Цель урока: выяснить, что правила гигиены помогают человеку быть здоровым, веселым, активным, что в основе человеческой красоты лежит еще и опрятность, чистота. Воспитывать в детях желание соблюдать правила гигиены.
Оборудование: диск с песней В.Шаинского “Улыбка”, листочки, цветные карандаши, картинки из пособия “Уроки вежливости” И.В. Мирошниченко, карточки с пословицами, учебники “Азбука нравственности” под редакцией Э.П. Козлова.
План урока
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Беседа об уходе за зубами.
- Рассказ учителя о происхождении зубной щетки.
- Чтение учащимися стихотворения Ю.Тувима.
- Рисование учащимися предметов гигиены.
- Загадки о предметах гигиены.
- Выведение правил гигиены.
- Беседа по картинкам.
- Мини-зарядка под музыкальное сопровождение.
- Беседа о режиме дня, о пользе закаливания и зарядки.
- Чтение текста “Закаливание” из учебника “Азбука нравственности”.
- Работа в группах.
- Игра “Приятно – неприятно”.
- Чтение “Банной песни Хоббитов” из учебника.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы начнем урок этики не совсем обычно, а с песни “Улыбка” из мультфильма “Крошка Енот”. Прослушивание песни.
2. Вступительная беседа.
– Почему дружба начинается с улыбки?
– А всегда ли приятно смотреть на улыбающегося человека?
– Какую роль здесь играют зубы?
3. Беседа об уходе за зубами.
– Что нужно делать человеку, чтобы улыбка была приятной?
– Кто догадался, какова цель сегодняшнего урока? Сообщение темы урока.
– Что помогает в уходе за зубами?
– А кто знает, как правильно нужно чистить зубы?
4. Рассказ учителя о происхождении зубной щетки.
Зубной щетке уже много лет. Придумал ее еще первобытный человек. Выглядела она
совсем не так. Это была обыкновенная палочка с разжеванным концом. До сих пор в Индии на базарах продают щетки такого типа веточки дерева нем. Для чистки зубов достаточно веточку зачистить от коры и пожевать. Зубы очищаются, а сок, который при этом выделяется, хорошо укрепляет зубы и десны. Древние египтяне в качестве зубного порошка использовали золу. Использовали золу в качестве зубного порошка и партизаны во время войны. Ученый, который изобрел микроскоп, придумал чистить зубы солью. Он прожил 91 год, и у него никогда не болели зубы. Но такой порошок не всем нравится. Во времена Петра I в России зубы чистили влажной тряпочкой, макая ее в толченный мел. И только в 20-е годы XIX века на смене тряпочке пришла зубная щетка. Она была необычной формы: щетинки находились с двух сторон, и держать ее приходилось посередине. В порошок стали добавлять немного воды, вещества, которые убивают микробов. Так появилась зубная паста. [2]
5. Чтение учащимися стихотворения Ю.Тувима.
Послушайте, как призывает к соблюдению правил гигиены Юлиан Тувим.
Письмо ко всем детям
По одному очень важному делу.Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.Все равно какой водою:
Кипяченной... ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прощу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище –
Я грязнуль не выношу.Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!Ваш Тувим. [3]
– Перечислите, к чему призывает Юлиан Тувим.
– Почему нужно обязательно мыть руки перед едой?
– Автор стихотворения призывает чаще мыться. Как вы думаете, почему?
6. Рисование учащимися предметов гигиены
Чистыми и опрятными быть нам помогают зубная щетка и паста. Нарисуйте, какие еще предметы гигиены вы знаете.
7. Загадки о предметах гигиены.
Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было...Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгал,
Всю грязь повыгнал.Зубаст, а не кусается,
Как он называется?Ты всегда носи с собой
Свой платочек... (носовой).Ходит чудо-пароход
То назад, а то вперед.Он – одежды верный друг –
Электрический... (утюг).
8. Выведение правил гигиены.
– Для чего нужно соблюдать правила гигиены?
– Какие еще правила гигиены нужно соблюдать, чтобы быть красивым, здоровым, опрятным?
(Записать на доске.)
Красота, здоровье, опрятность:
– чистить зубы 2 раза в день;
– мыть руки перед едой;
– соблюдать режим дня;
– заниматься спортом;
– закаляться;
– содержать вещи в чистоте;
– соблюдать правила культуры поведения.
9. Беседа по картинке “Где аккуратность, там и опрятность” из пособия “Уроки вежливости”.
– Давайте посмотрим, какие правила культуры поведения нужно соблюдать, чтобы выглядеть опрятно. Посмотрите, как выглядит мальчик, когда мама с бабушкой отправляют его в школу?
– А в каком виде он вернулся обратно?
– Почему так произошло?
– Что можно сказать про такого мальчика?
– Что бы вы ему посоветовали?
10. Мини-зарядка под музыкальное сопровождение.
11. Беседа о соблюдении режима дня, о пользе закаливания и зарядки.
– Для чего все это нужно соблюдать и выполнять?
12. Чтение текста “Закаливание” в учебнике “Азбука нравственности”.
Беседа по вопросам в конце текста.
– Для чего нужно заниматься зарядкой?
– Как нужно начинать делать зарядку?
– Делаете ли вы зарядку дома?
– Что нужно делать после утренней гимнастики?
– Как нужно закаляться?
– Для чего нужно закаляться?
– Почему “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?” [1]
13. Работа в группах.
У каждой группы карточки с частями пословиц.
– Собрать из частей пословицы и объяснить их смысл.
Мойся белее, будешь милее.
Чистая вода для хвори беда.
Красит молодца не красота, а чистота.
По платью видят, кто таков идет.
Чистота – залог здоровья.
Кто аккуратен, тот и людям приятен.
14. Игра “Приятно – непрятно”
Учитель бросает мяч и говорит слово – приятно, учащийся должен назвать слово, которое ему приятно по сегодняшней теме. Если учитель говорит слово – неприятно, то ученик называет слово по сегодняшней теме, которое ему неприятно.
15. Обобщение по уроку в виде комбинированного чтения Банной песни Хоббитов Дж. Р.Толкин (в изложении Д.Всеславина) из учебника “Азбука нравственности”. [1]
Учитель:
Баня! Баня! Баня!
Грязь и пот долой!
Чистый хоббит – душка.
Грязный хоббит – злой!
Учащиеся:
В чистом теле – крепкий дух.
Баня! Баня! Баня!
Ух. Ах. Ох. Ух. Славная парная.
Учитель:
Все невзгоды смой с себя,
Косточки пропарь.
Эй, не расслабляйся
И парку поддай!
Учащиеся: припев.
Учитель:
Дух живительный парной
Изгони хворобу.
Чтобы было хорошо,
Хоббит стал здоровым.
Учащиеся: припев.
Учитель:
Очищает тело,
Укрепляет дух.
Шерстка будет шелковистой,
Словно легкий пух.
Учащиеся: припев.
Учитель:
Если тело дышит –
Это хорошо!
На душе приятно,
И ходить легко.
Учащиеся: припев.
16. Рефлексия.
– Что важного для себя вы взяли с сегодняшнего урока?
– Какие правила гигиены запомнили?
Литература
- Книга для чтения “Азбука нравственности” под редакцией Э.П. Козлова.
- Методическое пособие для учителей 1–4 классов под редакцией Э.П. Козлова.
- Тувим Ю. “Письмо ко всем детям”.