Урок по теме “Обособленные обстоятельства” является первым, поэтому я использовала подачу нового материала блоком, показав учащемуся все возможные способы выражения обособленного обстоятельства. На последующих уроках планируется развитие предметных учебных умений и навыков учащихся по названной теме. Всего планируется провести три урока по теме “Обособленные обстоятельства”. Группа уроков входит в тему “Обособленные члены предложения” наряду с темами “Обособленные определения”, “Обособленные уточнения”.
Цели урока соотнесены мною с соответствующими предметными учебными умениями и навыками, которые должен сформировать учащийся на уроках по теме “Обособленные обстоятельства”:
- Распознавать деепричастия и деепричастные обороты;
- Различать деепричастия и глаголы;
- Различать деепричастные и причастные обороты;
- Находить обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, или деепричастным оборотом, или существительным с предлогом, на письме запятыми;
- Выделять обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, или деепричастным оборотом, или существительным с предлогом, на письме запятыми.
Первоначально было необходимо продиагностировать имеющиеся знания и умения учащихся, сформированные в предыдущие годы обучения. Дмитрие Александр уверенно ответил, что называется обстоятельством, чем оно может быть выражено, однако затруднился в определении деепричастного оборота. Следовательно, по ходу урока мне необходимо было организовать повторение того, что называется деепричастным оборотом. С этой цель юучащийся приступил к выполнению упражнения № 234. Затем он ознакомился с правилом обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, существительным с предлогом, наречием. Были рассмотрены наиболее часто встречающиеся случаи.
Работа с электронным учебником была организована на закрепление у Александра вновь сформированного умения выделять особобленные обстоятельства следующим образом:
1.Тест “Деепричастие и деепричастный оборот”
- различать одиночное деепричастие и наречие по их функции в слове;
- различать деепричастный оборот и обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
2. Тест “Деепричастные обороты-фразеологизмы”.
- разпознавать предложения с фразеологическими оборотами, в которых есть слова, сохраняющие форму деепричастий.
3. Тест “Обособление деепричастных оборотов”
- узнавать в тексте выделенные запятыми обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
- правильно расставлять знаки препинания.
4. Электронное задание “Деепричастие и деепричастный оборот”.
5. Электронное задание “Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом”.
6. Контрольная работа по “Репетитору” “Обособление обстоятельств”.
Контрольная работа на “Репетиторе 1С. Русский язык” по теме “Обособленные обстоятельства” показала, что на данном уроке у учащегося Дмитриева А. сформированы специальные учебные умения по теме “Обособленные обстоятельства” на 71%, что позволило оценить знания учащегося как удовлетворительные.
Работа по развитию речи была нацелена на ознакомление учащегося с основными фактами жизни и деятельности филолога Дмитрия Сергеевича Лихачёва, в частности, было прочитано пятое письмо “В чем смысл жизни?” из сборника. Учащийся достаточно бегло, но не очень выразительно прочитал текст , затруднился в формулировании ответа, справился с помощью учителя.
Урок был проведен в достаточно быстром темпе, что соответствует внутреннему темпоритму учащегося. Интерес к уроку поддерживался на всем его протяжении. С целью предотвращения утомляемости обучающегося была организована смены видов учебной деятельности. Занятия на компьютере не превышали 20 минут.