Тема урока | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
Предмет | Русский язык |
Класс | 11 |
Образовательное учреждение | МОУ “Лицей №149” |
Республика/край, город/поселение | Омская область, г. Омск |
Тип урока | Комбинированный |
Цели урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Задачи урока | Для учителя:
Для учащихся:
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока | - В ходе урока учащиеся актуализируют
знания, умения и навыки по орфографии (слитно -
раздельное написание наречий, гласные в корнях с
чередованием), повторяют правила постановки
знаков препинаний при цитатах и в сложных
предложениях; - Приобретут новые знания о способах комментирования проблемы исходного текста, об информативности текста; умения и навыки прогнозировать тип текста, тему, количество микротем по абзацному зачину. - Закрепят знания, умения и навыки, полученные в 5-9 классах по теме “Текст” (определение понятия “проблема текста”, признаки теста, создание текста-описания, повествования, рассуждения), умение аргументировать свою точку зрения. |
Необходимое оборудование и материалы |
|
Мотивация учащихся |
|
Ход и содержание урока | Оформление доски: Слайд №2: Эпиграфы: Комментарий – 1. пояснение; 2. примечание; 3. толкование. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова 2) Презентация: Слайды №3-№4: Текст В.Розова “Счастье”. Слайд №7: Схема “Оформление цитаты”. Слайд №10: Схема “Виды комментирования”. Слайд №14: Таблица: “Лексика, помогающая грамотно оформить комментарий”. Ход урока 1) Вступительное слово учителя: - цели и задачи урока; - программирование урока (проверка домашнего задания: - проблема текста, тип текста, комментарий проблемы текста); - чтение и объяснение эпиграфов. 2) Чтение текста (Слайд №3-№4: Текст В.Розова “Счастье”) 3) Работа с классом по тексту. Какой тип речи автор использует в данном тексте? (Рассуждение (1 – 12 предл. и 17 – 22 предл.) с элементами повествования (13 –16предл.) Над какой проблемой задумывается автор? Слайд №5 (2предл. – “Но где кроется самая сердцевина счастья?”). Какое это предложение по цели высказывания? (Риторический вопрос, над которым размышляет автор.) Как можно сформулировать проблему данного текста? (На доске записано предложение, в котором необходимо расставить знаки препинания: Слайд №6: В.Розов поднимает проблему естественной потребности людей быть счастливыми и задаётся вопросом Где кроется самая сердцевина счастья?) Знания какой пунтограммы мы используем при оформлении предложения? (Знаки препинания при цитатах: работа по схеме Слайд №7: найти в тексте явные (10, 14, 15 предл.) и неявные (9, 22 предл.) цитаты). Какова позиция автора в размышлении над этой проблемой? Слайд №8 -9 (17 предл. – “Счастье кроется именно в гармонии личности”) Какую роль играет эта фраза в тексте типа рассуждения? (Роль тезиса) А так как тезис является ещё и выводом, к которому Розов приходит путём рассуждения, то мы должны пройти этот путь вместе с автором - это и называется текстуальным комментарием (Слайд №10). (Слайд №11-12: Предложения записаны на доске для разбора орфограмм и пунктограмм. Необходимо указать на оформление ссылки – (предл.3) 1). (В)начале он приглашает поразмышлять (в)месте с ним (3 предл.) и даже поспорить. 2). Автор задаёт вопросы, в которых предпол…гаеся выбор: что такое счастье удобная квартира, хорошая еда, нарядная одежда, или оно заключается в здоровье?) Зачем автор во втором абзаце использует высказывания писателей-гуманистов М.Горького, А.П.Чехова? Какой смысл этих высказываний? (Человек сам должен стремиться к счастью и быть оптимистом при этом.) Вспоминая эпизод из своей жизни, В.Розов произносит фразу: Слайд №13 “Дух мой был здоров”. Что она обозначает? 10.Исключает ли он “внешние условия существования человека” в формировании личности? (Нет, но не считает их самыми важными (18 предл.). 11.Что он считает самым важным в формировании гармоничной, т.е. счастливой личности? Найдите это в тексте. (21 – 22 предл.). Можно ли это считать позицией автора? 4). Самостоятельная работа над сочинением по плану к 3 части ЕГЭ: (Слайд № 14) (использование клише из Слайда №15) 1.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). 2.Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Проверка самостоятельных работ (при наличии времени) с учётом последовательности комментированного текста с учётом композиционных особенностей и выбора цитирования исходного текста. |
Рефлексия деятельности на уроке | Выявление достижения целей для учащихся на уроке. Устная беседа об актуальности поднятой проблемы. |
Домашнее задание | Слайд № 16 1. Закончить начатый комментарий 2. Подобрать аргументы к позиции автора из художественной, публицистической литературы и по жизненным наблюдениям. |
Дополнительная необходимая информация | Получив знания формулирования проблемы и комментария, учащиеся вышли на этап выявления позиции автора, которую они должны будут аргументировать в домашнем задании. |
Использованные источники и литература | 1.Власенков А. И. Русский язык:
Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. –
М., 2002 2.Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом. Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений. М. 2008; 3.Программа по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы А. И. Власенков) – М., 2006 4. Интернет ресурс:http://lori.ru/catalogue/1 (фотографии) |
Комбинированный урок русского языка по теме "Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста"
Разделы: Русский язык