ФОРМА УРОКА: Активно-ролевой
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. МЕТОДИЧЕСКАЯ: работа со слабыми учениками.
2. ОБУЧАЮЩИЕ:
- работа в группах; вклад каждого в общий ответ;
- познакомить учащихся с рейтинговой системой оценки;
- прививать навыки тестирования.
3.РАЗВИВАЮЩИЕ:
- углубить знания о побеге и стебле;
- развивать умение выступать перед аудиторией;
- развивать ответственность каждого за общую оценку.
4. ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитывать эстетические чувства;
- экологическое воспитание.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: (слайд №3).
ОБОРУДОВАНИЕ: табл. “Строение ветки липы”, “Побег”, “Развитие побега из почки. Строение почек”, “Видоизмененные побеги”, карточки с групповыми заданиями, тесты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Пояснение хода урока и его правил.
Ученик читает стихотворение:
А.ФЕТ
Здесь, некогда могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес.
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.
Какая жизнь! Какое обаянье!
Какой для чувств роскошный, светлый пир!
Нам чуялось нездешнее созданье,
Но близок был нам этот чудный мир.
И вот опять мы к сказочному лесу
С привычною любовью подошли.
Но где же он? Кто опустил завесу,
Спустил ее от неба до земли?Что это? Призрак, чары ли какие?
Где мы? И верить ли глазам своим?
Здесь дым один – как пятая стихия,
Ленивый, вялый, бесконечный дым.
Кой-где насквозь торчат по обнаженным
Пожарищам уродливые пни,
И бегают по сучьям обожженным
С зловещим треском белые огни...Нет! Это сон – вот ветерок повеет
И дымный призрак унесет с собой.
И вот опять стоит и зеленеет
Наш прежний лес – волшебный и родной.
2. РАЗБИВКА НА ГРУППЫ. Группа – 3 человека. В каждой группе – сильный, средний и слабый ученик.
3. ИГРА “ЧТО? ГДЕ? ЗАЧЕМ?” (СЛАЙД №4)
Задания по группам:
ГРУППА 1. Объект изучения: покровная ткань побега – кожица, кора и пробка.
ГРУППА 2. Объект изучения: проводящая ткань – флоэма, механическая ткань луба.
ГРУППА 3. Объект изучения: образовательная ткань – камбий.
ГРУППА 4. Объект изучения: проводящая ткань – ксилема, основная и механическая ткани древесины.
ГРУППА 5. Объект изучения: запасающая ткань – сердцевина.
ГРУППА 6. Объект изучения: зачаточный побег – почка.
ГРУППА 7. Объект изучения: видоизмененный побег – корневище.
ГРУППА 8. Объект изучения: видоизмененный побег – клубень.
ГРУППА 9. Объект изучения – видоизмененный побег – луковица.
Методика: Вопрос прорабатывается всей группой, но перед классом отвечает на него только слабый ученик по плану: “Что? Где? Зачем?”. На вопрос “Что?” надо дать определение. На вопрос “Где?” необходимо показать на таблице и подтвердить устным ответом месторасположение объекта. На вопрос “Зачем?” нужно объяснить его основные функции. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. При затруднениях может помочь участник группы, но в этом случае ответ оценивается в 0,5 балла. Если ни один член группы не в состоянии ответить на вопрос, то для своей команды может заработать 1 балл любой участник другой команды. Учащиеся при ответе пользуются таблицами без обозначений за исключением таблицы с изображением видоизменённых побегов. (СЛАЙДЫ № 5,6,7)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 8)
1. Встать прямо
2. Руки сложить ладонями к плечам.
3. Локти отвести в стороны.
4. Медленно вдохнуть, задержать дыхание.
5. Делать мелкие круговые движения локтями в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания.
6. Опустить расслабленные руки, медленно выдыхая.
Упражнение тонизирует нервную систему.
4. КОНКУРС КАПИТАНОВ. На рейтинговом листке написать уравнение фотосинтеза с пояснением. (1 балл).
5. ТЕСТИРОВАНИЕ. Третий участник команды (со средним уровнем знаний) отвечает на 5 вопросов электронного (СЛАЙД №9) теста (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
ТЕСТ (приложение 1)
1. Видоизменение листьев:
а) кочан капусты;
б) колючки кактуса;
в)сложные листья;
г) листья с сетчатым жилкованием.
2. Листья березы:
а) сложные черешковые;
б) простые сидячие;
в) простые черешковые;
г) простые линейные.
3. Почка – это:
а) зачаточный побег;
б) зачаточные листья;
в) видоизмененный побег;
г) видоизмененные листья.
4. Фотосинтез происходит:
а) в темноте;
б) на свету;
в) только осенью;
г) только ночью.
5. Органические вещества образуются:
а) в луковицах;
б) в листьях;
в) в корнях;
г) в плодах.
6. ОЦЕНИВАНИЕ ПО РЕЙТИНГУ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (СЛАЙД№10)
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Повторить параграфы по теме “СТЕБЕЛЬ” (всем учащимся), подготовить сообщения о растениях с необычным видоизмененным стеблем (по желанию).
ЛИТЕРАТУРА
- Ж-л Биология для школьников М.: ООО “Школьная пресса” № 3 2002, с. 23.
- Корчагина В.А. Биология: Растения бактерии, грибы, лишайники; Учеб. для 6-7 кл.сред.шк.-21-е изд. -М.; Просвещение, 1989.-256 с.ил. (иллюстрации к Презентации).
- Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2002.
- Фет А.А. “Сад весь в цвету.” Лирика. Вступит. ст. Л.А.Озерова, примеч. В.И.Коровина. Оформл. П.Кузаняна. М., “Дет.лит.”,1975.-191 с. с ил.