Урок биологии в 8-м классе

Разделы: Биология


Цели:

  • Закрепить знания учащихся о строении кожи, видах ожогов и обморожениях, а так же мерах первой помощи при них.
  • Познакомиться с основными способами закаливания организма человека, подчеркнуть их важность в формировании здорового образа жизни.
  • Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.

Оборудование: Таблица "Строение кожи". Презентации, подготовленные учащимися. Раздаточный материал (карточки-задания).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение изученного материала.

1. Проверочная работа.

Найти соответствие между терминами и их определением.

Термин Определение
1.Эпидермис.

2.Дерма.

3.Гиподерма.

4.Сальные железы.

5.Потовые железы.

6.Волосы и ногти.

7.Пигмент.

8.Загар.

9.Кожные рецепторы.

А) Красящее вещество, содержащееся в живых клетках дермы.

Б). Роговые образования кожи.

В). Подкожная жировая клетчатка.

Г). Железы, секрет которых придает коже эластичность.

Д). Явление, сопровождающее увеличение количество пигмента в коже человека.

Е). Внутренний слой кожи, образованный соединительной тканью.

Ж). Нервные окончания, расположенные в коже.

З). Образования кожи, выделяющие жидкость и защищающие ее от перегрева.

И). Наружный слой кожи, образованный эпителиальной тканью.

 Ответы: 1- И; 2-Е; 3-В; 4-Г; 5-З; 6-Б; 7-А; 8-Д; 9-Ж.

Задания проверяются путем взаимопроверки учащихся. Карточки задания раздаются учащимся, правильные ответы высвечиваются на экране.

2. У доски устно:

1й учащийся рассказывает о признаках ожогов их видах и правилах оказания первой помощи при них.

2й учащийся рассказывает об обморожениях и правилах оказания первой помощи при обморожениях.

III. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о терморегуляционной функции кожи.

Кожа, как известно, выполняет несколько функций.

Вопрос классу: Вспомните эти функции кожи.

  • Защитная (защита от механических и химических факторов среды.)
  • Участие в водно-солевом обмене.
  • Экскреторная (выведение с потом продуктов обмена).
  • Рецепторная.
  • Эндокринная и метаболическая (синтез и накопление витамина D).
  • Терморегуляторная.

На сегодняшнем уроке мы подробнее рассмотрим терморегуляторную функцию кожи.

Участие кожи в терморегуляции организма весьма велико. Выработка тепловой энергии в организме поддерживается благодаря терморегуляции на определенном, необходимом для жизнедеятельности человека уровне, несмотря на колебания внешней температуры. На 80% теплоотдача происходит через кожу путем лучеиспускания, теплопроведения и вследствие испарения пота. Жировая смазка поверхности кожи и плохая теплопроводность подкожной жировой клетчатки препятствуют как избыточному поступлению тепла или холода извне, так и излишней потере тепла. Эта изолирующая функция понижается при увлажнении   поверхности  кожи.

Несмотря на изменения температуры воздуха температура тела человека остается постоянной - 36,6 С0. Благодаря рецепторам, воспринимающим тепло и холод, наш организм правильно реагирует на изменения температуры внешней среды. В случае если температура воздуха велика, рецепторы реагируют на это изменение и кровеносные сосуды, пронизывающие кожу расширяются, кровоток увеличивается, а вместе с ним и теплоотдача.

В случае понижения температуры происходит обратный процесс, и организм сохраняет тепло.

Однако не всегда организм способен справиться с изменениями температуры окружающей среды. На прошлом уроке мы говорили об обморожениях и ожогах, а сейчас познакомимся с тем, что представляют собой тепловые и солнечные удары, в чем их опасность, и как их предотвратить.

2. Презентация и сообщение о тепловых и солнечных ударах.

Сейчас мы посмотрим, как влияет повышенная температура окружающей среды на организм. В жаркое время года у человека может быть тепловой или солнечный удар, нас познакомят с этими явлениями и мерами оказания помощи при них ребята, подготовившие сообщения и презентацию.

Учащиеся, получившие опережающее задание выступают с презентацией и сообщением (см. приложение 1 и приложение 2 ).

3. Презентации учащихся, посвященные закаливанию.

Для того, чтобы подготовить свой организм к любым погодным условиям, укрепить свое здоровье, жить полноценной жизнью необходимо закалять свой организм. Сейчас мы познакомимся с тем. Что такое закаливание и как его необходимо проводить.

Выступление группы учащихся с презентацией. (См. приложение 3).

IV . Рефлексия.

Давайте попытаемся определить, что мы узнали на сегодняшнем уроке.

Учащиеся делают выводы по ходу урока.

V. Домашнее задание. Параграф 43.