Внеклассное мероприятие по технологии "Весна-красна, или Птичий базар"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Тема: Весна – красна, или птичий базар.

Цели мероприятия:

1) Образовательные:

- познакомить детей с обычаями и праздниками русского народа, посвящёнными встрече весны;
- повторить и закрепить навыки учащихся начальной школы, полученные ими на уроках труда (лепка, аппликация, работа с нитками);

2) Развивающие:

- развивать творческие способности уч-ся, через их индивидуальную трудовую деятельность;
- развивать познавательный интерес к культуре  и истории своего народа;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;

3) Воспитательные:

- формировать у детей чувство национальной гордости;
- прививать и развивать чувство прекрасного вокруг нас;
- учить ценить и беречь окружающий нас мир.

Подготовка к празднику, наглядность и оборудование:

Подготовка к празднику включает в себя следующие этапы.

1. Учащиеся 8-го класса разбиваются на 3 группы. Каждая группа (3-5 человек, в зависимости от кол-ва уч-ся) готовит рассказ об одном весеннем празднике и мастер – класс.

2. Учащиеся начальной школы разучивают стихи о весне.

3. Для проведения мастер-классов надо приготовить:

а) для кукол-мартеничек - белые и красные нити, ножницы, заготовки картона 10x5 см;
б) для бумажных птичек – бумажные заготовки, ножницы и клей;
в) для жаворонков – скульптурное тесто (2 части муки, 2 части соли и 1 часть воды), перец горошком или душистый горошек (для изготовления глаз).

4. Магнитофон и музыкальный ряд: композиция русских народных инструментов, П.И. Чайковский «Времена года» (март «Песня жаворонка»), композиции звуки природы «Голоса птиц и зверей», «Лесной ручеёк».

5. Презентация. (Приложение 1)

6. Инструкционные карты для мастер-классов. (Приложение 3)

Межпредметные связи

Музыка, литература, история, изобразительное искусство, природоведение.

Сценарий праздника

Ведущая «Весна»:  Здравствуйте, дети! Я – весна – красна, в гости к вам пришла! А хотите, чтобы я не просто в гости заглянула, а осталась на 3 месяца и лето за собой привела? (Ответ детей.)

А чтобы я осталась, надо меня хорошо встретить, да приветить. Кто из вас знает, как надо весну встречать? (Ответы детей.)

Молодцы! А теперь я вам расскажу, как весело встречали весну наши прабабушки и прадедушки. Прихода весны ждали всю долгую, снежную зиму, поэтому очень радовались первому теплу и встречали весну настоящими праздниками! Сейчас мои помощницы расскажут вам о самой первой встрече весны – празднике, который отмечали 14 марта. (Приложение 1, Слайд 1)

Выходит первая группа учениц 8-го класса и знакомит детей с праздником – Евдокии Весновки.

Первая восьмиклассница: Это праздник имел несколько названий – Евдокия Весновка, Авдотья Плющиха, Евдокия – замочи подол. Евдокия, Авдотья, Дуня – это всё одно старинное русское женское имя. А какие ещё русские женские имена вы знаете? (Ответы детей.)

Молодцы! А как вы думаете, почему этот праздник так назывался? (Ответы детей.)

Правильно, первое солнышко пригревает землю, и съёживаются, сплющиваются под его лучами сугробы, а там глядишь, и ручейки потекли, вот подол у женщин и намокал, ведь юбки в те времена носили длинные – до самой земли. На Руси считалось, что вода, собранная 14 марта, обладала лечебной силой. Этой водой мыли пол в избах, чтобы никто из семьи не болел, мыли скотину, чтобы она была здоровой. Девушки собирали и хранили талую воду. Считалось, что, умываясь этой водой, они избавляются от веснушек, становятся краше. А как вы думаете в наше время можно собирать талую воду в городе? А где можно? Почему? (Ответы уч-ся 3-го класса.)

Вторая восьмиклассница: А сейчас мы послушаем небольшой музыкальный фрагмент, и каждый представит себе картинку. (Звучит отрывок композиции «Лесной ручеёк.)

Что вы услышали? Какое место представили, какое время года? (Ответы детей.)

Молодцы! Вот такую же картину представил себе известный русский поэт Фёдор Тютчев и написал стихотворение «Весенние воды». (Выходит уч-ся 3-го класса и читает стихотворение.)

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Ручеёк», и у нас в классе тоже побегут потоки весенней воды. (Учащиеся 8-х классов объясняют правила игры и проводят игру. В это время звучит запись оркестра русских музыкальных инструментов.)

Третья восьмиклассница: Молодцы! Хорошо поиграли и повеселились! А в старые времена ребятня веселилась по-своему. В этот день – 14 марта – дети бегали по улицам и свистели на все голоса в самодельные свистульки. Считалось, что своим свистом они призывают перелётных птиц, которые несут на своих крыльях зиму и отгоняют нечистую силу. Вот посмотрите, какие глиняные свистульки делали в Торжке, городе Тверской губернии. (Слайд 2)

А ещё древние славяне делали кукол – мартеничек. (Слайд 3) Вот таких кукол мы с вами сегодня попробуем сделать. Белая куколка символизировала зиму, а красная – весну. Деревенские ребятишки развешивали их на деревьях, и когда дул ветер, казалось, что весна борется с зимой. У Фёдора Тютчева даже есть такое стихотворение «Зима не даром злится». (Выходит уч-ся 3-го класса и читает стихотворение.)

Ведущая «Весна»: Ну что, ребята, понравился вам первый праздник встречи весны? И мне очень понравился! Пожалуй, задержусь я у вас, тем более что ещё один праздник встречи весны не за горами. Отмечали его 17 марта, и назывался он «Герасим-грачевник». (Слайд 4) Сейчас мои помощницы расскажут, как в старину отмечали этот праздник.

Выходит вторая группа старшеклассниц.

Четвёртая восьмиклассница: Герасим – старинное русское мужское имя. В этот день Герасимы были именинниками.

Раньше имя ребёнку давали при крещении, и выбирали его из святцев, в какой день ребёнка крестили, имя того святого и давали.

А какие ещё старые русские мужские имена вы знаете?

- В этот день встречали первых перелётных птиц – грачей. С прилётом грачей народ связывал такие приметы:

1. Увидел грача – весну встречай.
2. Грач на дворе – весна на горе.
3. Налетели грачи – стали землю толчи.
4. Чёрные, проворные, говорят «крак» - червякам - враг.

Если грачи прямо на старые гнёзда летели, обещала весна быть скорой и дружной. Беспокойное поведение птиц предсказывало перемену погоды. Прилёт грачей гарантировал сход снега через месяц.

У известного русского художника Алексея Саврасова есть картина «Грачи прилетели». Давайте её рассмотрим. (Слайд 5) Что вы видите? Какое настроение создаёт у вас картина? (Ответы детей.)

А сейчас мы с вами послушаем, как кричат грачи. (Фрагмент кассеты «Голоса птиц и зверей».)

Пятая восьмиклассница: Молодцы, ребята! Хорошо отвечаете, много знаете! А теперь пришло время отдохнуть и  поиграть. (Старшеклассница объясняет условия игры на внимание. Кто замашет руками, когда не надо - садится на место. Все дети встают и играют в игру «Летят – летят».) (Приложение 2)

Исстари на русском севере делали из щепы птицу счастья. Сказывали старики, в одной семье, ребенок захворал тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он, укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно лежать в душной избе, спросил: «Татку, а скоро лето?». «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето», – ответил отец, и ему пришла в голову мысль подвесить под потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето», – сказал он – и сделал птицу: головка, крылышки, хвост – все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька. Ребенок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья. Наши предки вешали подобных птичек на деревьях в саду или перед домом. Считалось, что стаи перелётных птиц увидят сверху своих сородичей, обязательно слетятся и останутся в этой деревне. (Слайд 6) Вот таких птичек и мы с вами сегодня будем делать, только не из щепы, а из бумаги.

Ведущая «Весна»: Запомнили, ребята, как называется этот праздник? Когда его отмечали? (Ответы детей.) Ай, да молодцы, играете ловко, отвечаете дружно. Очень мне у вас нравится. Хорошо, весело у вас, давайте дальше приход весны праздновать. 22 марта православная церковь отмечала праздник сорока мучеников или Сороки. (Слайд 7)

Этот праздник был связан с христианами, пострадавшими  за православную веру. А в народе этот мартовский день связывали с приходом весны и прилётом перелётных птиц. (Выходит последняя группа учениц 8-го класса, и рассказывает об этом дне.)

Шестая восьмиклассница:

Сорок сороков птиц
На сороки прилетают,
На сорок мучеников
Сорок сороков птиц весну несут!

Вот как говорили в народе про этот день. И не спроста - ведь к этому времени многие перелётные птицы возвращались в родные края. А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей.)

А как мы с вами встречаем перелетных птиц? (Ответы детей.)

Давайте рассмотрим и послушаем пение некоторых птиц. (Послушать кассету «Голоса птиц и зверей», голоса ласточек, кулика, скворца, жаворонка.) (Слайд 8)

Молодцы, много перелётных птиц вспомнили, а вот поэт Плещеев написал об одной из них стихотворение.

Выходит уч-ся 3-го класса и читает стихотворение Плещеева «Сельская песенка».

По народным представлениям, весну приносили на крыльях, прилетавшие в этот день с юга 40 птиц, первой из которых был жаворонок или кулик. На юге России существовала поговорка: «Прилетел кулик из-за моря, принес (весну) из неволья». Известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский в своём цикле «Времена года» месяц март посвятил именно песне жаворонка. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из этого музыкального произведения.

Седьмая восьмиклассница: Понравилась вам песня жаворонка? Крестьяне радовались прилёту звонкой пташки, и встречали её по особому – пекли маленьких жаворонков из теста. Вы, наверное, читали повесть «Девочка из города», которую написала Любовь Воронкова? Помните, там автор описывала, как весело всей семьёй лепили весенних птиц. Не было дома, в котором хозяйка не пыталась такие птичьи фигурки испечь, каких никто ещё не видывал. (Слайд 9)

Таких жаворонков мы тоже сегодня с вами слепим. Деревенская ребятня бегала с такими жаворонками по улицам и пела коротенькие песни – заклички, этими закличками они зазывали весну. Давайте и мы с вами разучим несколько. (Дети встают и повторяют вместе со старшеклассницами заклички.) (Слайд 10)

Жавороночек, прилети ты к нам!
Принеси ты нам
Весну – красну,
Красно – летечко,
Жарко – солнышко,
Зелён покос!

Жавороночки, прилетите к нам.
Принесите-ка нам вы здоровье.
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.

Весна-Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Таких закличек было очень много, и ребята старались перекричать друг друга. А ещё считалось, что если одного жаворонка высушить на солнышке, и он сохранится до следующего праздника, то весь год будет урожайным, счастливым и богатым. Поэтому вы своих жаворонков тоже постарайтесь сохранить.

Ведущая «Весна»: Вот вы и узнали, ребята, как раньше на Руси отмечали приход весны. Вам понравились эти праздники? А сейчас мы с вами тоже сделаем весенние обрядовые игрушки – мартеничек, грачиков и жаворонков с моими помощницами.

Далее дети делятся на три группы и расходятся на мастер-классы по изготовлению игрушек.

Каждый мастер-класс длится 10-15 минут. В это время дети с помощью учащихся 8-го класса должны выполнить всю работу по изготовлению обрядовой игрушки. Переходя из кабинета в кабинет, они успевают выполнить 3 игрушки. Описание мастер-классов представлено в Приложении 3.