Тип урока: обобщающий урок.
Цели урока: закрепить алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел.
Задачи:
- развивать логическое мышление обучающихся;
- закреплять вычислительные навыки умножения и деления;
- формировать фундаментальный навык решения задач.
Оборудование: ноутбук, электронная презентация, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
Учитель обращается к детям:
“Сегодня мы закрепим тему: “Умножение и деление многозначных чисел.”
Повторим алгоритмы умножения и деления”.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный счёт (предлагаются следующие задания):
- увеличь число 150 в 3 раза;
- уменьши число 9900 на 200;
- раздели число 550 на 10;
- умножь число 700 на 40.
4. Работа с использованием интерактивной доски.
Ребята у интерактивной доски устно считают примеры: (Презентация, слайд3)
180 * 5 / 10 + 60 * 3 + 50 * 2 =
1000 – 280 / 80 * 100 / 6 * 3 + 550 =
5. Устное решение задачи.
На интерактивной доске изображен рисунок задачи. (Слайд №4)
Составь и реши задачу.
Учащиеся составляют задачу: в классе 19 человек. Из них 9 мальчиков, остальные девочки. Сколько девочек в классе?
Решение: 19-9=10 (девочек).
Ответ: 10 девочек в классе.
6. Работа по закреплению изученного.
Вспомним правило умножения многозначного числа на однозначное.
- Алгоритм письменного выполнения умножения.
- Письменное умножение любого многозначного числа на однозначное число выполняется так же, как умножение трехзначного числа на однозначное число: сначала умножают единицы, потом десятки, сотни и т.д.
Ребята, вспомните свойство умножения.
Свойства умножения: (Слайд №6)
7. Выполните умножение.
Работа проводится с использованием интерактивной доски.
8. Повторим правила умножения именованных чисел.
- Заменить крупные единицы мелкими.
- Выполнить умножение натуральных чисел.
- Заменить мелкие единицы крупными.
Ребята читают на интерактивной доске правило.
9. Работа по учебнику. Стр 87 № 448.
Учащиеся выполняют умножение именованных чисел.
8дм 4 см * 3 =
7 см 5 мм * 2 =
10. Физкультминутка.
А сейчас все по порядку:
Встанем дружно на зарядку.
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли и махнули.
Спрятали за спину,
Оглянулись через правое плечо,
Через левое ещё,
Дружно присели,
Пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
11. Закрепление правила деления многозначных чисел на однозначные.
- Выделяем неполное делимое.
- Делением находим цифру частного.
- Умножаем, узнаём, сколько разделили.
- Вычитаем, находим остаток.
- Остаток сравниваем с делителем.
Учащиеся повторяют правила деления многозначного числа по интерактивной доске.
12. Вспомним свойство деления. (Слайд №12)
13. Работа по учебнику. Стр. 87 № 443.
Учащиеся выполняют деление на доске.
91440 / 4 =
7224 / 8=
13140 / 6=
8320 / 8 =
14. Работа по учебнику. Стр. 87 № 442.
Решение задач. На интерактивной доске напечатан текст задач. Учащимся предлагается решить эти задачи. (Слайд №14)
- Работа над задачей.
- Что известно в задаче?
- Что надо найти?
- Краткая запись производится в разделах таблицы.
Стр. за 1 час Кол-во Всего стр.
- 24+32=56 (С) всего;
- 56/7=8 (С) за 1 час;
- 24/8=3 (ч) в 1 день;
- 32/8=4 (ч) во 2 день.
Ответ: 3 часа в первый день, 4 часа во второй день.
15. Геометрический материал.
На интерактивной доске учащиеся выполняют задание. (Слайд №15)
Сравни периметры фигур самым лёгким способом.
Сравни площади фигур.
16. Итог.
Учащиеся закрепляют правила.
- Умножение многозначного числа на однозначное выполняется так же, как трёхзначного числа на однозначное.
- При умножении именованных чисел сначала переводим это число в простое, т.е. укрупняем его, затем выполняем действие.
- При делении многозначных чисел на однозначные:
- выделяем неполное делимое;
- находим, сколько чисел в частном;
- умножаем, узнаём, сколько разделили;
- находим остаток;
- сравниваем с делителем.
17. Д/з №445.
Все ребята – молодцы! Урок закончен!