Цели:
- Закрепить знания учащихся о строении кожи, видах ожогов и обморожениях, а так же мерах первой помощи при них.
- Познакомиться с основными способами закаливания организма человека, подчеркнуть их важность в формировании здорового образа жизни.
- Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.
Оборудование: Таблица "Строение кожи". Презентации, подготовленные учащимися. Раздаточный материал (карточки-задания).
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного материала.
1. Проверочная работа.
Найти соответствие между терминами и их определением.
Термин | Определение |
1.Эпидермис. 2.Дерма. 3.Гиподерма. 4.Сальные железы. 5.Потовые железы. 6.Волосы и ногти. 7.Пигмент. 8.Загар. 9.Кожные рецепторы. |
А) Красящее вещество, содержащееся в
живых клетках дермы. Б). Роговые образования кожи. В). Подкожная жировая клетчатка. Г). Железы, секрет которых придает коже эластичность. Д). Явление, сопровождающее увеличение количество пигмента в коже человека. Е). Внутренний слой кожи, образованный соединительной тканью. Ж). Нервные окончания, расположенные в коже. З). Образования кожи, выделяющие жидкость и защищающие ее от перегрева. И). Наружный слой кожи, образованный эпителиальной тканью. |
Ответы: 1- И; 2-Е; 3-В; 4-Г; 5-З; 6-Б; 7-А; 8-Д; 9-Ж.
Задания проверяются путем взаимопроверки учащихся. Карточки задания раздаются учащимся, правильные ответы высвечиваются на экране.
2. У доски устно:
1й учащийся рассказывает о признаках ожогов их видах и правилах оказания первой помощи при них.
2й учащийся рассказывает об обморожениях и правилах оказания первой помощи при обморожениях.
III. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя о терморегуляционной функции кожи.
Кожа, как известно, выполняет несколько функций.
Вопрос классу: Вспомните эти функции кожи.
- Защитная (защита от механических и химических факторов среды.)
- Участие в водно-солевом обмене.
- Экскреторная (выведение с потом продуктов обмена).
- Рецепторная.
- Эндокринная и метаболическая (синтез и накопление витамина D).
- Терморегуляторная.
На сегодняшнем уроке мы подробнее рассмотрим терморегуляторную функцию кожи.
Участие кожи в терморегуляции организма весьма велико. Выработка тепловой энергии в организме поддерживается благодаря терморегуляции на определенном, необходимом для жизнедеятельности человека уровне, несмотря на колебания внешней температуры. На 80% теплоотдача происходит через кожу путем лучеиспускания, теплопроведения и вследствие испарения пота. Жировая смазка поверхности кожи и плохая теплопроводность подкожной жировой клетчатки препятствуют как избыточному поступлению тепла или холода извне, так и излишней потере тепла. Эта изолирующая функция понижается при увлажнении поверхности кожи.
Несмотря на изменения температуры воздуха температура тела человека остается постоянной - 36,6 С0. Благодаря рецепторам, воспринимающим тепло и холод, наш организм правильно реагирует на изменения температуры внешней среды. В случае если температура воздуха велика, рецепторы реагируют на это изменение и кровеносные сосуды, пронизывающие кожу расширяются, кровоток увеличивается, а вместе с ним и теплоотдача.
В случае понижения температуры происходит обратный процесс, и организм сохраняет тепло.
Однако не всегда организм способен справиться с изменениями температуры окружающей среды. На прошлом уроке мы говорили об обморожениях и ожогах, а сейчас познакомимся с тем, что представляют собой тепловые и солнечные удары, в чем их опасность, и как их предотвратить.
2. Презентация и сообщение о тепловых и солнечных ударах.
Сейчас мы посмотрим, как влияет повышенная температура окружающей среды на организм. В жаркое время года у человека может быть тепловой или солнечный удар, нас познакомят с этими явлениями и мерами оказания помощи при них ребята, подготовившие сообщения и презентацию.
Учащиеся, получившие опережающее задание выступают с презентацией и сообщением (см. приложение 1 и приложение 2 ).
3. Презентации учащихся, посвященные закаливанию.
Для того, чтобы подготовить свой организм к любым погодным условиям, укрепить свое здоровье, жить полноценной жизнью необходимо закалять свой организм. Сейчас мы познакомимся с тем. Что такое закаливание и как его необходимо проводить.
Выступление группы учащихся с презентацией. (См. приложение 3).
IV . Рефлексия.
Давайте попытаемся определить, что мы узнали на сегодняшнем уроке.
Учащиеся делают выводы по ходу урока.
V. Домашнее задание. Параграф 43.