Литературно-музыкальная композиция "Любви негромкие слова…"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление:

“Любить – значит жить жизнью того, кого любишь”.

Л. Толстой “Тайна сия велика есть”.

На столиках цветы, свечи.

Музыкальное оформление: вальс Г. Свиридова к драме “Метель”, песни В. Высоцкого о любви, песня группы “Високосный год” “Лучшая песня о любви”.

На столиках зажигаются свечи. В зале учащиеся 10-11 классов, учителя, родители.

Ведущий:

Все начинается с любви…
Твердят: “Вначале было слово”
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви.

Учитель: Вспомним себя в 15 лет, эти смешные стишки, переписываемые друг к другу в заветные тетрадки.

Почему так бывает часто,
Любишь ты, но не любит он.
Ждешь свиданья, тоскуешь, мечтаешь,
Но совсем он в тебя не влюблен.

А какой-то мальчишка робкий
На окно твое ставит цветы.
Почему так бывает часто.
Любит он, но не любишь ты.

Ведущий: Какие страсти кипят в душах тринадцатилетних:

Сердце пробито. Капает кровь.
Вот до чего доводит любовь.

Ведущая: Что такое любовь? Одни отрицают ее, другие – ратуют, третьи – равнодушно снисходительны. А некоторые готовы вдребезги разбить любое утверждение о существовании любви. Жаль, что иногда осколки разбитых ожиданий, как льдинки из сказки Андерсена, попадают в сердца людей и заражают неверием. Чтобы растопить застывшие сердца, нужно тепло людей, верящих в любовь. В ряду защитников уже не одну сотню лет стоят поэты разных народов.

Ученик

Старо это слово иль ново,
Навек иль на миг рождено?
Какое короткое слово,
Какое большое оно!
“Любовь есть начало живого”, -
Мы это открыли заново.
“Любовь” Джемалдин Яндиев

Ученик:

Мне говорят:
Нету такой любви.
Мне говорят:
Как все, так и ты живи!
Больно многого хочешь,
Нету людей таких.
Зря ты только морочишь
И себя и других,
Говорят: зря грустишь,
Не глупи!
Все равно ведь уступаешь,
Так лучше сейчас
Уступи!
А ведь она есть.
Есть.
Есть.
А она здесь
Здесь,
Здесь,
В сердце моем теплым живет птенцом,
В жилах моих жгучим течет свинцом.
Это она – светом в моих глазах
Это она – солью в моих глазах,
Зрение, слух мой, грозная сила моя, солнце мое
Горы мои, моря!
От забвенья – защита,
От лжи и неверья – броня…
Если ее не будет,
Не будет меня!
…А мне говорят: как все, так и ты живи!
А я никому души не дам потушить.
Я живу, как все когда-нибудь будут жить!
В. Тушнова

Ведущая: Говорят, любовь слепа, что она всегда идеализирует образ того, на кого она направлена, и что любят не реального человека, а созданного воображением любящего. Но слепа не любовь, а страсть. Любви же присуще внутреннее озарение, благодаря которому любящий открывает в любимом то, что скрыто не только от глаз окружающих, но нередко и от него самого.

1 ученик:

Да, ты такой, каким тебя люблю:
Порывистый, настойчивый, не лгущий,
Подобно скороходу кораблю,
Навстречу шторму и ветрам идущий.
Как нелегко и как легко с тобой!
В тебе всечасно вижу перемены,
Но то не мыслей пестрых разнобой,
Не чувств игра,
Не вспыльчивость измены,
А щедрая способность воплощать
В себе черты стремительного века,
В себе самом и в людях не прощать
Того, что недостойно человека!
Л. Татьяничева

Ведущая: Первая любовь… Мечта и мука, восторг и отчаяние – все на пределе сил. Из стремлений у возлюбленного самое сильное – смотреть и не отводить глаз от родного лица, слушать только музыку любимого голоса. Первая любовь открывает не только другого человека, но – прежде всего – себя. Недоумение, радость, страх, волнуют и юношу, и девушку. А не миновавшая ни одно поколение школьников игра в свидания, записочки, тайны, которые известны всем…

2 ученик:

Любовь ведет через пустыни
И через горные хребты
И на ветру она не стынет,
И не боится высоты.
Порою с поворота глянет –
И вдаль с улыбкою зовет,
И, обнадежившая, ранит,
И жаловаться не дает.
Куда б ни ехал, где б ни шел ты –
Всегда с тобой она в туши, -
Не та, которую нашел ты,
А та, которой не найти.
В. Шефнер

Ведущий: Все мы слышали о том, что первая любовь не забывается, оставляя след на всю жизнь. Что же в ней особенного? Ответ прост: прежде всего то, что это чувство первое.

Первая любовь не бывает неразделенной, она самодостаточна. Главное – видеть, слышать, дышать одним воздухом с любимым человеком, и его согласие необязательно.

Ученик:

Не бывает любви несчастливой.
Не бывает. Не бойтесь попасть.
В эпицентр сверхмощного взрыва,
Что зовут безнадежная страсть.
Если в души врывается пламя,
Очищаются души в огне
И за это сухими губами
“Благодарствуй” - шепните судьбе.

Ведущий: Всем известны строки Пушкина:

Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Эти стихи написаны зрелым человеком, но так устроено сердце человека: оно может пережить сердечное томление. Здесь все: и нежная, без досады грусть о неразделенном чувстве, и самоотверженность, для которой самое большое благо – это покой и счастье любимого человека…

Ученик:

Как мне тебя уберечь
От суеты ежечасной?
Как мне покоем облечь
Путь твой крутой и опасный?
В этой юдоли земной
Кажется мне почему-то
Слишком большою ценой
Платишь за эти минуты
От неудач и обид,
Гордо храбрясь и немея
Кто же тебя защитит,
Если и я не посмею?
Перед порогом рубя
Всех твоих странствий канаты,
Кто пожалеет тебя,
Правый мой и виноватый.
И призываю любовь я в милосердные сестры
Кто оботрет твою кровь
Мягкой косынкою пестрой?
Кто, не спросив ни о чем,
Плача, но помня о главном,
Скажет: “С пером и мечом
Нет на земле тебе равных”.
Вновь я себе же в ответ
Выдохну чуть различимо:
“Ни на одной из планет
Лучшего нету мужчины”.
Пусть даже встанет смугла
Рядом с тобою другая –
Только б она берегла так,
Как тебя берегла я.
Горько и тайно любя,
Близким признаюсь я людям:
“Не было лучше тебя
И никогда уже не будет”.
Т. Кузовлева

Ведущий: Вряд ли кто-нибудь мог бы взять на себя смелость давать рецепты счастливой любви. “Тайна сия велика есть,” – говорили о любви древние. И сколько бы исследований ни производили, как бы ни типизировали ее проявления, все же у каждого это чувство имеет свои неповторимые черты. В этом сила, и величие, и притягательность любви.

Ученик:

Опять лежишь в ночи, глаза открыв,
И старый спор сама с собой ведешь.
Ты говоришь: “Не так уж он красив”,
А сердце отвечает: “Ну и что ж”
Все не идет к тебе проклятый сон,
Все думаешь, где истина, где ложь…
Ты говоришь: “Не так уж он умен”,
А сердце отвечает: “Ну и что ж”
Тогда в тебе рождается испуг,
Все падает, все рушится вокруг.
И говоришь ты сердцу: “Пропадешь”,
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.
Ю. Друнина

Ведущий: Человек, который любит, видит в любимом куда больше красоты, чем тот, кого не посетила эта тайна, делающая каждого поразительно чутким к красоте.

Ученик:

Она пришла негаданно, незванно,
Разрушив все
И все построив вновь,
Преображая капли в океаны,
Всепобеждающая первая любовь.
Неясное все стало несомненным
Стал шторм девятибалльный – ветерком,
Любое море стало по колено
И расстояние любое – пустяком.
Любимая!
Конечно, на планете
Никто такой вовеки не встречал!
На лбу веснушки – лучшие на свете!
Ну как это никто не замечал?
Таких веселых, видных еле-еле,
Таких задорных, солнечных, родных!
И даже у мадонны Рафаэля –
Ведь это ж ясно! – не хватает их.
А. Фатьянов

Ведущий: Любовь приносит и радость и горе. Да, умирание любви – это гибель части души, но душа способна возрождаться. Раны молодых зарастают быстрее и без следов. Будущее счастье для них более вероятно, чем для тех, у кого не было краха любви. Причина в том, что у них есть опыт несчастья – важный душевный опыт. Это один из лучших учителей души.

Ученик:

Не все, что упало, пропало,
Не все, что посеешь, пожнешь,
И горькая правда не стала
Мне слаще, чем сладкая ложь.
Еще и еще раз спасибо
За то, что не есть, но была,
За то, что смеялась красиво,
За то, что красиво лгала.
Еще и еще умоляю:
Скажи, что волнуешься, ждешь.
Я тысячу правд променяю
На эту прекрасную ложь!
Но в призрачном мире обмана,
Где праздничность мира ясней,
Мне глупому мало, все мало
Веселой неправды твоей.
В. Гуринович

Ученик:

Ты снись мне иногда, Настолько далеки
Не покидай навеки. Насколько одиноки.
Мы разных русел реки, Исчезнет скоро след
Стран разных города. От нашей странной встречи,
Планеты двух систем, Но вздрагивают плечи,
Мы на одно мгновение Когда горит рассвет…
Слились в одно свечение Планеты двух систем
Неведомо зачем. Слились в одно светило
Рассудку вопреки. Зачем же это было?
Мы длили встречи сроки, Забудь меня совсем.
Т. Полянченко

Ведущий: Некоторые люди в любви ведут себя, как ростовщики: стремятся взять от другого больше, чем дать ему. Но если не стараются обогатить друг друга – счастья не будет.

Сохранить любовь трудно: тут нужен каждодневный, ни на минуту не прерывающийся труд любви, как говорил Ф.М. Достоевский. Это самый тяжелый труд, но зато он дает самые сладостные плоды – плоды счастья.

Ученик:

Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне – дай все небо! Землю всю положь!
Моря и реки, горы и равнины
Мои – не соглашаюсь на дележ!
Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.
Все полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!
Хочу лишь половину той подушки,
Где бережно прижатое к щеке,
Беспомощной звездой, звездой падучей
Кольцо мерцает на твоей руке.
Е. Евтушенко

Ведущий: Какие бы трудности ни встречались на пути, нужно оставаться хорошим, порядочным человеком.

Разговор завершается чтением стихотворений о любви, которые подготовили участники композиции, зрители.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Л.Лихачева. Литературно-музыкальная композиция “Ты одна – вся жизнь, ты одна – любовь”. Журнал “Библиотека”, №7, 2001г.