Урок-исследование "Роль революции в истории"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Данная тема является теоретическим исследованием одной из самых важных проблем истории – революционного переустройства общества. Так как дисциплина “Введение в современное обществознание” изучается учащимися профессионального училища, получающими профессию на базе среднего (полного) общего образования, то предполагается наличие знаний фактического материала. Это позволяет в течение урока провести полное исследование темы и оформить проект по результатам исследования.

Цель урока: доказать неприемлемость революционного насилия земной цивилизацией.

Велика воспитывающая цель данного урока: не только воспитание нравственных гуманистических ценностей. Но и развитие творчества коммуникабельности личности, которые предполагает работа над проектом.

Оснащение урока:

Журналы “Родина” (2001-2005 г.г.) статьи “Мы пели песнь топору”. (док. ист. наук О. Волобуев,) “Бунтари и заговорщики” (канд. ист. наук) О. Усенко “Комитеты взбесившихся люмпенов”, (письмо Н.К.Ульяновой //Крупской//). Приложение № 1, приложение № 2 (для каждого уч-ся), иллюстрации, высказывания (приложение № 3,4), папка с файлами, бумага, фломастеры, ножницы, клей, карандаши, линейки.

Подготовка к уроку:

К этому уроку готовятся все.

Преподаватель подбирает литературы для исследования, репродукции для оформления будущего проекта.

Каждая группа из 2-3 человек получает определенную тему для повторения тем по истории.

Список тем:

  1. Восстание Спартака
  2. Восстание Кондратия Булавина
  3. Восстание С. Разина
  4. Великая французская буржуазная революция.
  5. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
  6. Парижская Коммуна.
  7. Первая русская революция 1905 года.
  8. Октябрьский переворот 1917 года и гражданская вона в России.

Ход урока

Вступительное слово учителя

И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди…
…Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это

 Эти слова будоражили кровь, вдохновляли ни одно поколение людей. Об этом хорошо знают ваши бабушки, дедушки. Революционная романтика была идеалом, светлой мечтой тысяч обездоленных, униженных, оскорбленных.

Тема нашего урока: “Роль революции в истории”. Проведем мы его с помощью исследовательского метода. Действительно ли революции были неизбежны и как свежий ветер необходимы для обновления общества? Но почему тогда современная литература говорит о неприемлемости революционного насилия земной цивилизацией. Проблема обозначена. Наши исследования мы оформим в проект, название которому вы должны будете в конце урока записать сами, опираясь на полученный результат.

У каждого на столе находятся листы с терминами и высказываниями философов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и карты исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), которое я предлагаю заполнить за 10 мин. (каждый делает записи соответственно своей теме). Два человека будут оформлять этот проект, вкладывая в файлы ваши (согласно темам) озвученные работы, подкрепляя их иллюстрациями (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и высказываниями (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), статьи из журналов, статья Н.К. Ульяновой (Крупской) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) которые находятся на проектном столе. (В зависимости от уровня подготовки группы оформители проекта могут работать как со специальными текстами, так и с высказываниями, заранее отобранными преподавателем. См. Приложение 4).

Затем в течение 20 мин. идет коллективное исследование проблемы. Учащиеся озвучивают и обсуждают результаты индивидуального исследования, которые поочередно передаются оформителям проекта. Оформители не только заполняют файлы с обсужденным материалом, но и отбирают к нему иллюстрации с характерными изречениями. На завершающем этапе исследования проблемы оформители вкладывают титульный лист проекта (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) в папку с работами.

Слово учителя:

- Но революция - “ужас”, не так ли, господа?

- Но и то, в результате и против чего произошла революция, - тоже ужас, не так ли, товарищи?

- Какой смысл – в смене ужаса ужасом, какой смысл в революции?

- Никакого. Тут не смысл – тут неизбежность.

В результате дискуссии учащиеся высказывают следующие выводы.

- Как только “идея становится сильнее разума”, людьми начинают править инстинкты. Самый страшный – это инстинкт толпы. Толпа снимает чувства страха и ответственности.

- Есть 2 пути стать богатым.

  • 1 – отнять
  • 2 – научиться, заработать, заслужить.

Второй сложнее, но цивилизованнее.

- Если в прежние века деспотизма и самодержавия восстания, бунты, революции были вынужденной формой протеста, то современное демократическое общество утверждает эволюцию как единственный способ развития человечества.

На основании этого учащиеся подходят к главному выводу урока, который записывается как название проекта: На данном уроке учащиеся избрали тему: Революции – варварский способ прогресса.

Оформители показывают полученный проект в виде папки с материалами работ учащихся и в течение 2х мин. защищают полученный проект.

(В дальнейшем он может использоваться как учебное пособие для семинаров, диспутов, конференций, для учащихся пропустивших тему и может дополняться следующими курсами.)

Последние 3 минуты подводится итог урока, выставляются оценки, высказываются впечатления и пожелания.