Цели урока:
Образовательные
- продолжить формирование понятия о физическом эксперименте, учить использовать в поисках ответа различные методы;
- познакомить с явлением преломления света в жизни человека;
- продолжить знакомство с приборами (линзы);
- осуществить комплексный контроль усвоения знаний и сформированности практических умений;
- развитие логического мышления, речи и памяти;
- применение знаний в учебной практике, выяснение уровня этого умения.
Развивающие
- совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы).
Воспитательные
- учить видеть практическую пользу знаний;
- совершенствовать теоретическую базу для последующих работ;
- продолжить формирование коммуникативных умений;
- учить настойчивости в достижении цели, трудолюбию;
- воспитывать любознательность, культуру труда.
Оборудование к уроку: разные линзы на подставке 10 штук; экраны 10 штук; свечи 10 штук; спички 10 коробок.
Средства обучения: страницы доски в программе Notebook (приложение 1); презентация к уроку «Построение изображений в линзах» (CD: «Физика -8». ООО «Кирилл и Мефодий»); интерактивная модель построения изображения в линзах (CD: «Библиотека электронных наглядных пособий». 1С); учебная таблица на прозрачной плёнке «Оптические приборы: фотоаппарат, проекторы» (приложение 2); учебная таблица на прозрачной плёнке «Оптические приборы: лупа, микроскоп» (приложение 3), (Митин А.Н., Митина Н.И. Центр Платинум, 1997); лупа; бинокль, оверхед-проектор.
Раздаточный материал: 19 карточек с тестами (два варианта) и дифференцированным заданием, листочки по числу учеников, цветные карточки с домашним заданием.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этапы урока |
Примерное время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Полученный результат |
||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный |
30'' |
Приветствие. |
При входе в кабинет каждый ученик выбирает карточку с домашним заданием определенного цвета (по желанию). Готовятся к работе. |
Готовность к уроку. |
||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
1'
|
Учитель раздаёт тетради для лабораторных работ объявляет оценки за лабораторную работу. Задаёт вопросы: «Каковы ваши результаты выполнения лабораторной работы №7? Довольны ли вы своими отметками? Каким было изображение окна на экране? Почему? Тогда как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?» |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему, высказывают предположение о предстоящем объёме работы. |
Повторение видов линз, свойства преломления света. Принятие темы, определение целей урока. |
||||||||||||||||||||||||||||
II этап Практикум
|
5'
|
Сегодня мы продолжаем изучать явление преломления света в линзе. Расположим предмет относительно линзы на разном расстоянии. При этом должно измениться изображение предмета. Проверим наши предположения. Под руководством учителя выполняется задание: получить изображение предмета, находящегося от собирающей линзы на расстоянии больше 2F, сделать анализ изображения. Заполнить пропущенные ячейки таблицы. Выделенные подложкой ячейки заполнять пока не нужно. По результату опытов заполняется таблица:
|
Выполняют задание. Заполняют пропущенные ячейки таблицы. Работа заключается в получении изображения пламени свечи на экране, анализе изображения (можно дать эту работу на 2 варианта для разных линз). Вариант выбора определяет учитель по ходу урока. Это зависит от скорости работы детей и времени на данном этапе урока. Деятельность начинается. Сначала умственная деятельность: 1. Для чего делаю? 2. Что делаю? 3. Как делаю? Анализ изображения: действительное, перевёрнутое уменьшенное, если предмет всегда за 2F! И т.п. |
Выполнили работу. Научились работать с линзами. Научились получать изображение и давать его характеристику. Поняли, что нужно на экране получить чёткое изображение. Считать F в Си в “м”. Тут есть возможность поговорить об умении точно измерять. Поняли, как важно уметь ответственно выполнять эту работу на следующем уроке на лабораторной работе. Работая в парах, учились быть внимательными к словам товарищей сдержанными, вежливыми и работать как одна команда. |
||||||||||||||||||||||||||||
Проверка заполнения таблицы |
1'
|
Открывает заполненную таблицу:
|
Отдельные ученики заполняют пропуски на доске. Самопроверка выполнения задания. |
Заполненная обобщающая таблица. |
||||||||||||||||||||||||||||
Осознание и осмысление изученного |
2'
|
Задаёт вопросы: «От чего зависит характер изображения в собирающей линзе? Какой случай применим к проекционному аппарату оверхед-проектору? Какое изображение будет давать рассеивающая линза?» Демонстрирует работу оверхед-проектора, показывает учебную таблицу на прозрачной плёнке с информацией о лупе и проекторе. Заполняет выделенные подложкой ячейки таблицы, записывает в ячейки таблицы применение различных изображений и характер изображения рассеивающей линзы. |
Успешно выполняют анализ данных таблицы. Сравнивая результаты в таблице, дети делают вывод о том, что характер изображения зависит от расположения предмета относительно линзы. Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу. |
Поняли, что характер изображения зависит от расстояния между объектом и линзой и видом линзы. Оценили, какой характер изображения используют в проекционных аппаратах. |
||||||||||||||||||||||||||||
III этап Построение изображения. Формирование умений |
3'
|
Задаёт вопрос: «Как построить изображение предмета в линзе?» Демонстрирует опыты в собирающей и рассеивающей линзе. Даёт задание: по результатам просмотра учащиеся должны заполнить пропуски в предложениях:
Задаёт вопрос: «Сколько геометрических лучей достаточно провести, чтобы построить изображение точки? Предмета?» |
Высказывают свои предположения. Смотрят опыты. Заполняют пропуски в предложениях. В случае затруднения можно дать прочитать учебник на с. 92. |
Поняли, что для построения точки достаточно и удобно использовать два луча. |
||||||||||||||||||||||||||||
11-13' |
Показывает на доске этапы построения изображения предмета (стрелки), расположенного на расстоянии F<d<2F (3-й случай таблицы) в собирающей и рассеивающей линзе (6-й случай таблицы). Показывает интерактивную модель построения изображения в линзах (CD: «Библиотека электронных наглядных пособий». 1С). |
Делают чертежи в тетради. |
Научились строить изображение линейного предмета в собирающей линзе. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Осознание и осмысление изученного Обсуждение проблемных вопросов |
3' |
Задаёт вопрос: «Как построением получить положение линзы, точки фокуса?» Показывает на доске последовательность выполнения построений, необходимых для ответа на вопрос. «Какому случаю таблицы соответствует этот рисунок?» |
Делают предположения. Строят рисунок в тетради. |
Получили рисунок к 1-му случаю таблицы. |
||||||||||||||||||||||||||||
IV этап Первичная проверка ЗУН |
5'
|
Даёт дифференцированное задание (приложение 4). I уровень: построить изображение предмета. Дать характеристику изображения. II уровень: с помощью построений определить место линзы, вид линзы, фокус линзы. III уровень: найти изображение светящейся точки, лежащей на главной оптической оси линзы. Показывает ответы (приложение 5). Если останется мало времени, то можно дать проверочный тест (приложение 6). |
По желанию выбирают задание, выполняют его на листочках. Сверяют свой рисунок с доской. |
Использован элемент контроля самостоятельная работа с самопроверкой. В активной форме проверяют себя. |
||||||||||||||||||||||||||||
V этап Подведение итога урока |
2'
|
Задаёт вопрос: «Что было трудным в самостоятельной работе? Почему?» Все кто правильно выполнил самостоятельную работу получают отметки. |
Оценивают свою работу. Анализируют свои ошибки, отвечают на вопросы. |
Коррекция знаний и умений. |
||||||||||||||||||||||||||||
VI этап Домашнее задание |
2'
|
Некоторые задания повторяются, поэтому можете объединить свои усилия в группы. |
Записывают в свои дневники домашнее задание. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
VII этап Рефлексия |
2-3'
|
Обдумывание и оценка проведённой работы. 1. Сегодня на уроке вы узнали что-то новое для себя? |
Отвечают на вопросы. |
Приходят к выводу, что изученное на уроке широко применяется в различных областях деятельности человека. |