Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года к числу приоритетных задач в сфере образования относит создание условий для повышения качества общего образования. Одно из этих условий – введение новых государственных стандартов общего образования, который предусматривает существенные изменения в структуре и корректировку содержания курсов биологии. Стандартом предусматривается усиление прикладной, практической направленности.
Содержание школьного биологического образования тесно взаимосвязано с развитием биологической науки, оно отражает основы наук о живой природе, учитывает уровень ее развития, что постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования.
Изменение содержания, целей образования не изменяет основных дидактических принципов в биологии: единство обучения, воспитания и развития; научности и систематичности; сознательности и активности; доступности. Давно признанным «золотым правилом дидактики» является обоснованное использование принципа наглядности.
Учителя биологии используют большой арсенал наглядных средств обучения - натуральных и изобразительных: статичных и динамичных, на печатной основе, аудивизуальных и других. Наиболее ценными для обучения школьников являются натуральные объекты, за которыми ребята могут наблюдать и ставить опыты, однако сбор натуральных объектов, их хранение, и содержание сопряжено с определенными трудностями. Такие трудности можно преодолеть самым доступным для учителя биологии способом – выращиванием комнатных растений.
Комнатные растения могут быть использованы как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех разделах курсов «Введение в биологию и экологию», «Растения», «Общие закономерности», «Общая биология», а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Кроме того, комнатные растения могут использоваться учителем во внеурочной и внеклассной работе.
Учителя все это хорошо понимают и ценят. Практически невозможно увидеть кабинет биологии без растений. Большая коллекция разнообразных комнатных растений, наличие аквариумов, флорариумов – отличительная черта кабинета биологии, привлекающая внимание учащихся. Но коллекционирование растений в кабинете не самоцель для педагога, а средство научного познания природы, облегчающее формирование системы знаний у учащихся.
В настоящее время издается огромное количество литературы по комнатному цветоводству. Появилось много новых культиваров (специально культивируемых форм растений). Поэтому методические рекомендации по использованию растений в учебном процессе в современной школе могут быть дополнены. В связи с вышеизложенным возникла необходимость обобщить и представить методический опыт возможного использования комнатных растений в учебном процессе в средней и старшей школе.
Введение в биологию и экологию. Авторы. Сухова Т.С., Строганов В.И.
Тема урока |
Растения |
Методические указания |
Как размножаются растения |
Земляника ремонтантная, кактусы, томаты, перцы, гранат, (дюшенея) |
Любые растения в стадии цветения и плодоношения. (Половое размножение) |
См. табл. Курс «Растения», тему «Размножение растений» |
(Вегетативное размножение) |
|
Бывают ли обоеполые растения. |
Бегония |
Пример однополых цветков. |
Как питается растение |
Водяной мох фонтиналис |
Используется при проведении лабораторной работы № 4 |
Только ли лист кормит растение |
Непентес, (росянка) |
Пример хищного растения |
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом |
Одноклеточные водоросли Элодея |
Соскоб со стенки аквариума Используется при проведении лабораторной работы № 6 |
Можно ли жить и не дышать |
Гибискус, лигуструм |
Рассматривание чечевичек на деревянистом стебле через лупу |
Многообразие живого мира |
Толстянки, седумы |
Приспособления к недостатку воды |
Обитатели суши. |
Бальзамин, (толмия) |
Светолюбивые растения |
Практические работы при изучении курса «Введение в биологию и экологию»
Практическая работа |
Растения |
Методические указания |
Уход за комнатными растениями. |
Цитрусовые, фикусы |
Полив, опрыскивание, уход за листьями, рыхление. |
Создание искусственной экосистемы – аквариума. |
Аквариум |
Знакомство с оборудованием аквариума, с обитателями аквариума. |
Красота и гармония в природе. |
Коллекция живых растений |
Учащиеся должны иметь принадлежности для рисования. |
Курс «Растения»
Тема урока |
Растение и объект |
Методические указания |
Клеточное строение: |
Традесканции (белоцветная, виргинская, зебрина) |
Использование для приготовления микропрепаратов |
Органоиды клетки и движение цитоплазмы |
Дримиопсис, гемантус – клетки эпидермиса |
Хорошо видно движение цитоплазмы |
Особенности строения клеток различных тканей |
Бегония – поперечный срез черешка |
Различие в строении клеток колленхимы и паренхимы Водозапасающие клетки |
Корень |
Черенки традесканции, |
Хорошо изучать строение корневого волоска и корневого чехлика |
Корневое давление |
Плющ, пеларгония, бальзамин, циссус |
Опыт следует ставить за день до урока, черенки можно использовать для возобновления коллекции |
Видоизменения корней |
Монстера |
Воздушные корни |
ЛИСТ |
Фикус, бегония, пеларгония, бальзамин, аспидистра |
Черешковый |
Кливия,амариллис |
Сидячий |
|
Традесканция, алоэ |
Влагалищный |
|
Толстянка продырявленная |
Объемлющий |
|
Бегония |
Лист с прилистниками |
|
Формы листа |
Драцена, кливия, амариллис |
Линейный |
Сансевьера, лигуструм |
Ланцетный |
|
Фуксия |
Яйцевидный |
|
Фикус, калатея |
Овальный |
|
Колокольчик ломкий |
Округлый |
|
Пеларгония зональная |
Почковидный |
|
Гемантус |
Языковидный |
|
Плющ, абутилон,(инжир) |
Пальчатолопастной |
|
Пеларгония душистая |
Перистораздельный |
|
Финиковая пальма, роза |
Непарноперистосложный |
|
Листорасположение |
Традесканция, циссус, пеларгония |
Очередное |
Жасмин, лигуструм, фуксия, бриофиллюм |
Супротивное |
|
Элодея, роголистник |
Мутовчатое |
|
Плющ, колеус |
Мозаика листьев |
|
Жилкование листа |
Зефирантес, драцена, амариллис, циперус, юкка |
Параллельное |
Аспидистра, традесканция |
Дуговое |
|
Колеус, фикус |
Сетчатое |
|
Внутреннее строение листа |
Традесканция, амариллис, кливия, дримиопсис |
Используются для изучения устьиц. Хорошо снимается кожица с увядших листьев. Листья лучше заготовить накануне урока |
Монстера, сансевьера |
Поперечный срез листа |
|
Транспирация |
Пеларгония, фукция, колеус |
Испарение воды листьями |
Листопад |
Фуксия, лигуструм, инжир, гранат, пальмы |
|
Фотосинтез и дыхание |
Пеларгония | Образование крахмала в листьях на свету. Опыт ставится за сутки до урока |
Элодея |
Выделение растениями кислорода на свету. Опыт ставится за несколько часов до урока |
|
Стебель |
Фуксия, бальзамин, фикус |
Прямостоячий |
Плющи, хойя |
Лазающий |
|
Циссус, пассифлора, тетрастигма |
Цепляющийся |
|
Традесканция, колокольчик ломкий |
Ползучие |
|
Камнеломка, хлорофитум, валиснерия, дюшенея |
Усы |
|
Камнеломка, кливия |
Укороченные стебли |
|
Водоснабжение и минеральное питание |
Бальзамин, колеус, плектрантус |
Восходящий ток воды по древесине стебля. Опыт ставиться за сутки. |
Видоизменение побега |
Амариллис, эухарис, зефирантес, гемантус |
Луковица |
Нефролепис, аспидистра, сансевьера |
Корневище |
|
Цикламен, глоксиния |
Клубень |
|
Вегетативное размножение растений |
Традесканция, пеларгония, бальзамин, колеус, циперус, монстера, бегонии, фикус, абутилон, жасмин и др. |
Стеблевыми черенками |
Циперус, аспарагус, хлорофитум |
Делением куста |
|
Калла, куркулиго, хлорофитум, алоэ, гавортия |
Отпрысками |
|
Традесканция, плющ |
Отводками |
|
Камнеломка, хлорофитум |
Усами |
|
Бриофиллюм, толмия, |
Листовыми выводковыми почками-детками |
|
Бегония рекс, глоксиния, сенполия |
Листовыми черенками |
|
Зефирантес, амариллис, эухарис, гемантус |
Луковицами |
|
Лимон, кактусы, сирень к лигуструму |
Прививка |
|
Семенное размножение растений |
Амариллис, абутилон, кактусы, лимон, апельсин, (кумкват), гранат |
Формирование плодов и созревание семян |
Искусственное опыление растений |
Кливия, амариллис, гемантус |
|
Прорастание пыльцы |
Амариллис, кливия |
Опыт ставится за 1-1,5 ч до урока |
Цветок и его строение |
Амариллис, кливия |
Рассматривается пыльник (поперечный срез), завязь и семяпочка (поперечный и продольный срез) при малом увел. |
Соцветие |
Кливия, колеус, камнеломка, бегония, пеларгония, куркулиго, спатифиллум |
Разнообразие соцветий |
Основные группы растений: |
Спирогира |
Выращивается в аквариуме как представитель |
Голосеменные |
Гинкго, ель, кипарис, туя, можжевельник, сосна, (араукария, подокарпус) |
Дополнительно к уроку иметь гербарий летних и осенних листьев гинкго |
Покрытосеменные |
См. вышеизложенный список |
Используются при изучении многих тем |
Курс «Основные закономерности» 9-й класс, «Общая биология» 10-11-й класс
Тема урока |
Растения |
Методические указания |
Эволюционное учение К. Линнея |
Алое расписное, агава американская, иглица колючая, камнеломка отпрысковая, лавр благородный, валлиснерия спиральная |
Растения, впервые описанные К. Линнеем. Иметь к уроку паспорта растений с бинарными латинскими названиями |
Вид. Критерии вида. |
Традесканции виргинская, приречная, Блоссфельда, |
Изучение морфологического критерия |
Изменчивость ненаследственная |
Бальзамин, традесканция, пеларгония |
Используются растения, выращенные из черенков при разных условиях |
Изменчивость комбинативная |
Бальзамины |
Хорошо наблюдать махровость, окраску листьев и цветков |
Изменчивость соотносительная |
Бальзамин, ахименес |
Хорошо наблюдать соотношение окраски цветков и листьев |
Искусственный отбор |
Амариллис, пеларгонии, сенполии |
Многообразие сортов |
Внутривидовая борьба за существование |
Колеус, бальзамин, пеларгония, томат |
Опыт закладывается в августе |
Приспособленность, ее относительность |
Суккуленты, ксерофиты, гигрофиты |
Используются для демонстрации приспособленности |
Гомологичные органы |
Циссус (усики) |
Видоизмененные листья
|
Видоизмененные побеги | ||
Аналогичные органы |
Плющ |
Присоски – видоизмененные корни |
Рудиментарные органы |
Иглица Аспидистра |
Чешуйки на филлокладиях – рудименты листьев Чешуйки на корневище – рудименты листьев |
Биогенетический закон |
Проростки кактусов |
У проростков хорошо развиты две семядоли, т.е. предки кактуса имели листья, кот. в процессе эволюции редуцировались |
Экологическое видообразование |
Сем. Амариллисовые |
Иллюстрация условия экологического видообразования |
Географическое видообразование |
Сем. Амариллисовые |
Иллюстрация условия географического видообразования |
Конвергенция |
Кл. Двудольные, сем. Кактусовые, рипсалис |
Стеблевые суккуленты Листовые суккуленты |
Дегенерация |
Спаржевые (аспарагусы, иглица) |
Листья редуцировались, функцию фотосинтеза вып. видоизмененные побеги – филлокладии |
При составлении данной методической работы была использована литература:
- Журкова Е.Н,. Ильина И.Я. Комнатные растения. - М.: «Просвещение», 1968.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В.. Комнатные растения в школе. - М.: «Просвещение», 1986.
- Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения. – Л.: Наука, 1983.
- Клевенская Т.М. Неприхотливые комнатные растения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Конечно, каждый учитель, опираясь на свой индивидуальный опыт, использует собственные находки в работе с комнатными растениями на уроках и внеурочной деятельности. Все, что предлагает данная работа, поможет учителю более творчески подготовиться к урокам.
Автор приносит глубокую благодарность Семеновой С.Л., учителю биологии ГОУ № 567, и Павловой Г.А., методисту кабинета биологии СПб АППО за полезные советы и поддержку.