Развитие речи в 1-м классе. Написание мини-сочинения

Разделы: Начальная школа


Цель: написание нерифмованного пятистрочия.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умения слогового чтения с переходом на чтение
  • целыми словами.
  • формировать понятие о родственных словах, многозначных
  • словах
  • закреплять и углублять знания о словах-признаках, словах-действиях.
  • совершенствовать умения составлять предложения.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
  • обогащать словарный запас детей через работу над Синквейном.
  • развивать умение строить речь в определенной композиционной форме Синквейн.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование:

  • Таблица Синквейн.
  • Картинки с изображением девочки, царя Каравая, хлебобулочных изделий.
  • У детей карточки для индивидуальной работы.
  • Пословицы о хлебе.
  • Корзина с пирогами.
  • Русский костюм для девочки, рушник, хлеб-соль.
  • Магнитофон, запись песни "Русское поле" муз. Я. Френкеля.

Ход урока

1. Орг. момент:

(Под звуки песни "Русское поле" муз. Я Френкеля, девочка в русском костюме встречает гостей. Девочка держит в руках хлеб-соль.)

Д.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим.

(Вручает хлеб-соль гостям.)

2. Сообщение темы урока:

Уч.- Я расскажу вам сказку.

Жила-была на свете девочка. Как ее звали? Кто звал, тот и знал, а вы не знаете. Она была маленькая и в школу не ходила. И больше всего она любила:Что она любила - прочитайте.

(Дети читают запись на доске.)

Мармелад

Халва

Шоколад

Карамель

Уч.- Назовите одним словом то ,что она любила.

Д.- Сладости, лакомства.

Уч.- Прочитайте выделенные буквы и прочитайте имя девочки

Д.- Маша.

Уч.- Однажды мама посадила ее обедать. Налила суп, дала кусочек хлеба. А Маша раскапризничалась. "Не буду есть этот невкусный и противный хлеб!"

И только она это сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь.

Прочитайте, как его зовут.

Д.- Каравай.

Уч.- Рассердился Каравай на Машу и сказал: "Не пущу тебя домой, пока не выполнишь все мои задания!"

Испугалась Машенька, расплакалась. Жалко вам девочку? Давайте поможем ей вернуться домой.

Тогда настойтесь на серьезную работу. Мы должны учиться читать, рассуждать, помогать друг другу, написать мини-сочинение Синквейн.

3. Основная часть. Подготовка к написанию Синквейна.

Чтение слов, наблюдение над словами.

Уч.- Каравай дает нам первое задание.

Нужно прочитать название жителей его страны.

(У детей на партах листочки с заданием. Задания даны диф-но по уровню сложности.)

1 гр 2гр. 3гр..
Булки б. лки трьбулкиюдщ
Пироги п.р.ги иаспирогицкх
Калачи к.л.чи дщйкалачиъэж
Баранки б.р.нки дшнбаранкиячы
Лепешки л.п.шки гпщлепешкифцю
Пряники пр.н.ки гухпряникибдэ
Батоны б.т.ны цщъбатоныцмо

Уч. - Как назвать эти слова одним словом?

Д. - Хлеб.

Уч. - Молодцы! С первым заданием Каравая вы справились!

А вот и второе испытание. Прочитайте слова на доске.

Хлеб

Хлебный

Хлебороб

Хлебушко

Нахлебник

Хлебушек

Хлебница

Уч. - Можно ли эти слова назвать родственными? Почему? Назовите общую часть этих слов.

Объясните значения слов хлебороб, хлебница, нахлебник.

На какие вопросы отвечают эти слова?

Уч. - Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Приготовил Каравай для нас третье испытание. Я прочитаю стихотворение. Назовите, в каком значении употребили слово хлеб.

Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны.
Мы говорим: хлеб.
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: хлеб.
Тесто крутиться в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: хлеб.

(Дети дают ответы. Учитель выставляет картинки)

Уч.- Значит, слово хлеб имеет значения: растение, зерно, продукт.

Физкультминутка. Игра Каравай.

Работа над чтением.

Уч.- Каравай принес нам гостинец "чудо-пирожок", а "начинка" в нем пословицы о хлебе.

(Дети достают пословицы, читают их.)

Есть хлеб, будет и песня.
Земля - матушка, хлеб - батюшка.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
У кого хлебушек - у того и счастье.
Хоть палата и бела, да без хлеба скучна.
(Дети читают стихи о хлебе.)
Вот он -хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он - теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой!
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Уч.-Как назвали хлеб в пословицах, в стихотворении?

Д.- Батюшка, хлебушко, жизнь.

Уч.- Хлеб на Руси всегда почитали.

Формирование представления о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

Уч.-

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.

Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать слова-признаки, слова-действия на тему "Хлеб".

(Идет игра. В ходе игры уточняются некоторые слова .Ржаной- сделанный из ржаной муки, ситный- просеянный через сито, мягкий-черствый- слова, противоположные по смыслу.)

Составление предложения и его удлинение.

Уч.- Маша составила предложение.

Испекли хлеб.

Уч.- Дополните это предложение.

(Испекли вкусный хлеб. Пекари испекли вкусный хлеб. И. т. д.)

Создание Синквейна.

Уч.- ребята, нам Каравай принес корзину с пирогами. Что мы ему надо сказать?

А мы на память ему напишем мини-сочинение Синквейн. Давайте вспомним порядок написания.

1 строка-слово-предмет, отражающее главную идею..

2 строка-два слова-признака.

3 строка-три слова-действия.

4 строка-предложение о хлебе

5 строка-слова, связанные с первым, отражающие сущность темы..

(Дети записывают свои сочинения на листочках. Работа идет диф.-но.

1гр.- дописывают в каждую строчку по слову.

2гр.- пишут Синквей, используя карточку помощник.

3гр.- пишут самостоятельно.

Затем дети читают свои произведения Караваю.)

4. Заключение

Уч.- Караваю понравилась ваша работа. Вы серьезно работали над словами, составляли предложения. Отпустил он Машу домой, а напоследок сказал ей:

Как вы думаете что?

Д.-Нужно бережно относится к хлебу.

Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг..
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

Уч. - Что понравилось на уроке?

- О чем расскажите дома родителям?

---Как будите относится к хлебу?

5. Релаксация.

Каравай дарит корзину с пирогами детям.