Цели:
- дополнить и обобщить знания учащихся в области художественной обработки изделий;
- ознакомить учащихся с натуральной кожей как материалом ,дать представление об ее свойствах и применении в различных областях ;
- научить простым способам обработки кожи, приемам и навыкам работы с ней;
- развивать самостоятельность ,творческую активность , пространственное воображение путем создания авторских работ;
- воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус, приучать к рациональной организации своего труда.
Материалы и оборудование:
- учителю : образцы кожаных изделий, образцы аксессуаров из кожи ,кожаный “лоскут” для демонстрации приемов работы с кожей, иллюстрации с изображением кожгалантереи;
- ученику : лоскут из кожи, замши ; ножницы, ножницы-зигзаг ; природный клей, пробойник , молоток, подставочная доска ,свеча ,пинцет ,шариковая ручка, при необходимости швейная машина с электроприводом.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Сообщение сведений учителем.
Историческая справка
Свойство кожи
В стародавние времена жил в Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил ,потому и прозвище дали ему Кожемяка. Никто с ним силой сравниться не мог. Одолел в честном бою Никита даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. За подвиг никаких наград не захотел ,а попросился обратно к себе домой кожи мять ,потому как работа всех даров милее. Совсем не случайно назвал народ славного богатыря именно кожевенных дел мастером, потому как уже в те далекие времена кожемяки были в особом почете. А из кожи, каких только изделий не делали.
Кожевничество в России процветало уже в 6–7-м веках ,а в 1872 году в России насчитывалось уже 12939 кожевенных предприятий
Мы знаем что первой одеждой древнего человека были шкуры диких животных, а значительно позже люди научились изготовлять себе одежду из других натуральных и искусственных материалов…Наверное их можно назвать кожзаменителями ? Однако все эти материалы только эмитируют некоторые свойства кожи ,и ни один из них не заменит ее полностью
Кожа – удивительный материал .который создала сама природа. Кожаные изделия прекрасно защищают от пыли, холода, влаги и обладают высокой воздухопроницаемостью. Люди оценили прочность, практичность и элегантность изделий из кожи. На верное именно поэтому кожа всегда не выходит из моды как сырье для изделий. Кожа достаточно дорогой натуральный материал, поэтому относиться к ней нужно бережно.
3. Способы обработки кожи.
Рассказ учителя с демонстрацией.
Мягкую и тонкую кожу можно сшивать на обычной швейной машине прокладывая простые или декоративные строчки ,используя тонкие, прочные х/б или капроновые нити.
Кожу можно склеивать клеем: “момент” ,ПВА, резиновый. В случае если перед вами стоит задача изготовить изделие экологически безопасным то можно применять мощный природный клей – яичный белок .
Драпировка – следующий способ обработки (сожмуривание или сморщивание кожи) выполняется вручную . Красивая драпировка может заменить любой декор.
Кожевенный материал отлично деформируется и формуется под воздействием тепла и воды. Источник тепла это свеча или плита где кожа “поджаривается”.
В качестве отделки на коже можно использовать аппликацию ,вышивание, выжигание, роспись маслом.(демонстрация образцов и иллюстраций с различными видами отделки кожи).
4. Инструменты и материалы
Раскрой кожи делаем острым ножом-косяком , ножницами с широкими лезвиями.
Отверстия для соединения пробиваем в коже пробойником (стальная трубка с остро заточенными краями) и молотком. Раскраивается кожа по картонным лекалам приготовленным заранее, линии кроя проводим шариковой ручкой. Разметку швов можно выполнять с помощью портновских резаков. Для термообработки кожи используем пинцет.
5. Способы изготовления сумки – футляра под сотовый телефон ,ключи.
Сумку – футляр можно изготовить из старой кожаной одежды , сумок ,обуви.
Изделие может состоять из одной или нескольких деталей соединенных между собой склеиванием, сшиванием , оплетанием краев. Способы и виды отделки сумки выбираются учащимися по желанию и творческим возможностям.
6. Безопасные приемы работы с кожей.
Рассказ учителя
Работать нужно в халате, фартуке и косынке.
Работая со свечой:
– использовать пинцет,
– устанавливать свечу на подставку,
– зажженную свечу не оставлять без присмотра
– подносить руку к пламени осторожно,
– после работы свечу тушить.
Работая с ножом и ножницами:
– передавать тупым концом вперед,
– не класть на край стола,
–хранить в определенном месте.
7. Составление плана работы
План работы учитель составляет с учениками и записывает его на доске.
а) выбираем форму сумки ,кожу, декор.
б) рисуем эскиз;
в) подготовить лекала деталей сумки из картона
г) раскроить детали из кожи после раскроя применить влажно-тепловую обработку
деталей утюгом через х/б ткань если это необходимо
д) подготовить декор; (используя влаго и термо обработку )
е) соединить основные детали сумки любым , выбранным способом (склеивание,
сшивание, оплетание краев шнуром)
ж) оформить и прикрепить декор (данный пункт иногда выполняется перед
соединением деталей изделия )
з) сделать шнурок или держатель для кольца ключей
и) присоединить шнурок или держатель на изделие путем приклеивания или
пришивания.
к) защитить выполненную работу.
8. Физминутка с выполнением упражнений корректирующих осанку.
Построиться в колонну
Раз – посмотреть налево;
Два – посмотреть направо ;
Подравняться.
Смотрим прямо ,дышим ровно , глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас ,
А осанка – высший класс.
9. Самостоятельная практическая работа
Вводный инструктаж .Правила ТБ.
Учитель проводит целевые обходы учащихся с элементами текущего инструктажа.
10. Подведение итогов
Мини – защита творческих работ, выставление оценок.
За 10 мин до конца урока проводится мини-защита сумок-футляров. Учащиеся дают обоснование выбора : формы и размера изделия , способа обработки и отделки.
Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Проводят самоанализ работы.
Оценка может выставляться коллективно всем классом.