Программное содержание: Закрепить знания детей о характерных признаках каждого весеннего месяца на основе наблюдений, экскурсий в природу, ведения календаря природы и другое. Учить детей понимать зависимость образа жизни, поведения животных от сезонных изменений в природе. Упражнять в связанном высказывании, активизировать речь детей. Развивать у детей эстетические чувства, вызванные красотой природы, воспитывать бережное отношение к ней.
Материал и оборудование к занятию: 2 больших квадратных стола (составленных из отдельных столиков), за которыми сидят дети, разделенные на 2 команды. На каждом столе юла со стрелкой, 3 силуэта кирпичного ключа, 6 конвертов с вопросами на каждого ребенка, по 4 квадрата (красный, голубой, зеленый, белый) для игры "Времена года", картинки с изображением весенних цветов (мать-и-мачеха, ландыш, сон-трава, медуница, ветреница дубравная, корзиночка, шкатулка-сундучок, плоды деревьев (липы, крылатки ясеня, клена, желуди, шишки еловые, сосновые), листья засушенные с разных деревьев (липа, береза, клен, дуб, рябина, осина), шапочки зверей, соответствующие костюмы зверям (белка, еж, медведь, заяц), иллюстрации, репродукции с изображением характерных признаков весны (март, апрель, май)).
Ход урока
Воспитатель:
Времена года знают свой черед. Они как люди - разные на лицо и душой. Каждое время года изменяет природу, а вместе с ней меняется и жизнь лесных обитателей: зверей, птиц, насекомых. Какие весенние месяцы вы знаете?
Воспитатель:
Ребята, какое время года одевает деревья, кусты в зеленый наряд? Правильно весна. Сейчас мы погорим с вами об этом времени года. (Дети садятся на приготовленные стульчики или свободно располагаются на ковре).
О каком месяце эта загадка?
Дует теплый южный ветер.
Снег чернеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март).
Показ иллюстрации.
Назовите признаки этого месяца (прибывает день, солнце поднимается выше, снег становится рыхлым, грязным, тает, появляются первые проталины, на крышах образуются сосульки и др.).
Отгадайте следующую загадку.
Яростно река ревет.
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель).
Показ иллюстрации, репродукции.
Воспитатель предлагает назвать признаки следующего весеннего месяца (солнце ярко светит, греет землю, снег тает, звенят ручьи, набухают почки на деревьях, возвращаются перелетные птицы, просыпаются звери от зимней спячки и др.).
О каком месяце эта загадка?
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (Май).
Дети называют признаки последнего месяца весны - мая. Стук в дверь. Входят звери:
Еж, белка, заяц, медведь (дети в соответствующих костюмах).
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Звери тоже радуются весне, проснулись от зимней спячки еж и медведь. Как же вы нашли дорогу к нам в гимназию?
Заяц:
Старичок-Лесовичок рассказал нам, как найти дорогу к вам.
Воспитатель:
Вы, наверное, хотите рассказать ребятам, как весну встречаете?
Белка:
Нет, лесные звери хотят поиграть с вами в игру-викторину "Что? Где? Когда?". А вот вам и вопрос и задание (достает их из корзиночки).
Медведь:
Мы хотим узнать, знаете ли вы, что растет в лесу, где живут звери, птицы, насекомые весной.
Еж:
А я в сундучке приготовил вам загадки (подает шкатулку-сундучок воспитателю).
Воспитатель:
Спасибо, лесные звери! Какие вы добрые! Ребята, вы согласны поиграть в такую игру?
Медведь:
Ну, а теперь, нам пора в лес! Удачи вам, ребята. (Звери прощаются и уходят).
Дети с помощью воспитателя делятся на команды и садятся за столы. Каждый по очереди раскручивает юлу, сначала на первом столе, потом на втором (конверты и силуэты скрипичного ключа лежат по кругу). На какой конверт показывает стрелка, тот вопрос воспитатель и зачитывает. Выигрывает та команда, которая на все вопросы ответит правильно. Если дети за первым столом не смогли дать правильный ответ или не смогли ответить точно, отвечают дети второй команды. В том случае, когда стрелка покажет на скрипичный ключ, проводится музыкальная пауза. Дети слушают музыку П.И. Чайковского, играют в хороводные игры, поют песни о весне и др.
Вопросы в конвертах и примерные ответы на них:
Почему весной зазеленели кусты и деревья? (Светит ярко солнышко и греет землю, весной природа просыпается от зимнего сна. Снег тает, поит землю водой. В стволах деревьев и кустах начинается движение сока. Растения своими корнями впитывают влагу из земли, от этого у них набухают почки, появляются листочки).
Как называются деревья, которые весной одеваются в зеленый наряд? (Лиственные).
Дети называют лиственные деревья. (Дуб, ясень, клен, береза, липа, осина, тополь и др.).
Как называются деревья, которые весь год стоят зелеными? (Хвойные).
Дети называют хвойные деревья. (Ель, сосна, пихта).
Звери хотят знать, хорошо ли вы знаете времена года. Они предлагают вам поиграть в игру "Времена года". В конвертах они прислали очень много стихов о временах года. Сейчас я буду читать строчки из стихотворений, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый конверт, о весне - зеленый, о лете - красный, об осени - желтый.
Внимание, сундучок загадка! В сундучке что-то лежит, а что там, вы узнаете если отгадаете загадки.
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфетки.
Не в бумажке, а в скорлупке -
Берегите, дети, зубки! (Лесные орехи).
Я из крошки-бочки вылез.
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Желудь).
Если дети отгадали загадки, воспитатель открывает сундучок, показывает лесные орехи, желуди.
Воспитатель:
Ребята, а в сундучке еще есть семена с других деревьев. Воспитатель показывает крылатки ясеня, клена, шишки сосновые, еловые, дети называют деревья.
Ребята, какие цветы первыми появляются весной? Почему многие из них занесены в Красную книгу? Воспитатель показывает картинки с изображением первоцветов, дети называют (ландыш, ветреница дубравная, сон-трава, мать-и мачеха, медуница).
Ребята, в лесу уже появились насекомые. Лес сразу ожил, стал веселым. А откуда они появились? Почему их не было видно зимой? Назовите, каких вы знаете насекомых? (Стрекоза, шмель, бабочка, пчела и др.). Почему насекомых надо беречь и охранять? (Бабочки появляются из куколок, которые зимовали на ветках деревьев, кустов. Жучки, пчелы, осы и др. насекомые выходят весной из своих зимних "квартир" - и из-под коры деревьев или земляных норок. А муравьи открывают ходы своих муравейников, чтобы погреться на весеннем солнышке).
Какие изменения происходят весной в жизни птиц? Птицы вьют гнезда, откладывают яйца, из которых появляются птенцы.
Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, ласточка, жаворонок, соловей и др.). Почему перелетные птицы прилетают весной обратно к нам?
Птицы всегда возвращаются в родные места. Они вьют гнезда и выводят птенцов на родной земле, а на зиму улетают в теплые края.
Какую пользу приносят птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями? Как человек может заботиться о них?
Птицы уничтожают гусениц, личинок, жуков, которые портят корешки молодых растений, листья деревьев и кустов. Там, где много птиц, лес всегда здоровый. О птицах нужно заботиться, беречь и охранять их, подкармливать зимой. Дети и взрослые могут сделать для птиц кормушки, насыпать в них зерна, заготовить на зиму семена сорных трав, повесить скворечники.
Внимание! Сундучок-загадка!
Что это? Отгадаете!
Весной и летом - зеленел,
Настала осень - пожелтел,
Упал и почернел. (Лист).
Воспитатель:
Ребята, да тут не один, а много листьев с разных деревьев! Воспитатель показывает листья, дети называют деревья, объясняют, как они догадались.
Внимание, вопрос!
Какие изменения происходят в жизни зверей весной? (У зверей появляются детеныши. У белки весной появляются бельчата. Она живет в дупле или строит гнездо в виде шара из тонких веточек, выкладывает внутри пухом, сухой травой. Гнездо у белки называется гайно. Бельчата рождаются у белки голыми и слепыми. Белка заботится о них, кормит своим молоком, согревает их своей пушистой шубкой. Очень быстро у бельчат вырастает рыжая шубка и открываются глаза. Потом мама-белка учит их прыгать с ветки на ветку.
Зайцы весной линяют, меняют белую шубку на серо-коричневую. Зайчата все видят, слышат и хорошо бегают. Зайцы не строят себе гнезда. Зайчата не имеют запаха, сидят тихо и ждут, когда зайчиха накормит их. Когда зайчата подрастут, они едят молодую травку.
Медвежата появляются на свет еще зимой. Пока на улице зима, медвежата сидят в берлоге рядом с мамой. В берлоге тепло. Медведица устраивает ее осенью. Она находит вывороченное дерево или глубокую яму, выстилает берлогу сухими листьями или мхом. Когда снег начинает таять голодная медведица с медвежатами выходит из берлоги. Два года она воспитывает своих медвежат, учит их охотиться, заботится о них).
Какие приметы о весне вы знаете?
- Весна красна цветами, а осень - пирогами.
- В марте и курица из лужицы напьется.
Апрель с водой, май с травой.
В конце игры воспитатель подводит итоги, обобщает ответы детей, благодарит детей за то, что справились с заданиями лесных зверей, ответили на все вопросы правильно.