Цель: познакомить с особенностями строения и функции механических и проводящих тканей растений как результатом их приспособленности к наземно-воздушной среде.
Задачи:
- Образовательные:
- выяснить расположение, строение, значение механических и проводящих тканей; сформировать первое представление о передвижении веществ в растении;
- установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей;
- сформулировать умения анализировать.
- Развивающие:
- развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- Воспитательные:
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Планируемый результат: называть и определять клетки механических и проводящих тканей растений, уметь их описывать.
Основные термины и понятия: механические ткани, волокна, проводящие ткани, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.
Основное содержание:
1. Клетки механической ткани.
2. Клетки проводящих тканей — древесины и
луба. Их расположение, строение, функции.
Оборудование: УМК “Сферы” по биологии;
карточки с определениями, микрофотографии
гистологических препаратов, плакаты по теме
урока.
Структура урока:
Организационный момент – 3 мин.
Изучение нового материала – 23 мин.
Закрепление – 10 - 13 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Итог урока – 2 мин.
ХОД УРОКА
Время |
Содержание урока |
Методы и средства обучения |
1 – 3 мин. | I. Организационный момент – 3 мин. Приветствие,
сообщение темы урока, психологический настрой на
работу. – Как вы понимаете данное высказывание? |
Вступительное слово учителя
Вопрос к классу
Учитель делает вывод о психологическом состоянии учащихся. Создание проблемной ситуации. |
20 – 23 мин. | II. Изучение нового материала Откройте свои учебники и прочитайте мне основные вопросы, которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:
Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:
Каждый наблюдал, как тонкая соломина, поддерживая тяжелый колос, раскачивается на ветру, но не ломается.
Огромное значение в жизни наземных растений
играют механические ткани.
В листьях и других органах молодых растений
клетки механической ткани живые. Такая ткань
располагается отдельными тяжами под покровной
тканью стебля и черешков листьев, окаймляет
жилки листьев.
Опорой частям растения, рост которых завершен, также служит механическая ткань, однако зрелые клетки этой ткани мертвые. К ним относят лубяные и древесные волокна — длинные тонкие клетки, собранные в тяжи или пучки.
Образуют семенную кожуру, скорлупу орехов), косточки плодов, придают мякоти груш крупитчатый характер.
Итак, давайте подведем итог по механическим тканям:
Мы с Вами изучаем ткани растений, давайте представим себе, что мы…
Итак, продолжим знакомство с тканями растений.
Б) Во всех частях растения находятся проводящие ткани.
Проводящие ткани — растительные
ткани организма, служащие для транспорта воды,
минеральных и органических веществ.
Проводящие ткани сформировались у растений в
результате приспособления к жизни на суше. Тело
наземных растений находится в двух средах жизни
— наземно-воздушной и почвенной. В связи с этим
возникли две проводящие ткани – древесина и
луб.
Поэтому древесину называют водопроводящей
тканью. Луб — это внутренняя часть коры. Главные проводящие элементы древесины —
сосуды. Они представляют собой длинные трубки,
образованные стенками мертвых клеток. Сначала
клетки были живыми и имели тонкие растяжимые
стенки. Затем стенки клеток одревеснели, живое
содержимое погибло. Поперечные перегородки
между клетками разрушились, и образовались
длинные трубки. Они состоят из отдельных
элементов и похожи на бочонки без дна и крышки. По
сосудам древесины свободно проходит вода с
растворенными в ней веществами. |
Работа с тестом учебника стр. 36
Фронтальная беседа с классом по вопросам стр. 35 и стр. 36.
Рассказ учителя
Вопрос к классу Работа с ключевыми словами.
Вопрос к классу. Просмотр анимации: «Месторасположение механических тканей»
Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.8. «Строение клеток живой механической ткани (поперечный срез)». Рассказ учителя Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.10. «Мертвые клетки механической ткани (поперечный разрез)». Вопрос к классу Работа с учебником рис 3.9. стр. 36 Беседа с учащимися и поэтапное заполнение схемы № 1 «Механические ткани» на доске и в тетради.
Физкультминутка (расслабляющая пауза): в целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки.
Вопрос к классу.
Вопрос к классу. Рассказ учителя
Вопрос к классу.
Рассказ учителя.
Просмотр анимации: «Движение воды и минеральных веществ» Работа с ключевыми словами.
Просмотр анимации: «Движение органических веществ по лубу»
Рассказ учителя с поэтапным заполнением схемы № 2 «Проводящая ткань» на доске и в тетради.
Работа с рис. 3.11 «Строение сосудов древесины» на стр. 37. Работа с рисунком 3.12 «Строение ситовидной трубки (продольный разрез) стр. 37 Работа с ключевыми словами.
Работа с рубрикой: «Биологический блокнот». |
10 – 13 мин 3 мин.
6 мин.
4 мин. |
III. Закрепление: 1)
Определите тип ткани по описанию, приведенному
ниже. 2) Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы. Какой тканью образованы покровы органов
растений, представленных на фотографиях? 3) В рабочих листах выполните задания 1- 4, которые предполагают один вариант ответа. 5 задание предполагает два варианта ответа. Будьте внимательны и каждое задание выполняйте самостоятельно. Желаю Вам успеха! 1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:
2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:
3. Передвижение органических веществ в растении происходит:
4. Стеблю растения придают прочность:
5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:
Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б. Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить
правильность выполнения данного задания.
Проверили?
|
Выполнение задания в тетради-тренажере с. 26 № 2
Выполнение задания в тетради-тренажере с. 26 № 2
Выполнение теста на листах (один остается у ученика для самооценки, второй затем проверяется учителем для проверки объективности оценки) и за компьютером. |
2 мин. | IV. Домашнее задание (дифференцированное) § 12 стр. 36 – 37; § 12, ответить на вопросы стр. 37 устно, выучить термины; подготовить сообщение по теме «Использование пальм» и «Использование кактусов» (см. «Хрестоматия» на электронном приложении), задание по желанию. |
Запись домашнего задания на доске и в дневнике. |
2 мин. | V. Итог урока Вернемся к
вопросам, которые были поставлены в начале урока.
Мы ответили на них? |
Вопрос к классу.
Формулировка вывода по уроку. |
VI. Рефлексия – 2 мин. Вопросы
рефлексии: |
Вывод об эмоциональном состоянии учеников после урока |
Ресурсы:
- www.ou.tsu.ru/hischool/botanika/gl4.html — лекции о тканях растений.
- Таблица «Механические и проводящие ткани растений».
- Тетрадь-тренажер: с. 26 № 2, с. 28 № 3.
- Учебник: «Механические и проводящие ткани растений», с. 36-37;
- Электронное приложение: «Механические и проводящие ткани растений» (12);
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология / Сост. СТ. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1996.