План:
1 Эпоха неолита
2 Переход к металлическим орудиям
3 Начало обработки железа
4 Кротовская культура
5 Андроновская культура
6 Андроновские сосуды
7 Ирменская культура
8 Жилища ирменцев
9 Ордынское поселение
10 Мальчик из Н.Шарапа
11 Чингисские кони
14 Монголо-татарское завоевание
15 Список использованной литературы
До недавнего времени считалось, что заселение Сибири началось около 20-30 тысяч лет тому назад и шло по трем направлениям- из Средней Азии, Восточной Европы и Центральной Азии. Однако последние раскопки археологов на берегу реки Улалинки в Горно-Алтайске позволили известному ученому А.П.Окладникову сделать вывод, что человек в Сибири и, в частности, на Алтае появился еще в доледниковый период, более 600 тысяч лет назад, то есть, возможно, даже раньше, чем в Западной Европе.
Эпоха неолита.
Неолитические стоянки обнаружены у устий рек Каракан, Орда, Алеус, Уень и в других местах Новосибирской области. Обитатели стоянок использовали каменные и костяные орудия, изготовлением которых занимались мужчины- охотники и рыболовы. Важную роль в хозяйстве и общественной жизни играли женщины- хранительницы домашнего очага. Они собирали съедобные растения, лепили глиняную посуду, готовили пищу, шили одежду и украшали ее подвесками из кости и раковинами, заботились о детях. К советам женщин прислушивались все члены рода. В спорных вопросах решающее слово принадлежало женщинам.
Каждое племя древних охотников и рыболовов объединяло несколько материнских родовых общин. Орудия труда были общей собственностью общины. Вся добыча использовалась коллективно.
Переход к металлическим орудиям.
К концу третьего тысячелетия до нашей эры в жизни населения южных районов Сибири произошли важные перемены, обусловленные переходом к металлическим орудиям труда. Ножи, топоры, шилья, иглы стали отливать из меди. Со временем люди научились изготовлять их из бронзы. Распространение бронзовых орудий сопровождалось развитием новой отрасли хозяйства- скотоводства. Однако орудия из камня еще длительное время сохраняли важную роль в жизни людей.
Положение меняется в тринадцатом веке до нашей эры, когда на территорию Обь-Иртышского лесостепного междуречья с востока проникают более развитые племена, с которыми смешалось местное население. Бронзовые топоры и колья быстро вытесняли каменные орудия труда. Основным занятием населения стало скотоводство. Земледелие имело подсобное значение. Примитивной была его техника: землю обрабатывали каменными мотыгами, колосья срезали бронзовыми серпами, зерно растирали на ручных зернотерках. Земледелием и собирательством занимались женщины. Некоторую роль в хозяйстве продолжали играть охота и рыбная ловля.
В этот период люди научились делать из глины красивые сосуды с тонкими стенками, украшенные сложным геометрическим орнаментом, наносившимся на сырую глину гребенчатым штампом. Наиболее нарядные сосуды, по мнению ученых, имели магическое, религиозное назначение. О существовании религиозных верований свидетельствуют и погребения древних скотоводов, в которые умершему ставили большие горшки с молочной и растительной пищей. Клали куски баранины, чтобы он мог подкрепить свои силы во время трудного пути на “тот свет”.
С развитием скотоводства резко увеличилась роль мужчин в хозяйственной и общественной жизни. Начался переход к отцовскому роду. Постепенно возрастала хозяйственная самостоятельность отдельных семей, каждая из которых уже могла обеспечить свое существование собственными силами. Стада перестали быть собственностью всей общины и перешли во владение семей. Появилось имущественное неравенство. Из-за пастбищ и скота учащаются межплеменные столкновения, в связи с чем на территории нашей области возникают первые поселения- городища, укрепленные мощной оборонительной системой. Следы одного из таких городищ обнаружены, например, в Ордынском районе, между деревнями Абрашино и Ивановкой.
Начало обработки железа.
В 4-5 веках до нашей эры в быт племен Западной Сибири входит железо. К этому времени относятся остатки поселений и погребений на реке Оми в Куйбышевском районе. У деревни Чернаково на левом берегу реки Орды, вблизи ее устья, в окрестностях сел Новый Шарап, Ордынское, Быстровка, Усть-Алеус и других.
Люди по-прежнему жили в землянках и полуземлянках, значительно уступавших по размерам ранее существовавшим. Скот в них уже не держали. Наибольшее место в хозяйстве продолжало занимать скотоводство оседлого типа. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец. Сохранялось возникшее в эпоху бронзы мотыжное земледелие. Дополнительным занятием были охота, рыболовство и собирательство. Существовали домашние ремесла.
С распространением железных изделий стало легче обрабатывать дерево, кость, строить лодки, жилища, вырубать лес. Рост производительности труда вел к дальнейшему имущественному неравенству, о чем наглядно свидетельствуют погребения. В одних могилах археологи находят большое количество вещей, которыми умерший якобы мог пользоваться в загробной жизни, а в других- лишь скромный глиняный сосуд.
Постепенно усиливались обменные связи местного населения с соседями и, в частности, со степными кочевниками-скотоводами юга. Одновременно участились межплеменные столкновения с целью захвата добычи. Каждый мужчина был воином, поэтому в его могилу обычно клали железный меч, боевой топорик или хотя бы стрелы. В погребениях обнаруживают также уздечки и конскую сбрую, предназначенные для “небесного” коня, которого воин получит на “том свете”. Оружие и сбруя могли украшаться головами орлов, фигурками оленей, фантастических животных. Люди верили, что такие украшения придают воинам смелость и силу.
Кротовская культура.
К середине второй тысячи лет до нашей эры начинается эпоха развития бронзы. На территории нашей области, как и прежде, жили различные племена. Из них наиболее полно изучены те, которые оставили культуру, получившую название кротовской ( по деревне Кротово Сузунского района, где впервые были открыты ее памятники). Она распространена и за пределами нашей области. Одно из поселений было перекрыто более поздними курганами. Жилища углублялись в землю примерно на 60 см. Они могли быть небольшими и очень крупными. Плоская крыша опиралась на крупные жерди, идущие двумя рядами в центре жилища, стены слегка наклонялись внутрь, поэтому разрез сооружения имел вид трапеции. К нему мог примыкать дополнительный отсек- коридор, от которого сохранились лишь углубленная в землю канава. Кроме зимних жилищ были летние, сооруженные из жердей.
У кротовцев было развито скотоводство – найдены кости быков, лошадей и овец. Занимались они также охотой и рыболовством. Об этом говорят кости косули, медведя, лося, волка, соболя, чешуя и кости рыбы. Ученые предполагают, что уже существовало земледелие. Встречены каменные орудия, но бронзолитейное производство достигло уже высокого уровня. В поселениях найдены тигли, льячки, бронзовые шилья, ножи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют глиняные пряслица, которые надевались на веретена. Сосуды были плоскодонными, они украшались валиками и разнообразным нечетким орнаментом.
Андроновская культура.
В тринадцатом веке до нашей эры в степную и лесостепную полосы Западной и Южной Сибири начинают проникать новые племена, носители андроновской культуры. Многие ученые предполагают, что они продвигались с юго-запада, из районов Средней Азии и Казахстана, где на степных просторах они пасли свои стада. Причиной их расселения могло быть изменение климата, наступает очень засушливый период, площадь пастбищ сократилась, и часть населения вынуждена искать новые места для жизни. В результате их передвижения памятники андроновской культуры известны в степи и лесостепи от Урала до Енисея. Андроновские племена имели более развитое скотоводство, чем у местного населения. Занимались они и земледелием, жили оседло. Андроновцы ассимилировали кротовское и другое местное население, частично оттеснив его на север.
На территории новосибирской области андроновские поселения пока еще плохо изучены, а могильники исследованы достаточно полно. Они известны у села Ст.Преображенка Чановского района, у села Вахрушево Коченевского района близ р.ц. Ордынское и т.д. Кладбища андроновцев представляли собой курганы, которые насыпали над одной могилой, реже - двумя или тремя. Детей чаще всего хоронили отдельно, без курганов. Антропологи установили, что андроновцы были европеоидами.
Андроновские сосуды.
Андроновцы умели изготавливать из глины очень красивые сосуды с тонкими стенками. Гончарного круга тогда еще не знали, сосуды лепились руками. Узор наносился по сырой глине мелким гребенчатым штампом. По краям сосуда обычно располагались вытянутые треугольники, ниже шел ряд довольно сложных геометрических фигур и, наконец, последний ряд мелких треугольников и завитков. Можно удивляться, глядя на такие точно выполненные сложные геометрические фигуры: линии параллельны, орнамент точно вписан в диаметр сосуда. Все сделано со строгим расчетом, точно и аккуратно. Не так легко и сейчас с измерителем и линейкой воспроизвести затейливый узор древнего мастера. А ведь он выполнялся на неровной поверхности еще мягкого глиняного горшка, на котором не воспользуешься линейкой и треугольником. Для изготовления таких сосудов надо было быть большим виртуозом и иметь художественный вкус. Андроновские сосуды- это настоящие произведения искусства. Сложный узор не только украшал сосуд, он имел, с точки зрения людей того времени, и символическое значение. Так, знак креста у многих народов являлся символом солнца с расходящимися лучами, волнообразные линии- знаком воды и т.д. Но таких красивых сосудов у андроновцев было мало, в быту употребляли более простую посуду с грубоватым орнаментом, который было легко нанести. Можно считать , что особенно нарядные сосуды имели магическое, религиозное значение.
Как уже говорилось, андроновские племена, как более передовые, поглотили местные племена, слились с ними. В Западной Сибири и в Зауралье распространяется целая серия культур, получивших название андроновских: в них были очень сильны андроновские черты, сохранявшиеся наряду с местными.
Ирменская культура.
На рубеже 1-2 тысячи лет до нашей эры в лесостепных районах Приобья, Обь-Иртышского междуречья и Ачинско-Мариинской лесостепи (в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и севере Алтайского края) складывается ирменская культура, получившая название по реке Ирмень Ордынского района нашей области, где было найдено ее первое поселение. Ирменская культура, относящаяся к эпохе последней бронзы, оставила большое количество памятников. Довольно подробно исследованы поселения у сел Быстровка Искитимского района, Милованово Ордынского района, в устье реки Ирмени (ныне затоплено Обским водохранилищем) и ряд других. Все поселения расположены на высоких надпойменных террасах малых и больших рек.
Ирменские погребения раскопаны у села Ст.Преображенка Чановского района и у села Милованово Ордынского района. Ирменцы хоронили умерших под насыпями в неглубоких могилах, а иногда прямо на земле и присыпали невысокими насыпями. Их клали в скорченном положении на правом боку головой на юг или юго-восток. Иногда умерших сжигали. Могилы часто располагались рядами под одной длинной насыпью, иногда погребения окружал несомкнутый ров- с входом через него. Кости некоторых определенно неограбленных скелетов лежали потревоженными, без анатомического порядка. Видимо, ирменцы оставляли умерших длительное время на открытом воздухе и хоронили лишь тогда, когда разлагались связки. Вероятно, они считали, что душа умершего покидает тело лишь после его разложения.
Во рве одного из курганов Миловановского могильника на равном расстоянии друг от друга лежали черепа пяти баранов и одной лошади. Видимо, животных съели во время тризны после завершения похорон. По ним можно провести примерный расчет о количестве участников погребальной церемонии. Пять баранов и одна лошадь- это около 200 кг мяса, его могли съесть 100-200 человек, которые сооружали курган, а затем участвовали в поминках.
В могилах найдены бронзовые украшения: серьги, кольца, браслеты, бусы и т.д. Ставили и небольшие сосуды: видимо, полагали, что “тот свет” находится близко, и в дороге к нему не нужно большое количество еды. Население было монголоидным с европеоидной примесью.
Материалы поселений говорят об очень большом значении скотоводства: количество костей домашних животных в них колебалось от 91 до 99%, диких- от 1 до 9%. Кости принадлежали, в основном, крупному рогатому скоту и овцам, меньше было лошадей, козы встречены единично. На распространение земледелие указывают зернотерки, найденные на поселениях, урожай собирали серпами из челюсти коня или коровы. Таким образом, основой экономики, как и раньше в эпоху бронзы, являлось производящее хозяйство. Присваивающие занятия (охота, рыбная ловля и собирательство) лишь сопутствовали ему.
Ирменские сосуды отличаются от андроновских. Это крупные корчаги для хранения и варки пищи, небольшие круглодонные или плоскодонные мисочки- столовая посуда- и сосуды с узким горлом и раздутым туловом, предназначенные для хранения жидкостей. Орнамент, в отличие от андроновского, покрывал лишь верхнюю часть сосуда и выполнялся не гребенчатым штампом, а чаще всего был резаным.
Очень интересные находки обнаружены у села Абрашино Ордынского района. Это глиняные фигурки каких-то животных, по животу которых была прочерчена линия, возможно, обозначавшая разрез при снятии шкуры. Они явно связаны с какими-то магическими обрядами.
Жилища ирменцев.
Обнаружены жилища двух типов. Оба они углубляются в землю и являются полуземлянками. Их характерная особенность- большие размеры: в домах вместе с людьми зимой содержался домашний скот, помещенный за отдельной перегородкой. Первый тип жилищ был каркасный, стены его состояли из нескольких рядов столбов, соединенных продольными и поперечными балками. Центральная часть была отгорожена, в ней жили люди, а боковые части были хозяйственными, в них держали зимой скот. Уровень пола боковых частей был ниже, чем в центральной, т.к. приходилось регулярно проводить чистку от навоза. Крыша, присыпленная землей, над центральной частью была плоской, а над боковой могла быть наклонной.
Второй тип жилищ- срубный. Их площадь колебалась в пределах 100 и более кв.м., помещение также делилось на жилую и хозяйственную части. Крыша представляла собой суживающийся кверху сруб, сложенный наподобие пирамиды. Она тоже присыпалась сверху землей. Печи-очаги топились по-черному. Издали такой дом напоминал холм, из центра которого шел дым. Многие дома имели следы перестроек, починок. В целом, одно жилище могло существовать 30-50 лет, после чего приходило в полную негодность, и нужно было строить новое. Поэтому поселения при их длительном существовании имели большую площадь. Пол был земляным, застланным в жилой части шкурами и войлоком. В жилище имелось несколько очагов. Так в землянке поселения у села Красный Яр Колыванского района, сохранившейся лишь частично, найдены два очага. На одном готовили пищу (около него найдено много золы, обломков посуды и костей), второй очаг, вероятно, был священным, в нем постоянно горел огонь, земля под ним была прокаленной, как кирпич.
Ордынское поселение.
Лучше других изучено поселение у р.ц.Ордынское близ рыбзавода. Оно сейчас занято индивидуальными огородами и интенсивно размывается водами Ордынского залива. В обрыве берега хорошо видны следы поселения в виде слоя черной земли с остатками разбитой посуды и массой расколотых костей. Отчетливо видны разрезы жилищ- полуземлянок. Как показали раскопки, они состояли из одного или двух помещений в 12-16 кв.м., соединенных между собой узким переходом. Они отапливались очагами овальной формы с невысокими глиняными бортиками. В земляном полу сохранились ямки с обломками сосудов и костей. Видимо, хозяйка иной раз, особенно в морозы, вместо того, чтобы вынести мусор из дома, выкапывала в полу ямку и закрывала его. Пол покрывался шкурами и войлоком. Помещение внутри окаймлялось нарами в виде выступов земли, которые покрывались шкурами. Рядом с очагами можно обнаружить и пролитую бронзу. Около одного очага найден зарытый в землю скелет ягненка. В таком доме уже не могли содержать скот, он жил зимой в отдельном помещении, но в пределах поселения, поэтому культурный слой его был черного цвета и унавоженным. Это была более развитая, чем у ирменских племен, форма скотоводства. Число костей домашних животных снова достигает 90%. В обрыве под жилищами и на самом поселении найдены зернотерки, костяные мотыжки для рыхления земли и изготовленные из челюстей коня орудия типа косы или серпа для срезания стеблей. Производящее хозяйство стало основным.
Из занятий домашнего ремесла на основе находок поселений можно отметить обработку кожи, из которой шили одежду, изготавливали фляги. Умели прекрасно обрабатывать кость, из рога лося резали предметы конского набора, наконечники стрел и другие изделия. Лили бронзовые изделия. Овладели техникой получения железа.
Мальчик из Н.Шарапа.
В кургане могильника Н.Шарапа обнаружена глубокая могила мальчика. Прямоугольная яма глубиной более одного метра была заполнена чистым речным песком с примесью охры. На дне находился невысокий сруб. Курган был ограблен в древности, но грабительская яма, к счастью, прошла мимо могилы и лишь разрушила одну ее стенку, само погребение осталось непотревоженным. В могиле был найден скелет мальчика 12-14 лет. С ним лежала кучка железных предметов, редких и ценных для этого времени, бронзовая сережка, костяные уздечные бляхи и две раковины-каури. Их привезли издалека- из Индийского океана. Путем обмена между различными племенами они доходили и до Сибири. Интересно, что такие раковины в течение многих веков были украшениями и единицами обмена у многих народов Европы, Азии и Африки.
Но самой значительной находкой из этого погребения был бронзовый боевой топор. На обухе его были изображены стоящие друг над другом четыре медведя, причем один из них- нижний, располагался вверх ногами. Второй точно такой же топор, случайная находка в нашей области- чуть меньше размером. Оба они свидетельствуют о культе медведя у большереченских племен.
Чингисские кони.
Такие могилы известны в ряде мест нашей области. У села Чингисы в двух курганах найдены погребения с конем. Одно из них было особенно богатым. В насыпи обнаружены следы нескольких кострищ- поминальных тризн, лежащие кучками кости двух коней, которых съели на тризне. В самой могиле лежал воин с кочаном, полным стрел с железными наконечниками, и огромным железным однолезвийным мечом или саблей, от портупеи которого сохранились остатки ремешков с красивыми бронзовыми пряжками и бляхами. Найдены пояса с железными бляхами, бронзовые серьги и различные бляшки. В этой же могиле головами в обратную сторону по отношению к человеку располагались два коня- взрослая взнузданная лошадь и молоденький жеребенок. На лбу их красовались крупные бронзовые листовидные бляхи. Кроме того, под насыпью находилась могила жеребенка.
Монголо-татарские завоевания.
В 1206 году на реке Ононе богатая верхушка монгольских племен выбрала великого хана- Чингис-хана. Им стал Тэмуджин (Тамучин), глава племени кият-борджигинов, который в результате родоплеменной борьбы сумел покорить многие монгольские племена. В этот период завершается процесс образования монгольского государства, которое начинает проводить активную внешнюю политику по завоеванию других земель и народов.
В результате этих завоевательных походов монголо-татарами были захвачены большие территории и покорены многочисленные народы. Среди других земель, которые подверглись завоеванию, были и районы лесостепной полосы Западной Сибири, куда входит и Барабинская низменность.
В отечественной исторической науке подробно освещена история покорения монголами Средней Азии и Восточной Европы, Дальнего Востока и Китая. Что касается территории региона Сибири, особенно западной ее части, то здесь мы встречаемся со многими проблемами. Главная из них- были или нет грозные завоеватели на территории региона; другая- как далеко они проникали на север и какую роль сыграли в истории коренных жителей.
Свидетельствованием распространения монгольского влияния в регионе могут быть данные топонимики- науки о географических названиях. На территории области известно несколько десятков топонимов монгольского происхождения. Нам знакомы такие названия населенных пунктов: Ордынское, Чингисы, Усть-Алеус, реки Орда, Кирза и др.
Среди памятников тринадцатого века в крае и сопредельных регионах известны только курганные могильники. Для погребального обряда характерно захоронение в неглубоких могильных ямах. Погребенные лежали на спине, руки вытянуты вдоль туловища, головой на юго-запад. Культ юга в период правления Чингиз-хана и в последующее время стал официальной религией всей степи, которая подчинилась всем монголам. В погребениях находился разнообразный инвентарь. Прежде всего это предметы вооружения: наконечники стрел, топоры-тесла, ножи; конской упряжи- удила, стремена, бляшки от уздечки.
В период тюркской и кыргызской экспансии проникали на территорию края, скорее всего, воинские подразделения, т.е. мужчины. Они вступали в брачные связи с коренными жителями и ассимилировались в из среде.
Список использованной литературы.
1. Т.Н. Троицкая, В.И.Соболев. Наш край в древности и средневековье. Новосибирск. 1996.
2. Н.А.Миненко. История новосибирской области с древнейших времен до конца девятнадцатого века. Новосибирск. 1983.
3. В.Л.Зверев, Ф.С.Кузнецова. История Сибири. 2003.