Тема: «Район проживания».
Цель урока: Воспитание любви к своей малой Родине.
Задачи урока:
1. Продолжать знакомство с социальным пространством; с территориями, в которых обитает человек.
2. Учить навыкам проектной работы.
3. Учить обоснованно отстаивать свою точку зрения, пользуясь POPS/MOPS формулой.
Наглядность: фотографии (природа, памятники поселка); выставка книг краеведческой литературы; карта Псковской области.
Оформление доски (можно использовать интерактивную доску):
Тема.
Эпиграф.
Наш поселок (5387 жителей).
«+» |
«-» |
М (мнение) О (объяснение) П (пример) С (следствие) |
Особенностью проведения урока является то, что обучающимися должны быть подготовлены проекты к уроку «За что я люблю (не люблю) свой поселок?». Объяснение, как выполнять эту работу было дано заранее, повторялось на нескольких уроках.
Формы проведения занятий на уроке:
- обсуждение проблемных заданий с использованием МОПС - формулы;
- защита проектов;
- работа над понятиями.
Ход урока
I. Мотивационно-проблемный блок
1. Повторяем понятия: среда обитания, общественная территория, домашняя территория, личное пространство.
2. Учитель объясняет, что следующая среда обитания – район проживания. Район нашего проживания – наш поселок. Цель урока – понять, за что и почему мы любим наш поселок? Чтобы лучше это понять, вы и готовили дома свои проекты.
Что еще нам поможет на уроке? Отвечая на мои вопросы, пользуйтесь МОПС-формулой. В ходе урока мы с вами выясним, что хорошо, а что плохо в нашем поселке (на доске «Наш поселок “+” и “-”»).
На уроке мы должны усвоить понятие «Малая Родина» и заполнить лучи солнца на доске.
II. Стадия осмысления
1. Дети выступают с сообщениями на основе своих проектов.
2. После 4-5 выступлений учитель задает вопрос: «Что плохого и хорошего в нашем поселке?» (Ученики выходят к доске и заполняют колонки «+» и «-».)
3. Вопросы учителя к классу:
- Чем мы можем помочь родному краю?
- Что нужно изменить в поселке, чтобы он стал более удобным для жителей, более привлекательным для приезжих? (Дети отвечают, пользуясь формулой МОПС.)
4. Как вы считаете, понятия «мой поселок», «мое любимое место в поселке» связаны с понятием «малая Родина»?
5. После утвердительных ответов детей очередной вопрос учителя: «А что еще входит в понятие “малая Родина”?»
III. Рефлексия
Учитель предлагает заполнить словами лучи солнца, изображенного на доске.
Пример: «хорошая экология», «природа», «достопримечательности», «история», «дом», «друзья», «семья», «друзья» и т.д. (Возможны свои варианты).