Актуальность
Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.
Потребность в мониторинговой информации может существовать только тогда, когда она становится полезной не только для школьных администраторов, но и для педагогов, учащихся, их родителей. Таким образом, полезность информации мониторинговых исследований приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: полезность с точки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и полезность с точки зрения потребителей информации - педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.
Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:
- Закон РФ «Об образовании» (с изменениями на 16 марта 2006 г.) Федеральный закон от 10.7.1992 №3266-1.
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
- Федеральная Целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
- Положение о внутригимназическом мониторинге.
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
- Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
Цель: Диагностика и оценка уровня сформированности информационных и коммуникационных компетенций.
Задачи:
- диагностировать сформированность информационных и коммуникативных компетенций обучащихся. Собирать и накапливать фактический материал о реально протекающих изменениях в знаниях и умениях обучающихся и разработать на этой основе план индивидуальной и дифференцированной работы;
- создать диагностический инструментарий (КИМы), с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности информационных и коммуникативных компетенций обучающихся;
- своевременно выявлять проблемы и достижения в результатах обученности старшеклассников по информатике;
- выявить уровень профессионального мастерства педагога, обобщить и распространить педагогический опыт.
Объект мониторинга
Объектом мониторинга являются результаты уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики обучающихся 10А, 11А классов.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Учащийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности. В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.
Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:
- минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
- общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
- продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями).
Принципы мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся
Подход, заложенный в программе мониторинга, выражается через совокупность принципов.
- Принцип непрерывности. Мониторинг – целостная, динамически развивающаяся система, определяет моменты перехода одного качества обученности в другое.
- Принцип научности. Отслеживание происходит на научно обоснованных характеристиках.
- Принцип целесообразности. Мониторинг – средство глубокого изучения и инструмент педагогического управления качеством образовательного процесса по информатике.
- Принцип диагностико-прогностической направленности. – Данные, полученные в процессе диагностики, являются базой разработки и принятия решений.
- Принцип прогностичности. Смысл мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния сформированности информационно-коммуникативных компетенций в определенный момент и на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития различных сторон компетентностей по предмету и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку и развитие положительных тенденций их формирования и блокировку, трансформацию нежелательных последствий.
- Принцип общественно-административной экспертизы. Мониторинг качества обученности по информатике должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб ОУ (медика, психолога, социального педагога и т.п.).
Таблица 1. Критерии оценки уровня сформированности информационных и коммуникативных образовательных компетенции на уроках информатики
Ключевые образовательные компетенции |
Критерии оценки |
Уровень сформированности компетенций |
||
низкий |
средний |
высокий |
||
Информационные Обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире |
Умение работать с информацией используя возможности новых инф. технологий |
Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов |
Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников |
Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию |
Коммуникативные Навыки общения, сотрудничества, командной работы, направленной на достижение общего результата |
Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах |
Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств |
Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств |
Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Выступает в качестве лидера при командной работе |
Условия проведения мониторинга:
1) для каждого обучающегося ведется единая карта мониторинга сформированности информационных и коммуникативных компетенций;
2) на основании карт мониторинга учитель заносит результаты в сводную таблицу, на основании которой делает анализ результативности проделанной работы.
I этап – подготовительный
Задачи этапа
- Определение целей, мотивации и задач мониторинга.
- Определение основных показателей и критериев.
Критериями сформированности информационных и коммуникативных компетенций старшеклассников выступают общие учебные и предметные знания, умения и навыки как требования к уровню их подготовки, представленные в государственных образовательных стандартах основного общего образования.
- Выбор способа установления реальных достижений (реального уровня) обследуемого объекта, выбор инструментария.
Формы диагностики:
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- самостоятельные и групповые работы;
- контрольные работы;
- индивидуальные задания;
- практические работы с использованием компьютера.
II этап – практическая часть мониторинга
Задачи этапа
- Сбор информации с помощью подобранных методик.
- Количественная и качественная обработка полученных результатов;
- Учет индивидуальных достижений учащихся по предмету (оценка учителя, самооценка ученика.
Таблица 2. Циклограмма и технология мониторинга
Сроки |
Содержание мониторинговой деятельности, методики |
Где представляются результаты мониторинга |
Сентябрь |
Изучение уровня мотивации. Владение способами работы с информацией Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.) Методики: анкетаизучения уровня мотивации к овладению информатикой:наблюдение. |
методическое объединение |
Январь |
Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.) |
методическое объединение |
Февраль |
Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.) |
методическое объединение |
Март |
Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) |
методическое объединение |
Апрель |
Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.) |
педагогический совет |
1. Анкета изучения уровня мотивации к овладению информатикой
- Почему ты учишь информатику?
- Любишь ли ты работать на компьютере?
- Желаешь ли знать больше, чем дают на уроке?
- Планируешь ли сдавать ЕГЭ по информатике?
- Будет ли твоя будущая профессия связана с информационными технологиями?
2. Измерение общеучебных и предметных умений (таблицы 3, 4)
Таблица 3. Список общих учебных умений учащихся, подлежащих измерению в ходе мониторинга
Область деятельности |
Показатели |
Познавательная |
Сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, классификация, обобщение объектов по предложенным критериям |
Моделирование процессов и явлений |
|
Создание алгоритма и работа по нему |
|
Речевая |
Поиск и преобразование информации |
Построение письменного высказывания по заданному вопросу |
Таблица 4
Компетенции |
Показатели |
Информационные |
1. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.) |
2. Владение способами работы с информацией |
|
3. Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах |
|
4. Извлечение информации с различных носителей |
|
5. Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.) |
|
6. Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. |
|
7. Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.) |
|
8. Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) |
|
9. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) |
|
10. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач. |
|
Коммуникационные |
11. Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.); |
12. Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.); |
|
13. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.); |
|
14. Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.); |
|
15. Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне); |
|
16. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.); |
|
17. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.). |
Таблица 5
Информатика |
Показатели |
Предметные умения учащихся,подлежащие измерению в ходе мониторинга |
Умение оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов; объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации |
Умение работать в среде текстового процессора |
|
Умение работать в среде табличного процессора |
|
Умение работать в среде баз данных. |
|
Умение составлять алгоритм для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем |
|
Умение составлять программу с помощью языка программирования |
|
Умение корректно общаться в сети |
|
Умение искать информационный ресурс по ключевым словам, рубрикатору, формировать сложный критерий поиска |
3. Индивидуальный учет сформированности информационной и коммуникационные компетенций по классам (согласно таблице 4)
Условные обозначения: о – отлично; х – хорошо; п –плохо; н – неудовлетворительно.
10А класс (согласно таблице 4)
Фамилия |
Информационные компетенции |
Коммуникационные компетенции |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III этап – аналитический
Задачи этапа
- Причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных.Он предъявляется в виде аналитической справки, при составлении которой предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической информации, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. По результатам анализа делаются выводы, разрабатываются рекомендации.
- Выработка педагогического диагноза. Объяснение причин данного состояния диагностируемого объекта, вскрытие закономерностей, которые привели к данному состоянию диагностируемый объект, указание доминирующих причин.
- Структурирование полученной информации.
- Информация, сообщаемая учителям-предметникам, в виде перечня необходимой коррекционной работы и её методики.
- Информация, сообщаемая ученику вместе с родителями, для формирования адекватной самооценки, определения выбора индивидуального образовательного маршрута, работы по изменению или совершенствованию личностных качеств.
- Информация, сообщаемая родителям, для адекватной самооценки личности ребенка, учета особенностей личностного развития в воспитательном процессе, процессах социализации и профориентации.
IV этап - прогностический
Задачи этапа
- Прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта.
- Разработка плана коррекционных мероприятий.
- Предъявление результатов мониторинга и его формы.
Результаты мониторинга проявляются в форме аналитической справки. при составлении которой предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической информации, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. По результатам анализа делаются выводы, разрабатываются рекомендации.
Результаты мониторинга, в зависимости от содержания мониторинговых исследований, их целей и результатов представляются:
- на заседаниях методического объединения;
- на педагогическом совете;
- на собрании классного коллектива;
- на родительском собрании и др.