не можем, не держим, – ответил официант.
– Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное меню. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите правильно меню:
(Текст заранее записан на передвижных досках)
- Суп с фр…кадельками.
- Ра…ольник с к…лбасой.
- Котлеты сви…ные.
- П…льмени.
- Шамп…ньоны в масл…ом соусе.
- К…мпот груш…во…алыч…вый.
- Клюкве…ая вода.
- Коври…ка ржа..ая.
- П…рожное б…сквитное.
- Пиро…ки с печ…нкой.
- Лимо…ый соус.
- Пшё…ая каша.
- Каша из овся…ой крупы.
- Кури…ые окорочка жареные.
- Тушёное лоси…ое мясо.
Ведущий: Пока капитаны правильно оформляют меню, проведём
конкурс болельщиков.
Игра «Кто больше?». (Ребята должны были заранее подобрать стихотворения, посвящённые русскому языку, его красоте и величию, богатству и выразительности)
Конкурс «Лексика»
Ведущий: Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся древнегреческими математическими, астрономическими и прочими научными терминами; многие из нас, сами того не подозревая, носят греческие имена: Андрей, например, значит по-гречески «мужественный, храбрый». Алексей – «защитник», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо. (Макароны. Подсказка в тексте: счастливый по-гречески makarios)
Ведущий: Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918г.) в этом случае говорили от аза до ижицы? (До реформы русской графики(1918 год) первой буквой в азбуке была буква аз, а последней ижица.)
Ведущий: Маленьких детей часто просят: « Покажи, где у тебя глазки, где носик…» А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, шуйца, рамена, персты. (Щёки, лоб, шея, правая рука, левая рука, плечи, пальцы)
Ведущий: Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. (Не бояться (не страшиться) смерти; идти на смерть)
Ведущий: Одновременно ли появились слово самолёт и летательный аппарат с таким названием? Если нет, что появилось раньше? (Раньше появилось слово – см. в сказках ковёр – самолёт.)
Ведущий: Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаюься друг от друга. Что означает выражение птичий базар и птичий рынок? (Птичий базар – место массовых птичьих гнездовий на морском берегу; птичий рынок – место, где производится продажа животных и птиц)
Ведущий: Вплоть до XIX века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не сеяли кукурузы, не выращивали арбузов… Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова: бык, кукуруза, арбуз. Объясните своё решение вопроса. (Эти слова звучат там по-русски, так как познакомил туземцев с этими растениями и животным Н.И. Миклухо-Маклай.)
Ведущий: У А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относятся слова: «Он точно белены объелся»? (Белена – ядовитое растение семейства паслёновых. Белены объелся – обезумел (связано с симптомами отравления беленой).
Домашнее задание 2 команды [1]
А.А. Тррррр!
А., С. Начинаем весёлый урок!
А.А Вот сегодня, дорогие мои помощники, а вы из этих слов должны будете составить рассказ, причём рассказ интересный и обязательно весёлый.
С. Пожалуйста, хоть целый роман сочиним!
А. А какие слова, Андрей Александрович?
А.А. Слова такие. Запоминайте: МЕТРО, ПАЛЬТО, КИНО, КАШНЕ, КЕНГУРУ, ШОССЕ, ШИМПАНЗЕ, ДОМИНО, ФОРТЕПИАНО, ПЕНСНЕ, КАФЕ.
С. Тут и запоминать нечего!
А. Мы записали, и сейчас из этих слов не только рассказ. Мы поэму в стихах напишем!
С. И не только стихи сочиним, но и песню на эти стихи споём!
А. Правильно!.. Музыка!..
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
С.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
А.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
С.
А вернее – я и ты
Без кашна и без пальты.
А.А. Вы знаете, друзья мои, мне кажется, что так сочинять и я могу.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
А. А у вас тоже получается.
С. Вы тоже молодец.
А.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
С.
И сидит за доминой
С шимпанзой и кокадой.
А.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
А.А.
Тут и взрослый, сняв пенсню.
Хохотал на всю киню.
А.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
С.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать!
А.А. У нас с вами получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.
А., С. Почему?
А.А. Да потому. Что все эти слова не изменяются по падежам. Например: пальто – в именительном ПАЛЬТО и в родительном ПАЛЬТО. Без чего? Без ПАЛЬТО. Слово не меняется. И по числам такие слова тоже не меняются. Мы говорим: этот фильм идёт в нескольких кинотеатрах. А не в нескольких КИНАХ.
А. Теперь всё ясно.
А.А. Подождите, ещё не всё. Вот представьте себе: в зоопарке сидят ШИМПАНЗЕ – брат и сестра. Нельзя сказать, что брат – ШИНПАНЗЕ, а сестра – ШИМПАНЗА. Нельзя, потому что по родам такие слова тоже не меняются.
С. Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?
А.А. Никогда! И это надо знать всем ребятам, об этом надо помнить, а нам с вами об этом надо петь…
(При исполнении этой песенки можно использовать в качестве музыкального инструмента балалайку)
А.
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни КИНО, ни ДОМИНО,
С. Ни БЮРО и ни МЕТРО,
А.А. Ни КАШНЕ и ни ПЕНСНЕ,
А. Ни ШОССЕ, ни ШИМПАНЗЕ.
С.
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни КАКАО, ни ДЕПО.
А.А. Ни КОЛИБРИ, КАКАДУ,
ВСЕ. Ни ЖЮРИ, ни КЕНГУРУ.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
- А. Хайт, А.Левенбук «Весёлая грамматика «Радионяни» – Москва, «Росмэн», 1997.