Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
- Познакомить учеников с новым видом деления (деления с остатком.)
- Развивать интеллект, творческие способности учащихся, вычислительные навыки, математическую речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать активную личность, чувство товарищества, интерес к предмету.
Технология: в рамках проблемно- диалогического обучения.
Методы обучения: проблемно- поисковые, практические, наглядные.
Оборудование: учебник М. И. Моро " Математика 3 класс", карточки с выражениями; для практической работы комплект тетрадей, схематические рисунки.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел второй звонок
Ты готов начать урок?
Ученики:
Настроение на 5,
Значит можно начинать.
- Над какой большой темой мы работаем вот уже несколько уроков? (Деление.)
-А всё ли мы узнали о делении?
- А есть ли такие, кто ещё в чём-то сомневается?
II. Проверка домашнего задания.
С.23 №12(1) - 1, 2, 3столбик.
- Проверим домашнее задание.
- Что общего в выражениях?
- Прочитайте выражения, где делимое вы заменяли суммой разрядных слагаемых (36:3 82:2)
- А где заменяли суммой удобных слагаемых? (42:3 78:6 30:2 74:2)
- Эти знания пригодятся сегодня на уроке.
III.Актуализация знаний.
- Вспомните, что ещё вы знаете о делении?
(- как называются числа при делении;
- как найти неизвестный компонент;
- деление связано с умножением и т.д.)
- А сейчас на практике проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал.
- Что общего в выражениях, записанных на доске?
36:3 (-на деление;
36:12 - для записи делимого взяты одинаковые цифры:)
- 36:9
- 36:2
- 36:6
- 63:7
- 36:5
- Какое выражение здесь лишнее?
- Работаем на планшетах
- Найдите значение первого выражения
- Покажите результат:
- Чему равно значение последнего выражения?
(когда покажут разные значения)
- Повторите, какое было задание?
- Почему задание было одно, а значения выражений получились разные?
- Посмотрите внимательно на выражения, на какие две группы можно их разбить?
- По какому признаку вы поделили выражения?
табличное деление внетабличное деление 36:9 36:3 36:6 36:12 63:7 36:2
36:5 ?
- Попробуйте найти значение выражения, используя известные вам способы деления. Как будете делить?
- Можно ли найти значение этого выражения, используя приём внетабличного деления? (Нет.)
- Назовите два приёма внетабличного деления.
(- заменяем делимое суммой разрядных слагаемых;
- заменяем делимое суммой удобных слагаемых.)
- А табличного деления?
Побуждающий диалог.
- Получилось найти значение выражения? (Нет)
- Почему возникло затруднение?
- Чего мы не знаем?
- Сформулируйте тему урока.
IV. Постановка проблемы.
- Работаем в группах. Составьте задачу о тетрадях, решением которой будет являться данное выражение.
36:5
- Проверим, какие задачи вы составили.
- А сейчас решим одну из ваших задач практически.
- Ты будешь учителем. Сколько у тебя тетрадей? (36)
- Сколько понадобится учеников? (5)
- Раздели 36 тетрадей между пятью учениками поровну.
- Как ты будешь делить?
- По сколько тетрадей получил каждый ученик?
- Посчитайте полученные тетради.
- А почему ты эту тетрадь никому не дала? (будет не поровну)
- Сколько тетрадей у тебя осталось? (1)
- Что такое 1? (остаток)
- То, что мы сейчас делали, давайте запишем выражением:
- Сколько тетрадей было? (36)
- Что мы с ними делали? (делили)
- Скольким детям раздавали тетради? (5)
- По сколько тетрадей получил каждый? (по 7)
- Сколько тетрадей осталось? (1)
- Как вы думаете, как записать, что одна тетрадь осталась?
- В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:
36:5=7(ост.1)
- Попробуйте прочитать это выражение ,используя названия компонентов.
- Так какая же тема нашего урока?
Деление с остатком.
V. Первичное закрепление через работу с учебником.
- Откройте учебник на странице 24. Проверьте свои выводы по учебнику. (Читают самостоятельно)
- Какой сделаем вывод? (Мы рассуждали правильно.)
- Обратите внимание, как выполнено письменное деление. Вспомним алгоритм письменного деления.
- Сегодня мы будем с вами делить, используя рисунок.
С.24 № 1
- Прочитайте задание.
- Посмотрите на запись выражения.
- Что обозначают числа 15, 2, 7, 1?
- Посмотрите на другие выражения.
- Что общего в выражениях?
- Сравните делитель и остаток.
- Что вы можете сказать. Какой вывод сделаете?
- Используя рисунок и данные выражения, составьте задачу:
- 1 ряд по первому рисунку,
- 2 ряд по второму рисунку,
- 3 ряд по третьему рисунку.
Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
- Проверим, какие задачи вы составили.
С.24 №2 -
Посмотрите выражения.
- Какое выражение здесь лишнее?(12:3)
- Найдите выражение, в котором наибольшее делимое. Прочитайте его. (Надо узнать сколько раз по 4 содержится в 11)
11:4
- Начертите отрезок длиной 6сантиметров.
- Разбейте его на единичные отрезки по полсантиметра.
- Найдём ближнее число к 11, которое делится на 4, это число 8:4=2
- Сколько раз по 4 содержится в 8? (2)
- Выполнили деление. (Деление не закончено. Есть остаток.)
- Запишите решение.
11:4=2(ост.3)
- Чему равно значение выражения?
- Прочитайте выражение, которое подходит к этому числовому лучу. (и т. д.)
- Назовите компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)
- А сейчас назовите компоненты при делении с остатком (делимое, делитель, частное и остаток)
11:4=2(ост.3) -Посмотрите на выражения.
7:3=2(ост.1) -Какие компоненты я подчеркнула?
10:4=2(ост.2) -Сравните остаток и делитель.
10:6=1(ост.1) -Сделайте вывод.
- Каким действием проверяется действие деление?
- Проверим правильность наших вычислений.
- Как найти неизвестное делимое?
11=2х4
- Как назвать это выражение? (равенство)
- Это равенство?
- Что нужно сделать, чтобы равенство стало верным? (прибавить остаток)
VI. Домашнее задание.
- Составить два примера на деление с остатком, сделать схематический рисунок к ним.
VII. Рефлексия.
- Найдите значение данного выражения: 3:6 ?
(сколько раз по 6 содержится в 3?)