Комбинированный урок русского языка по теме "Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста"

Разделы: Русский язык


Тема урока Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Предмет Русский язык
Класс 11
Образовательное учреждение МОУ “Лицей №149”
Республика/край, город/поселение Омская область, г. Омск
Тип урока Комбинированный
Цели урока Образовательные:
  • обобщить знания по теме “Текст”, полученные в 5-9 классах;
  • расширить знания учащихся по теме “Текст”: ввести понятия связности письменного текста, информативности как признаков текста;
  • совершенствовать навыки работы с текстом.

Развивающие:

  • создать условия для развития умений формулировать проблему, прогнозировать содержание по проблеме исходного текста;
  • создать условия для развития умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитывающие:

  • содействовать развитию умения уважать мнение других, общаться между собой;
  • воспитать у учащихся потребность высказывать свою точку зрения по поводу поднятой проблемы;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности.
Задачи урока Для учителя:
  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по теме “Текст. Основная мысль текста”;
  • отработать у учащихся навыки применения цитат в комментарии к тексту. Дать понятия явных и неявных цитат;
  • придать занятию проблемно-творческий характер, отвечающий личностным интересам и потребностям учащихся;
  • развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;
  • дать учащимся понятия о текстуальном комментарии и отработать навыки текстуального комментирования с целью демонстрации понимания проблемы, поднятой автором текста;
  • подготовить учеников к успешной сдаче ЕГЭ (С).

Для учащихся:

  • вспомнить определение понятия “текст”, “проблема текста”, признаки текста;
  • уметь прогнозировать содержание по исходной проблеме;
  • опираясь на имеющиеся знания, составить текст-рассуждение, повествование;
  • обосновывать условия выбора слитного - раздельного написания наречий, гласных в корнях с чередованием,
  • повторить правила постановки знаков препинаний при цитатах и в сложных предложениях;
  • анализировать текст;
  • уметь слушать других, общаться, оценивать знания.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока - В ходе урока учащиеся актуализируют знания, умения и навыки по орфографии (слитно - раздельное написание наречий, гласные в корнях с чередованием), повторяют правила постановки знаков препинаний при цитатах и в сложных предложениях;

- Приобретут новые знания о способах комментирования проблемы исходного текста, об информативности текста; умения и навыки прогнозировать тип текста, тему, количество микротем по абзацному зачину.

- Закрепят знания, умения и навыки, полученные в 5-9 классах по теме “Текст” (определение понятия “проблема текста”, признаки теста, создание текста-описания, повествования, рассуждения), умение аргументировать свою точку зрения.

Необходимое оборудование и материалы
  • эпиграф записан на доске;
  • раздаточный материал (текст, схема, таблица);
  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • презентация к уроку.
Мотивация учащихся
  • привлечь учащихся к современным методам изучения материала,
  • придать занятию проблемно-творческий характер, отвечающий личностным интересам и потребностям учащихся.
Ход и содержание урока Оформление доски:

Слайд №2: Эпиграфы:

Комментарий – 1. пояснение; 2. примечание; 3. толкование.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник

Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова

2) Презентация:

Слайды №3-№4: Текст В.Розова “Счастье”.

Слайд №7: Схема “Оформление цитаты”.

Слайд №10: Схема “Виды комментирования”.

Слайд №14: Таблица: “Лексика, помогающая грамотно оформить комментарий”.

Ход урока

1) Вступительное слово учителя:

- цели и задачи урока;

- программирование урока (проверка домашнего задания:

- проблема текста, тип текста, комментарий проблемы текста);

- чтение и объяснение эпиграфов.

2) Чтение текста (Слайд №3-№4: Текст В.Розова “Счастье”)

3) Работа с классом по тексту.

Какой тип речи автор использует в данном тексте?

(Рассуждение (1 – 12 предл. и 17 – 22 предл.) с элементами повествования (13 –16предл.)

Над какой проблемой задумывается автор? Слайд №5

(2предл. – “Но где кроется самая сердцевина счастья?”).

Какое это предложение по цели высказывания?

(Риторический вопрос, над которым размышляет автор.)

Как можно сформулировать проблему данного текста?

(На доске записано предложение, в котором необходимо расставить знаки препинания:

Слайд №6: В.Розов поднимает проблему естественной  потребности людей быть счастливыми и задаётся вопросом

Где кроется самая сердцевина счастья?)

Знания какой пунтограммы мы используем при оформлении предложения? (Знаки препинания при цитатах: работа по схеме

Слайд №7: найти в тексте явные (10, 14, 15 предл.) и неявные (9, 22 предл.) цитаты).

Какова позиция автора в размышлении над этой проблемой?

Слайд №8 -9

(17 предл.“Счастье кроется именно в гармонии личности”)

Какую роль играет эта фраза в тексте типа рассуждения?

(Роль тезиса) А так как тезис является ещё и выводом, к которому Розов приходит путём рассуждения, то мы должны пройти этот  путь вместе с автором - это и называется текстуальным комментарием (Слайд №10).

(Слайд №11-12: Предложения записаны на доске для разбора  орфограмм и пунктограмм. Необходимо указать на оформление ссылки – (предл.3)

1). (В)начале он приглашает поразмышлять (в)месте с ним (3 предл.) и даже поспорить.

2). Автор задаёт вопросы, в которых предпол…гаеся выбор: что такое счастье удобная квартира, хорошая еда, нарядная одежда, или оно заключается в здоровье?)

Зачем автор во втором абзаце использует высказывания писателей-гуманистов М.Горького, А.П.Чехова?

Какой смысл этих высказываний?

(Человек сам должен стремиться к счастью и быть оптимистом при этом.)

Вспоминая эпизод из своей жизни, В.Розов произносит фразу:

Слайд №13 “Дух мой был здоров”. Что она обозначает?

10.Исключает ли он “внешние условия существования человека”  в формировании личности?

(Нет, но не считает их самыми важными (18 предл.).

11.Что он считает самым важным в формировании гармоничной, т.е. счастливой личности? Найдите это в тексте.

(21 – 22 предл.). Можно ли это считать позицией автора?

4). Самостоятельная работа над сочинением по плану к 3 части ЕГЭ: (Слайд № 14)

(использование клише из Слайда №15)

1.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

2.Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните, почему.

Проверка и оценивание ЗУНКов Проверка самостоятельных работ (при наличии времени) с учётом последовательности комментированного текста с учётом композиционных особенностей и выбора цитирования исходного текста.
Рефлексия деятельности на уроке Выявление достижения целей для учащихся на уроке. Устная беседа об актуальности поднятой проблемы.
Домашнее задание Слайд № 16

1. Закончить начатый комментарий

2. Подобрать аргументы к позиции автора из художественной, публицистической литературы и по жизненным наблюдениям.

Дополнительная необходимая информация Получив знания формулирования проблемы и комментария, учащиеся вышли на этап выявления позиции автора, которую они должны будут аргументировать в домашнем задании.
Использованные источники и литература 1.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. – М., 2002

2.Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом. Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений. М. 2008;

3.Программа по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы А. И. Власенков) – М., 2006

4. Интернет ресурс:http://lori.ru/catalogue/1 (фотографии)