Урок по истории Средних веков в 6-м классе "Рождение новой религии"

Разделы: История и обществознание


Актуальность темы.

Одна из целей моего урока заключается в определении основных вех становления ислама и рассмотрение его как одну из мировых религий. Эта тема, на мой взгляд, актуальна в наши дни. Россия - многонациональное и поликонфессиональное государство, и нам приходится контактировать с людьми разных вероисповеданий. Знакомство с религиями, историями их возникновения и распространения позволит понять их влияние на политику, экономику, судьбы разных народов. Это может способствовать ослаблению агрессии, напряженности в современном мире, а так же расширит кругозор учащихся.

Используемая технология обучения.

На уроке я применила технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Эта технология позволяет формировать навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Дети не только получают новую информацию, но и формируют культуру чтения, выделяют причинно-следственные связи, отвергают неверную или ненужную информацию, выделяют ошибки в рассуждениях и т.д.

Цели урока:

  • сформировать представление о процессе и причинах возникновения ислама;
  • рассмотреть ислам как одну из мировых религий;
  • продолжить формирование толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий;
  • формировать умение работать с таблицей и текстом;
  • умение выявлять причинно-следственные связи.

Основные понятия урока: ислам, мечеть, Коран, Кааба, мусульмане, Медина.

Оборудование урока: карта «Арабы в VII-IX вв.», раздаточный материал.

I. Стадия «вызов».

1. Учитель пишет на доске опорные слова:

  • язычники
  • Мухаммед
  • Медина
  • ислам
  • Коран
  • переселение
  • Мекка

2. Учащиеся получают задание составить предложения с этими словами (3-5 предложений). После завершения работы учитель выслушивает варианты учеников и записывает их на доску.

II. Смысловая стадия.

1. Ученики под диктовку учителя записывают предложенные им предложения.

«В своем большинстве арабы были язычниками».

«Мухаммеда и его проповеди слушали плохо, смеялись над ним или злились».

«В VII веке Мухаммед покинул Мекку и переселился в Ясриб, позже названный Медина».

«Из проповеди гонимого пророка родилось учение, являющееся сегодня одной из мировых религий, ислам».

«Коран - священная книга всех мусульман».

2. Ученики должны прочитать еще раз эти предложения и подумать, с чем они согласны, а с чем не согласны. Возле каждой фразы поставить + или -.

После этого учитель дает высказаться нескольким ученикам по этому заданию. Дети должны объяснить, что у них вызвало сомнения, если они существуют.

3. Учитель предлагает детям записать свои вопросы, которые у них возникли за время работы со словами и предложениями. Через небольшой промежуток времени учитель выслушивает учеников, записывая их вопросы на доске.

Из вопросов учащихся:

  1. Почему над Мухаммедом смеялись?
  2. О чем говорится в Коране?
  3. Почему Ясриб был назван Мединой?
  4. О чем говорил Мухаммед?
  5. Почему многие арабы отказались от языческих идолов?

    и др.

III. Рефлексия.

1. Учащимся раздается текст, посвященный теме урока (можно использовать текст параграфа). Дети читают текст, сопровождая чтение заполнением таблицы.

V + - ?

            

           

            

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«V»-знал эту информацию, «+» - новая информация,

«-»- думал иначе, «?» - непонятная, сомнительная информация.

Раздаточный материал.

«В начале VII века дела у арабов обстояли не блестяще. В торговле, шедшей через Аравию, возникли трудности. Арабов разделяла не только пустыня, но и религиозные верования. Одни поклонялись грозным небесным светилам-звездам, Солнцу, Луне. Другие верили в злых (шайтанов) и добрых духов. Борьба между ними, считали арабы, определяет успехи и неудачи в жизни людей. В большинстве своем арабы были язычниками.

В главном городе арабов Мекке со всей Аравии собирались поклониться черному камню, вделанному в стену древнего святилища – Каабы. Кроме того, здесь находились идолы 360 арабских племен. Властителем Каабы и верховным божеством Мекки считался Аллах.

Рано или поздно должен был появиться проповедник новой религии, понятной и близкой язычникам-арабам, но признававший истинной веру лишь в единого Бога-Аллаха. Таким проповедником стал Мухаммед.

Его жизнь была нелегка, хотя Мухаммед и происходил из знатного рода, входившего в господствовавшее тогда в Мекке племя курейш. В сорок

лет к нему пришли первые видения: будто бы прекрасный юноша дает ему книги и приказывает: « Читай!» Мухаммед уверовал, что это был архангел Гавриил и что его устами говорит сам Бог.

Он начал проповедовать в семье, дома, на улице. Вначале рассказывал о неправедности жизни, которую ведут соплеменники. Мухаммед обличал пороки и призывал к раскаянию. Нужно отречься от привычного образа жизни, помогать сиротам и беднякам, поверить в милосердие Божье.

Слушали его плохо, смеялись или злились, когда обвинения были слишком обидны. Сотвори чудо, говорили Мухаммеду, и мы поверим тебе. Но я лишь пророк Аллаха, отвечал проповедник, не первый, которого он присылает к людям.

Постепенно вокруг нового пророка собралась небольшая группа сторонников, мусульман. Их преследовали все ожесточеннее, и в 622 году Мухаммед покинул Мекку и переселился в город Ясриб. Это событие почитается мусульманами как священное. Ясриб получил новое название-Медина («город пророка»). Здесь устраивается первая мечеть, дом для молитв. В проповедях Мухаммеда появляются новые темы. Он объявляет главной святыней мусульман черный камень Каабы. Пророк хочет вернуться в Мекку. Теперь у него достаточно сил, ему верят десятки тысяч людей, готовых следовать его велениям.

Многочисленная армия мусульман вступила в Мекку в 630 году. Из Каабы вынесли всех племенных идолов. Из одинокой проповеди гонимого пророка родилось религиозное учение, наряду с христианством и буддизмом являющееся сегодня одной из мировых религий, - ислам. Главный догмат ислама сформулирован с абсолютной ясностью: « Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед-пророк его». Мусульмане верят в единого всемогущего Аллаха, избравшего Мухаммеда для проповеди истинной веры. Происходит лишь то, что угодно Богу. Ни приблизить, ни отдалить предначертанное человек не в состоянии. Мудрость в том, чтобы покориться воле Аллаха. Каждый мусульманин обязан свято соблюдать предписания Корана. Молиться следует пять раз в день в определенное время. В священный месяц рамадан нельзя есть до захода солнца. Нужно давать милостыню бедным. Наконец, каждый, кто имеет достаточно средств для этого, должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, семь раз обойти вокруг Каабы, как это сделал в 630 году Мухаммед.

Для мусульман Коран является священной книгой. В нем изложены основные догматы веры, даются советы о воспитании детей, режиме питания, гигиене, устройстве дома, наказании преступников, наследовании имущества».

2. После чтения и заполнения таблицы, ученики с помощью учителя отвечают на поставленные ими вопросы и записанные учителем на доске. В случае если в тексте нет ответов на все вопросы, заданные детьми, учитель может дать ответы на них на уроке или предложить детям найти ответы дома самостоятельно и подготовить сообщение к следующему уроку.

3. Далее работа с фразами-предположениями, составленными учащимися из опорных слов в начале урока. Ученики зачитывают их и исправляют собственные ошибки.

4. Учитель дает задание составить с опорными словами уже верные предложения. Ученики зачитывают эти предложения, учитель корректирует их, если это необходимо.

Домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Возникновение ислама у арабов», выучить определения новых понятий.