Урок математики в 3-м классе "Деление с остатком"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

  • Познакомить учеников с новым видом деления (деления с остатком.)
  • Развивать интеллект, творческие способности учащихся, вычислительные навыки, математическую речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать активную личность, чувство товарищества, интерес к предмету.

Технология: в рамках проблемно- диалогического обучения.

Методы обучения: проблемно- поисковые, практические, наглядные.

Оборудование: учебник М. И. Моро " Математика 3 класс", карточки с выражениями; для практической работы комплект тетрадей, схематические рисунки.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел второй звонок
Ты готов начать урок?

Ученики:

Настроение на 5,
Значит можно начинать.

- Над какой большой темой мы работаем вот уже несколько уроков? (Деление.)

-А всё ли мы узнали о делении?

- А есть ли такие, кто ещё в чём-то сомневается?

II. Проверка домашнего задания.

С.23 №12(1) - 1, 2, 3столбик.

- Проверим домашнее задание.

- Что общего в выражениях?

- Прочитайте выражения, где делимое вы заменяли суммой разрядных слагаемых (36:3 82:2)

- А где заменяли суммой удобных слагаемых? (42:3 78:6 30:2 74:2)

- Эти знания пригодятся сегодня на уроке.

III.Актуализация знаний.

- Вспомните, что ещё вы знаете о делении?

(- как называются числа при делении;

- как найти неизвестный компонент;

- деление связано с умножением и т.д.)

- А сейчас на практике проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал.

- Что общего в выражениях, записанных на доске?

36:3 (-на деление;

36:12 - для записи делимого взяты одинаковые цифры:)

  • 36:9
  • 36:2
  • 36:6
  • 63:7
  • 36:5

- Какое выражение здесь лишнее?

- Работаем на планшетах

- Найдите значение первого выражения

- Покажите результат:

- Чему равно значение последнего выражения?

(когда покажут разные значения)

- Повторите, какое было задание?

- Почему задание было одно, а значения выражений получились разные?

- Посмотрите внимательно на выражения, на какие две группы можно их разбить?

- По какому признаку вы поделили выражения?

табличное деление внетабличное деление
36:9 36:3
36:6 36:12
63:7 36:2

36:5 ?

- Попробуйте найти значение выражения, используя известные вам способы деления. Как будете делить?

- Можно ли найти значение этого выражения, используя приём внетабличного деления? (Нет.)

- Назовите два приёма внетабличного деления.

(- заменяем делимое суммой разрядных слагаемых;

- заменяем делимое суммой удобных слагаемых.)

- А табличного деления?

Побуждающий диалог.

- Получилось найти значение выражения? (Нет)

- Почему возникло затруднение?

- Чего мы не знаем?

- Сформулируйте тему урока.

IV. Постановка проблемы.

- Работаем в группах. Составьте задачу о тетрадях, решением которой будет являться данное выражение.

36:5

- Проверим, какие задачи вы составили.

- А сейчас решим одну из ваших задач практически.

- Ты будешь учителем. Сколько у тебя тетрадей? (36)

- Сколько понадобится учеников? (5)

- Раздели 36 тетрадей между пятью учениками поровну.

- Как ты будешь делить?

- По сколько тетрадей получил каждый ученик?

- Посчитайте полученные тетради.

- А почему ты эту тетрадь никому не дала? (будет не поровну)

- Сколько тетрадей у тебя осталось? (1)

- Что такое 1? (остаток)

- То, что мы сейчас делали, давайте запишем выражением:

- Сколько тетрадей было? (36)

- Что мы с ними делали? (делили)

- Скольким детям раздавали тетради? (5)

- По сколько тетрадей получил каждый? (по 7)

- Сколько тетрадей осталось? (1)

- Как вы думаете, как записать, что одна тетрадь осталась?

- В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:

36:5=7(ост.1)

- Попробуйте прочитать это выражение ,используя названия компонентов.

- Так какая же тема нашего урока?

Деление с остатком.

V.  Первичное закрепление через работу с учебником.

- Откройте учебник на странице 24. Проверьте свои выводы по учебнику. (Читают самостоятельно)

- Какой сделаем вывод? (Мы рассуждали правильно.)

- Обратите внимание, как выполнено письменное деление. Вспомним алгоритм письменного деления.

- Сегодня мы будем с вами делить, используя рисунок.

С.24 № 1

- Прочитайте задание.

- Посмотрите на запись выражения.

- Что обозначают числа 15, 2, 7, 1?

- Посмотрите на другие выражения.

- Что общего в выражениях?

- Сравните делитель и остаток.

- Что вы можете сказать. Какой вывод сделаете?

- Используя рисунок и данные выражения, составьте задачу:

  • 1 ряд по первому рисунку,
  • 2 ряд по второму рисунку,
  • 3 ряд по третьему рисунку.

Физкультминутка.

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

- Проверим, какие задачи вы составили.

С.24 №2 -

Посмотрите выражения.

- Какое выражение здесь лишнее?(12:3)

- Найдите выражение, в котором наибольшее делимое. Прочитайте его. (Надо узнать сколько раз по 4 содержится в 11)

11:4

- Начертите отрезок длиной 6сантиметров.

- Разбейте его на единичные отрезки по полсантиметра.

- Найдём ближнее число к 11, которое делится на 4, это число 8:4=2

- Сколько раз по 4 содержится в 8? (2)

- Выполнили деление. (Деление не закончено. Есть остаток.)

- Запишите решение.

11:4=2(ост.3)

- Чему равно значение выражения?

- Прочитайте выражение, которое подходит к этому числовому лучу. (и т. д.)

- Назовите компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)

- А сейчас назовите компоненты при делении с остатком (делимое, делитель, частное и остаток)

11:4=2(ост.3) -Посмотрите на выражения.

7:3=2(ост.1) -Какие компоненты я подчеркнула?

10:4=2(ост.2) -Сравните остаток и делитель.

10:6=1(ост.1) -Сделайте вывод.

- Каким действием проверяется действие деление?

- Проверим правильность наших вычислений.

- Как найти неизвестное делимое?

11=2х4

- Как назвать это выражение? (равенство)

- Это равенство?

- Что нужно сделать, чтобы равенство стало верным? (прибавить остаток)

VI. Домашнее задание.

- Составить два примера на деление с остатком, сделать схематический рисунок к ним.

VII.  Рефлексия.

- Найдите значение данного выражения: 3:6 ?

(сколько раз по 6 содержится в 3?)