Оптимальное сочетание организационных форм на уроке математике в начальной школе в технологии ИОСО

Разделы: Начальная школа


За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения,которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на формирование способности учащихся к самообразованию. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.

Одной из таких технологий организации образовательного процесса является технология ИОСО, т.к. именно индивидуально – ориентированный подход создает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника в контексте учебной деятельности. Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, и, прежде всего темперамент, ему предоставляются возможности для продвижения по коллективному учебному маршруту только ему присущим темпом познания.

И тем не менее перед учителем стоит серьезная проблема - как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

  1. фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала (в конспекте - Ф);
  2. работа в постоянных парах – тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе (П);
  3. работа в парах сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме (К);
  4. индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока (И).

На примере урока математики покажу возможные приемы сочетания различных организационных форм.

Фронтально на уроке мы решаем организационные вопросы, идет психологический настрой, даю сама или ученик информацию с обязательной ее фиксацией на доске, которая затем является опорой, происходит коллективное оценивание учебных результатов, рефлексия. Фронтально организую совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Ученик размышляет, что он уже знает или думает по теме урока, что необходимо узнать, чтобы решить учебную задачу или выйти из проблемной ситуации. Определяет границу своего знания и незнания по «лесенке знаний», к которой возвращается на каждом этапе урока, отмечая знаком или цветом, на каком уровне находится. Для проведения рефлексии на завершающей стадии урока возвращаемся к началу урока, выясняем, на какие вопросы мы теперь можем ответить, какие остались без ответа. Целенаправленная работа по развитию умений самоконтроля и самооценивания позволяет сформировать у большинства учеников умения адекватно оценивать выполненное задание. Для проведения самооценивания, индивидуальной рефлексии на уроке использую «оценочный лист» (приложение №1), в котором ученик оценивает не только ЗУНы, но и коммуникации, настроение. В «оценочном листе» ученик видит порядок организации учебной деятельности (план урока). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.

Работа в постоянных парах дает возможность восстановить изучаемый материал, устранить пробелы. Парная работа обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика. Хороший результат дает парная работа, организованная в форме взаимотренажа.

Работа в парах сменного состава позволяет ученику рассмотреть материал с различных позиций, услышать разные мнения, выбрать верное решение. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

Работу в парах постоянного и сменного состава, индивидуальную работу на уроке организую, используя методики КУЗ (коллективных учебных занятий): методика Ривина, методика взаимопередачи темы, взаимообмен заданиями, взаимопроверка индивидуальных заданий.

Индивидуальная работа для самостоятельного закрепления и получения обратной связи - работа по ИОУП. Особенностью выполнения ИОУП в начальной школе является поэтапное выполнение уровневых заданий, т.е. для того, чтобы получить оценку отлично необходимо выполнить задания предыдущих уровней. Так, в третьем классе, выполняя ориентиры – задания, школьник осознает, чтобы занять позицию «Молодец», необходимо быть не только внимательным, не только добросовестным, но и наблюдательным. Для контроля и учета выполнения заданий ИОУП каждым учеником использую «табло прохождения коллективного учебного маршрута», что позволяет мне анализировать результаты, намечать пути улучшения учебного процесса, объективно оценивать знания, умения и навыки школьников.

На уроке усвоения изучаемого материала обязательно использую игровые приемы организации обучения. Это повышает эффективность усвоения. Играя в группе, ребенок осознает личную ответственность за собственные успехи и успехи товарищей, понимает, результат общей работы зависит от каждого в отдельности.

Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика начальной школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.

Использованная литература

  1. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированный подход в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Красноярск. РИО КГПУ, 2002
  2. Мкртчян М.А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.

Урок математики в 3 классе (1-4) УМК «Школа России»

Тема. Порядок выполнения действий (второй урок по теме).

Тип урока: комбинированный урок усвоения изучаемого материала.

Методическая цель: повышение качества обучения через оптимальное сочетание на уроке четырех организационных форм: индивидуальной, групповой, коллективной, парной; выход на ИОУП при усвоении учебного материала.

Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Цели:

  1. Образовательная: научить сознательному применению правила порядка выполнения действий через решение примеров и задач.
  2. Развивающая: развивать мотивационную и эмоционально – волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока, продолжить формирования логического мышления, развитие математических способностей, математической речи, внимания и интереса к предмету через доказательства и обоснования ответов учащихся.
  3. Воспитательная: формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке, контроль и коррекцию ответов детей.

Ход урока (представлен таблицей)

Презентация

Приложение 1

Приложение 2