ЦЕЛЬ УРОКА:
- подготовка к ЕГЭ по русскому языку,
- познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина
ЗАДАЧИ:
- повторение орфограмм,
- повторение пунктограмм: знаки препинания в простом осложненном предложении, знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- портрет М.М.Пришвина,
- выставка произведений М.М.Пришвина,
- музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь”,
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
- индивидуальная подготовка ученика: рассказ о творчестве М.М.Пришвина,
- предварительное чтение лирического цикла М.М.Пришвина “Незабудки”.
РАБОТА НАД ЛИРИЧЕСКИМИ МИНИАТЮРАМИ М.М.ПРИШВИНА РАССЧИТАНА НА ДВА УРОКА
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
С ПРИРОДОЙ ОДНОЮ ОН ЖИЗНЬЮ ДЫШАЛ:
РУЧЬЯ РАЗУМЕЛ ЛЕПЕТАНЬЕ,
И ГОВОР ДРЕВЕСНЫХ ЛИСТОВ ПОНИМАЛ,
И ЧУВСТВОВАЛ ТРАВ ПРОЗЯБАНЬЕ.
Е. БОРАТЫНСКИЙ
Первый урок можно начать со вступительной беседы о М.М.Пришвине, в ходе которой выявляется знание учащимися произведений писателя, интерес к нему, понимание особенностей его творчества.
Выступление ученика, подготовившего заранее данные о жизни и творчестве М.М.Пришвина:
- Этнограф, ученый, сказочник, философ, редкий знаток природы, писатель поразительного лирического дарования – всё это разные проявления одного и того же феномена, известного нам под именем М.М.Пришвина. Творчество Пришвина освещено нетленным светом истинной народности, природной русской стихии, духовного странничества. Мир для него тайна. Принятие мира как тайны, поиски Небывалого, духовные по своей сути, легли в основу всех его произведений.
Запись текста под диктовку:
1) М.М.Пришвин – удивительный писатель, певец русской природы. 2) Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружающую действительность. 3) Природа Пришвина – прежде всего школа познания и самопознания. 4) Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается Пришвиным именно в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человеческой. 5) Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека. 6) Пришвин – удивительный лирик и философ одновременно. 7) Всё его творчество философично насквозь. 8) Писатель никогда не ограничивается просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое. 9) Любая обобщающая мысль о природе и действительности – это осмысление себя. 10) Своё поэтическое восприятие мира Пришвин сформулировал так: “Понимать весь мир в себе самом”.
Задания к тексту:
- Докажите, что этот текст по типу речи рассуждение.
- Определите тему, основную мысль текста.
- Во всех предложениях подчеркните грамматические основы, охарактеризуйте эти предложения.
- Графически объясните причины постановки тире в предложениях; составьте схемы 4 ,5 и 10 предложений.
Учитель: М.М. Пришвину удалось соединить два рода литературы. По содержанию его произведения лирические, в них переданы чувства автора, а по форме – прозаические. Сегодня нам предстоит поработать над лирическими миниатюрами М.М.Пришвина.
Приготовьтесь писать орфографический диктант (по следующим орфограммам: чередование гласных в корне слова, правописание приставок, непроизносимые согласные, дефисное написание самостоятельных частей речи).
Начинался, разоделись, темно-зеленый, сколько-нибудь, неожиданно расстались, непроницаемый полог, заросли шиповника, собрались вокруг, сочувствовать, возвращаться вновь, сзади видны, в то же время, радостные события, обыкновенная, чуткое внимание, цитата из произведения, коллекция, очаровательный, чародейка, непроходимые болота, растительность, как-то раз, удивительная, диво дивное, пьянящий запах, лирические миниатюры, дарование, опоэтизировать, действительность, великолепный, благодарный.
Переходим к анализу отдельных миниатюр. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и решая орфографические задачи. (Текст распечатан для каждого ученика).
1. У РУЧЬЯ.
1) Бере..ки теперь д..вно оделись и ут..пают в высокой тр..ве, а когда я сн..мал их, то была первая в..сна, и в сн..гу под этой бере..кой, т..мнея на голубом, нач..нался первый ручеек. 2) С тех пор, пока разоделись бере..ки и выр..сли под ними разные травы с к..лосками, шишеч(?)ками и шейками разных цв..тов, прошло не так уж и много времени. 3)Но много, много в..ды ут..кло из ручья, и сам ручей тот до того зар..с в темно(?)з..леной густоте непроницаемой осокой, что не( ? )знаю, есть ли ещё в нем теперь хоть сколько(?)нибудь воды.4) И так точно было со мной в это время; сколько в..ды ут..кло с тех пор, как мы ра(с, сс)тались, и по виду моему не(?) узнать, что ручей души моей всё ещё жив.
1. Докажите, что автор покорен природой, она красива, ему всё нравится в ней?
2. Является ли выражение “много воды утекло” в данном тексте фразеологизмом и в каком предложении?
3. Какие слова, выражения показались вам яркими, интересными в этой миниатюре?
4. Какие параллели проводит автор в данном тексте? Что переживает в данный момент автор? О каких чувствах говорит?
2. ТАРЕЛКА ЛЕСНОЙ ВОДЫ
Был паркий грибной день, но с грибами не везло. 2) Набрал всякую дрянь: сыроежки, красноголовки, подберезовики, а белых только два. 3) Будь бы боровики, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом! 4)Нет белых – поклонишься и сыроежке.
Жарко было, и от поклонов загорелось всё внутри: пить захотелось. 6) Так пить захотелось, что, пожалуй, даже мокрой земли попробовал бы.
И слышу: где-то за ельником птичка пищит: “Пить!” 7) Поглядел на небо и вижу, что дождя не дождаться: небо чистое и от земли пар, как в бане. 8) А птичка опять по-своему пищит: “Пить!” 9) Приподнял я веточку: приоткрылась поляна, посредине которой такая огромная красная сыроежка, каких в жизни своей я никогда не видел. 10) Она была такая старая, что края её, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх, и от этого сыроежка была как глубокая большая тарелка, наполненная водой. 11) Вдруг вижу: слетает с ели серая птичка, садится на край сыроежки и носиком в воду!
1. Докажите, что перед вами текст? Определите стиль текста.
2. Спишите, произведите орфографический разбор текста.
3. Найдите предложения с однородными членами предложения, графически объясните постановку знаков препинания во 2 предложении.
4. В предложениях 6,7 и 8 объяснить постановку двоеточия.
5. Из предложения 9 выписать слова, образованные приставочным способом.
6. Укажите номер предложения, в котором есть вводное слово.
7. Укажите номера предложений из первого абзаца, в состав которых входят безличные предложения.
Учитель: Миниатюры М.М. Пришвина очень глубоки и объемны в смысловом отношении. В них рассказывается об утре в жизни человека и природы.
Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказалось и в этом тексте. Описание начала дня проникнуто таким лиризмом, что наши души переполняются светлой грустью.
Работу над данной миниатюрой можно начать с эмоционального настроя (музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь”.)
- Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали музыку П.И.Чайковского?
- Можете ли вы определить чувства, навеянные мелодией и воображаемыми картинами?
3. ОСЕННЕЕ УТРО (Текст можно распечатать.)
Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открывать.
Туман сгущается, и капли оседают на желтых листьях: скатится капелька за капелькой на другой листик – станет там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они куда-то вместе с перелетными птицами.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, так хорошо, и шепчешь тихонько:
- Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят; а там гуси, грачи – и всё кончится.
Какие чувства вызывает у М.М.Пришвина осень?
Что можно сказать о композиции данной миниатюры?
3. Почему М.М.Пришвин дает два описания – описание природы и описание состояния человека? (Автор не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами).
4. С помощью каких средств выразительности речи автор создает образ одухотворенной природы? (олицетворение, сравнение: утро слышит, день открывает глаза, утро похоже на человека, пробуждающегося от сна).
5. Как можно объяснить употребление автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
6. В тексте автором используется такой прием как многосоюзие, частотность употребления союза и. Объясните важность использования данного приема.
( Использование данного приема делает картину, описанную автором, более ощутимой, полной, чувственной, придает тексту необычайную музыкальность, ритмичность).
Выполняя следующее задание, мы с вами завершим наш урок, подведём итоги.
Запишите отрывок из очерка К.Г.Паустовского. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы в сложноподчиненных предложениях, составьте их схемы.
Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что сияет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди ещё много встреч, и дум, и великолепного труда, и то ясных, то туманных дней, когда слетает в затишливые воды желтый ивовый лист, пахнущий горечью и холодком. Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвется сквозь туман и этот лист сказочно загорится под ним легким чистым золотом, как загораются для нас рассказы Пришвина – такие же легкие, простые и прекрасные, как этот лист.
Хочется закончить наши уроки словами Михаила Михайловича Пришвина: “Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно”. В своей жизни мы должны следовать правильным путем.
Домашнее задание (на выбор):
Продолжить наблюдения за природой и на их основе попытаться написать миниатюру на заданную тему, например, “Зима”, “Конец зимы”, или тему, выбранную самостоятельно.
Написать изложение с элементами сочинения по последнему тексту. Можете ли вы сказать, что слова К.Г.Паустовского выражают и ваше отношение к М.М.Пришвину? Почему Пришвин так близок Паустовскому? В чем проявляется их “родство”?
Литература.
- Борисова Н.В. “М.Пришвин. “За волшебным колобком”.
- Солоухин В.А. “Очарованный странник”,ЛВШ №; 2002
- Пранцова Г.В. “Неповторимые мгновения”, ЛВШ №4 1995
- Цепке Т.И. “Анализируем лирические миниатюры М.М.Пришвина”, РЯШ №3 2005
- Учебник-практикум для старших классов “Русский язык” Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., 2007