Урок литературного чтения с использованием ИКТ в 3-м классе. А.И. Куприн. "Слон"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением “Слон”; способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём; способствовать формированию читательской компетенции.
  2. Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; развивать умение определять жанр произведения.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе; воспитывать чувство сострадания к ближнему, любовь к животным.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения “Родная речь” Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, толковые словари С. И. Ожегова, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы

(Слайд 2):

  • К какому жанру относится новое произведение?
  • Кто является главными действующими героями?

Презентация.

Разминка речевого аппарата. (Слайд 3)

Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте с восхищением.

- Прочитайте громко, тихо.

- Прочитайте с ускорением.

- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли? (ответы детей)

Введение в тему произведения.

- Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)

(Слайд 4)

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. (Слайд 5) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

У слонов есть хобот. (Слайд 7) На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

- Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать?

- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна “Слон”. (Слайд 8)

Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 9)

Рассказывает ученица.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)

Подготовка к восприятию рассказа.

- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.

- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)

- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)

Работаем в группах. (Слайд 11)

Заслушиваем работу групп (Слайды 12, 13)

- Какую работу мы проделали на этом этапе?

- Для чего мы её выполняли?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина (Слайд 14) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)

Физкультминутка для глаз. (Слайд 15)

    Рисуй глазами треугольник.
    Теперь его переверни
    Вершиной вниз.
    И вновь глазами
    Ты по периметру веди.
    Рисуй восьмёрку вертикально.
    Ты головою не крути,
    А лишь глазами осторожно
    Ты вдоль по линиям води.
    И на бочок её клади.
    Теперь следи горизонтально,
    И в центре ты остановись.
    Зажмурься крепко, не ленись.
    Глаза открываем мы, наконец.
    Зарядка окончилась. Ты молодец!

Знакомство с текстом произведения.

- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.

- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

Беседа по первичному восприятию произведения.

-Что вы испытывали при чтении текста?

- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 16)

Итог урока. Рефлексия.

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы.

- К какому жанру относится новое произведение? Докажите. (Слайд)

- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)

- Какой вывод можем сделать? (поставленную задачу выполнили)

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал …..
  • Мне показалось интересным ….
  • Меня удивило…..
  • Я хочу похвалить …., за …… .

Домашнее задание.

  1. Прочитать текст ещё раз.
  2. Попробовать разделить текст на части.

Литература.

  1. Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.