"Край родной – вселенная моя"

Разделы: География


Цель урока: на основе эмоционально-образного восприятия обеспечить активное взаимодействие учителя и учащихся и реализовать следующие задачи:

Обучающие:

  • Расширить знания о природе Рязанской области и России;
  • Сформировать географический образ области;
  • Познакомить с народными промыслами жителей Рязанской области;
  • Показать влияние природных условий на черты характера русских;

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • Развивать речь, память, логическое мышление, наблюдательность;

Воспитательные:

  • Прививать у учащихся интерес к предмету;
  • Повышать их творческую активность;
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
  • Формировать чувство ответственности, товарищества, коллективизма.

Оборудование: карта России, карта Рязанской области, телевизор, проектор, компьютер.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы проведём с вами удивительный урок. Для вас, это будет урок творческого поиска, в ходе которого нам предстоит узнать интересные черты характера русских людей, но, например, русское "авось, небось и как-нибудь", что уж точно не найдёшь ни в одном другом жителе Земли.

(На экране телевизора в это время демонстрируется интервью ученицы 10-го класса с учащимися школы)

Мотивация урока - опережающее задание. Ученица 10-го класса взяла интервью у учащихся школы, задав им следующие вопросы.

Вопрос репортёра. 1) Ребята! Назовите черты характера русских людей.

Ответы. Доброта, радушие, сила воли, выносливость и д.р.

Вопрос репортёра. А можете ли вы попробовать их объяснить?

(У учащихся данный вопрос вызывает затруднение)

Репортёр. Чтобы узнать ответ на данный вопрос, мы отправляемся к учащимся 8Г класса, на урок географии.

Учитель.

"Жить для Отечества - вот бытие одно:
Нам счастье от небес
В нём истинно дано"

Мечтатель говорит: (1 ученик-Мечтатель: "Я - гражданин Вселенной").

А русский: (2 ученик: "Край родной - Вселенная моя").

Учитель. Тема сегодняшнего урока: "Край родной - Вселенная моя". Стоящие перед вами задачи:

Определить черты характера местных жителей;

Найти различия у людей, живущих на севере и на юге области;

Попробовать их объяснить;

Расширить свои знания в области ряда школьных наук и получить удовольствие от урока.

Помогут решить данные задачи, пришедшие на урок гости - мои ассистенты. Представляю:

Историк. (Ф.И.О. учащегося)

Географ. (Ф.И.О. учащегося)

Этнограф. (Ф.И.О. учащегося)

Биолог. (Ф.И.О. учащегося)

Поэт. (Ф.И.О. учащегося)

Писатель. (Ф.И.О. учащегося)

Научный сотрудник. (Ф.И.О. учащегося)

По ходу урока вы должны заполнить таблицу, где:

1-я группа учащихся определит черты характера русских людей, живущих на севере области, и попробует их объяснить. (По форме таблица №1);

2-я группа учащихся определит черты характера русских людей, живущих на юге области, и попробует так же их объяснить. (По форме таблица №2).

Таблица №1

Особенности природной зоны леса: Черты характера жителей лесной зоны:
:

:

:

:

:

...

:

:

:

:

Таблица №2

Особенности природной зоны степей: Черты характера жителей зоны степей:
:

:

:

:

...

:

:

:

:

...

И ответить на вопрос:

Почему Мечтатель говорит:

- Я - гражданин Вселенной.

А русский:

- Край родной - Вселенная моя?

Поэт-Учитель. (Обращаясь к букету роз и чаше с мёдом)

"Несказанное, синее, нежное
Тих мой край, после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное,
Дышит запахом мёда и роз".

Географ. (Показывает территорию Рязанской области на карте РФ) Географически Рязанская область расположена в центре Русской равнины. Площадь 39,6 тыс. км2, что составляет всего 0,2% от площади России. Протяжённость с севера на юг 225 км, с запада на восток 250 км.

Поэт.

"Гой, ты Русь, моя родная
Хаты в ризах, образа
Не видать - конца и края -
только синь сосёт глаза"

Географ. Рельеф равнинный, но пересечённый, много оврагов, балок.

Историк. (Слова В.Ключевского) "Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великоросского посёлка? Точно змея проползёт. А попробуй найти прямее: только поплутаете и выйдете на ту же извилистую тропку". Касимовская дорога сегодня тому пример.

Этнограф. Это и заставляло жителя выходить на прямую дорогу окольными путями и породило такие поговорки:

"Лбом стену не прошибёшь"

"Только вороны прямо летают"

Учащиеся в 1-ой группе должны отметить такую черту как изворотливость.

Географ. Средние широты, умеренно-континентальный климат характерны для Рязанской области. Продолжительность безморозного периода не велика, природа отпускает мало времени для земледельческого труда. Это время ещё больше укорачивается во многие годы ранними осенними и поздними весенними заморозками и неожиданными продолжительными ненастьями:

Поэт.

":Бедна наша родина кроткая
В древесную цветень и сочь,
И лето такое короткое
Как майская тёплая ночь.
Заря холодней и багровей,
Туман припадает ниц.
Уже в облетевшей дуброве
Разносится звон синиц".

Этнограф. Такие погодные условия заставляли крестьянина спешить с сельскохозяйственными работами, совершая их быстро, "как-нибудь", усиленно трудиться, чтобы много сделать в короткое время. Поэтому появилась такая пословица "Летний день год кормит". А с другой стороны, завершив сельскохозяйственные работы, жители северной части оставались без дела всю осень и зиму.

Географ. (Учащиеся должны отметить такие черты как: леность, желание к отдыху) погода не редко обманывала даже самые скромные виды на урожай и ожидания великоросса - вот он и привык не столько загадывать, сколько подводить итоги "Не поймал, а ощипал".

Историк. (Слова В. Ключевского) "Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, нет народа способного к такому напряжённому труду на короткое время, какое может развить великоросс, но и нигде в Европе, кажется, не найти такой непривычки к равномерному и постоянному труду, как в той же Великороссии".

Учащиеся должны найти такие черты характера, как выносливость, умение напряжённо трудиться в течение короткого времени и, наоборот, долго, ровно и размеренно трудиться.

Поэт.

Теряясь в кустах чернотала
От жёлтых кувшинок пестра,
Всю ночь до рассвета плутала
Туманом повитая Пра.
И вновь из соснового бора,
Русалочьей песней маня,
Зелёная сказка Мещёра
К себе потянула меня.

Географ. (Демонстрируются слайды презентации (Приложение.ppt) с видом смешанных лесов). Север области занят лесами, площадь которых 340 тыс. гектаров. Это несколько миллиардов деревьев. Настоящая зелёная галактика.

Ученик из 1-ой группы. (Слова К. Паустовского) "Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, жёлтые лесные озёра, заросшие чёрной кугой, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном?"

Ученица. (Подняв руку, продолжает) "В Мещёрском крае можно увидеть обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие и обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам над всеми широтами звёзды:"

Географ. Да, мещёрские леса взяли Паустовского в пожизненный плен.

Ученик. (продолжает цитировать К. Паустовского) ":и если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца, я буду знать, что защищаю этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно не было - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется никогда".

Учащиеся отмечают такую черту как любовь к своей малой Родине.

Географ. Умевший тонко ценить красоту, Паустовский считал Мещёру лучшим на Земле местом.

Ученик. (Слова К. Паустовского) "Эту затерянность я ощущал как счастье".

Географ. Край и в самом деле поэтичен необычайно.

Поэт.

"Я навек за туманы за росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан"

(Демонстрируются слайды презентации (Приложение.ppt) с видом русской березы)

Биолог. Берёза является символом русской природы. Давно зародилась традиция встречать красное лето праздником. Ему дали имя русской берёзки, потому что в старину ходили в лес "завивать" берёзку. Выбирали самое красивое дерево, заплетали в него разноцветные ленты. Около берёзы водили хороводы. С берёзой связаны многие народные обычаи. Существовал прекрасный свадебный обряд: в день свадьбы для невесты ставили увитую лентами берёзку, которая называлась "краса". Невеста пряталась за "красу", когда приезжали жених и дружки. Последние должны были выкупить и "красу" и невесту. Берёзе приписывались чудодейственные свойства: через это дерево обливали больных холодной водой. Под порогом новой конюшни зарывали берёзовое полено, чтобы водились лошади. С берёзой связанны и приметы. Например, если берёзка перед ольхой лист распушит нужно ждать сухого лета, а если наоборот, то мокрого.

Этнограф. Жителей мещёрского края называли мещеряками. Учёные до сих пор спорят о том, что дало ли племя своё имя краю или наоборот Мещёра окрестила целый народ. Жизнь в местном краю приучила его рассчитывать только на свои силы: непокорство судьбе, тяга к перемене мест, к поиску лучшей доли. Пришельцы отмечали в людях лесного края отменную вежливость и гостеприимство. Всегда была щедра Мещёра на ремёсла. Бедные почвы заставили крестьянина раскинуть умом и выбрать подручный промысел, который позже пустил крепкие корни и стал переходить по завещанию от отца к сыну. Промышляют "большею частью лесом, рыбною ловлею", делают всякие деревянные как к земледелию, так и к прочим крестьянским надобностям инструменты, ткут циновки, рогожи, дерут луб, строгают доски. В начале нынешнего века мещеряки плели рыболовные сети, плели корзины, писали иконы, били шерсть.

Местный житель. (Демонстрируются слайды презентации (Приложение.ppt) с образцами вырковской игрушки) Всему миру известны скопинские гончары. Живёт их промысел и поныне, и нет ему по самобытности равных в нашем крае. А ведь ещё лет пятьдесят назад у скопинских мастеров были соперники равного масштаба и таланта. Гончарное ремесло в Мещёре издавна процветало в деревне Вырково Касимовского района. Вся деревня лепила горшки, квасники, делала кадильники и свистульки. Упоминание о горшечном промысле в этих местах есть у Семёнова-Тян-Шанского в его известном труде "Россия". Гончарами были исключительно мужчины. Посуду, идущую на продажу украшали белой глиной, наводили цветы - муравили. Наносили зубчатым колёсиком-пластинкой геометрические узоры. Поливали керамику свинцовым суриком, получая дивного блеска глазурь.

Этнограф. "Дело - мастера боится" - гласит народная поговорка.

Географ. (Демонстрируются слайды презентации (Приложение.ppt) с видом степи)

Но вот лес точно отступил, и перед глазами раскинулась поляна - такая свежая, такая яркая, что трудно удержат улыбку радости: на смену лесу приходит степь, в былые времена, покрытая ковром злаков с массой разнообразных цветов в начале лета. Пашенные земли вытеснили дикорастущие травы. Получать большой урожай здесь проще за счёт чернозёмных почв. Контакт со степью наложил отпечаток на формирование духовного облика жителей южной части области. Необъятные родные просторы вселяли в человека вольность, стремительность, лёгкость на подъём. Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. В степи живым существам приходится постоянно догонять и убегать. Даже у современного человека степной простор вызывает безотчётное желание бежать вдаль. По мнению В.О. Ключевского, степь была одним из двух источников особого духовного склада русского человека. Вторым источником был лес.

Поэт.

Но я люблю - за что, не знаю сам,
Её степей - холодное молчанье,
Её лесов - безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям,
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи кочующий обоз:
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берез.

Учащиеся отличают у русского человека любовь к родной природе.

Биолог. "Красота природы имеет собственную ценность. Красивый ландшафт, живописная дорога, богатые воспоминаниями образы являются такими же богатствами в области духа, как и минеральные залежи", (писал В.И. Талиев, профессор, один из создателей Всероссийского общества охраны природы).

Местная жительница. (Демонстрируются слайды презентации (Приложение.ppt) с образцами Михайловского кружева) В 70 км к юго-западу от Рязани находится город Михайлов, где возникает известное Михайловское кружево, своеобразие которого заключается не только в редкости сюжетов и динамичности выражения. Оно имеет и своеобразные колорит: льняная узкая полотнянка часто украшена металлической сканью, а фон и внутренние части фигур заполнены коричневым, охристым, черным и темно-зелёным шёлком различных оттенков. Цвета располагаются отдельными пятнами и создают совершенно особую переливчатую поверхность. С бытом рядовых жителей Михайлова связан распространённый здесь способ плетения: численный. Именно оно получило известность "Михайловского". В нём с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряжённого по цвету орнамента. Основными цветами всегда были красный, дополненный жёлтым, зелёным, голубым, чёрным. Кружево, как и другая отделка, не только делало народный костюм красивее и богаче, но имело и другое назначение.

По народному поверью, оно должно было приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Поэтому в орнаменте кружева встречаются мотивы, наделённые символической значимостью: знак Солнца в виде ромба или круга, волнообразные линии водной стихии. В основном для счётного Михайловского кружева характерны веерообразные формы кружевных мотивов, фестонцы и зубцы, так называемые "бубенцы", "мысы", "городки", "павлинки", "балалайки" и другие отдельные элементы окружающей нас повседневной жизни: кудрявки, рыбка, речка, паутинка. Во второй половине XIX века Михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и вывозится за границу как посредством продажи на Нижегородской ярмарке, так и специально в Турцию и Иран. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от мастера к ученику, и удивительный промысел живёт и развивается.

Этнограф. "Работа хороша, если в ней польза и душа". Прославлена Земля Рязанская ремёслами, воспета красота её природы С. Есениным.

Поэт. (Учитель вместе с географом-учеником читают данное четверостишие.

Спит ковыль. Равнина дорогая.
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Далее учитель предлагает вернуться к заданию урока.

1-я группа учащихся называет черты характера жителей северной части области, живущих преимущественно в лесном краю: стойкость, терпение, выносливость, умение напряженно трудиться в течение короткого времени и в то же время - леность, желание к отдыху, гостеприимство и расточительность, смекалка и осмотрительность, недоверчивость.

2-я группа учащихся называет черты характера жителей южной части области, живущих в лесостепной полосе: душевность, открытость, щедрость, хлебосольство, доверчивость, практическая направленность ума, патриотизм, оптимизм.

Учитель. Попробуйте объяснить происхождение характера русских людей.

В ходе обсуждения учащиеся называют: континентальность климата, холодная продолжительная зима, короткое лето, равнинный рельеф; много оврагов и балок; бедные почвы на севере; а на юге более плодородные, но нарастает засушливость; разнообразие растительности, открытость пространства на юге и густые леса на севере.

Другие учащиеся называют географическое положение Рязанской области - на Русской равнине, расположенной между Востоком и Западом, в силу чего русская душа впитала в себя как западное, так и восточное влияние.

Вывод.

Таким образом, характер русского человека зависит во многом от объективных условий, заданных её природой и географическим положением.

Учитель. Почему же Мечтатель говорит: "Я - гражданин Вселенной", а русский: "Край родной - Вселенная моя"?

Учащиеся высказывают свою точку зрения, исходя из содержания темы урока, значимости малой Родины для каждого из них, любви к своей земле.

Поочерёдно учащиеся называют строки - самые главные из своих заранее написанных сочинений "Я - русский".

Быть русским - это быть патриотом своей Родины.

Я - русская. Для меня это "былинные богатыри, церкви с переливающимися на солнце куполами, березовые леса".

Русский, по моему убеждению, - тот, кто соответствует замыслу Божию о русском народе, кто старается служить ему и старается возродить Россию.

Быть русским - быть добрым и гостеприимным.

Беречь духовную память, традиции родного народа.

Для меня это любовь к родному языку, культуре.

Русские - это щедрые, открытые люди.

Русский - часть величайшей державы.

Когда говорю, что я - русская, вкладываю в это чувство любви и души.

Русский человек - благородный, душевный, открытый.

Учитель.

"Восхищаться я уж не умею
И пропасть не хотел бы в глуши.
Но наверно навеки имею
Нежность грустную русской души."

(Демонстрируются слайды презентации с видом русской природы)

На экране появляются картины леса, лесостепной полосы.

Учитель зачитывает строки И.А. Ильина: "Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий дальний путь. И просторы эти раскрыли нм души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных небывалых возможностей".