Тема урока: Китай – страна природных контрастов.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с восточным соседом России – Китаем: географическим положением страны; достопримечательностями; особенностями контрастов.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать уважение к культуре людей этой страны.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии «Развитие критического мышления».
Форма обучения: сочетание коллективных форм обучения и работа в парах.
Время занятия: урок – 40 минут.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- листы – распечатки;
- таблица – приём «Бортовой журнал»;
- иероглифы;
- кроссворд.
Ход урока
Занятие сопровождается Презентацией.
I. Организационный момент
(Звучит китайская музыка. Учитель приветствует ребят китайским поклоном со сложенными перед грудью руками.)
(Слайд 1)
- Ребята, понравилось ли вам моё приветствие?
- Поприветствуйте меня, так же, как и я вас.
- Садитесь.
- Ребята, мы с вами необычно поприветствовали друг друга. Дело в том, что сегодня мы отправимся в путешествие в одну очень интересную страну. Из этой страны издавна в Европу и в Россию купцы привозили разные диковинные вещи.
- Рассмотрите их. Некоторые из них представлены на нашей выставке.
(Дети рассматривают выставку, на которой представлены различные предметы: шёлк, фарфор, рисовые зёрна, листочки чая, палочки для еды, бамбуковый коврик, веер, фонарик, корень женьшеня и др.)
II. Стадия вызова
- Из каких же краёв прибыли купцы? (Слайд 2)
- Как догадались?
- Верно, все эти товары привезены из Китая. Эта страна находится в Восточной Азии и является ближайшим соседом России.
(На доске появляется слово Китай.)
- Ребята, у вас на партах лежат листы с таблицей (приём «Бортовой журнал»). (Приложение 1)
- Запишите в левую часть таблицы то, что уже знаете об этой стране. (Проверка.)
- Как вы думаете, почему эта страна стала сегодня предметом нашего обсуждения? (Является ближайшим соседом России.)
- Верно, а мы должны хорошо знать своих соседей.
(Приём «Корзина идей» ассоциации.)
- Назовите несколько слов, которые, по вашему мнению, символизируют для вас Китай. (Панда, дракон, фонарик, пагода и др.)
- Трудно представить себе более своеобразную, загадочную и притягательную страну, о которой ходит столько легенд.
- Узнать о ней чуть больше вы сможете из сообщений ребят.
Ваша задача: очень внимательно их слушать и заполнять правую часть таблицы: что нового узнали об этой стране. (Приём «Бортовой журнал».) Работаете в парах.
Сообщения учеников.
(Слайды 3, 4, 5)
1. Китай - третье по величине государство в мире после России и Канады. Площадь – 9 562 904 кв. км. Столица страны – Пекин. Денежная единица – юань. Государственный язык – китайский.
Заселение государства началось с реки Хуанхэ. Отсюда древнее название Китая «Чжунго» или Срединное царство. (Слайды 6, 7, 8.)
2. В Европе первые сведения о Китае были получены благодаря купцам, которые доставляли товар по Великому шёлковому пути.
Среди достижений этой цивилизации - изобретение бумаги, шёлка, пороха, фарфора, компаса.
В основе китайской письменности лежат иероглифы. Общее их число точно неизвестно. Для чтения газет достаточно знать 3000 знаков.
(Слайд 9)
3. Защищённый от северных народов Великой Стеной, Китай превратился в огромную страну с торговыми связями.
Сегодня Великая Китайская стена является памятником всемирного культурного наследия.
- Что нового добавили в свои знания об этой стране?
- Молодцы! Очень хорошо поработали, сейчас немного отдохнём и продолжим нашу работу.
Физминутка
Побываем мы в Китае
На высоких Гималаях, (встают на цыпочки, тянут руки)
На Тибет взойдём мы смело, (шагают)
И увидим снег мы белый. (рука к глазам, вглядываются вдаль)На равнинах, на песках,
Бамбук качается вот так. (покачиваются)
Он под ветром гнётся, гнётся, (наклоны)
Но стоит и не сдаётся (выпрямляются)Китайская стена –
Очень длинная она.
Долго мы по ней шагали, (шагают на месте)
Но совсем мы не устали.
III. Стадия осмысления
(Слайды 10, 11)
- Посмотрите слайды «Виды Китая» и попытайтесь определить характерные особенности этой страны.
- Что видите на слайдах? (Картины природы, виды Китая.)
- Есть что-то общее, сходное в них?
- Тогда в чём видите различие?
Учёные-географы называют это словом «контраст».
-Так, что такое контраст? (Слайд 12)
«Контраст - резкая противоположность резкое различие» - С.М. Ожегов.
- В чём же мы увидели контраст? (В природе.)
- Прочитайте слова, записанные на доске, и сформулируйте тему нашего урока.
Китай
Контраст
Природа
- Какая же тема нашего урока?
«Китай – страна природных контрастов»
(Слайд 13)
- Как вы думаете, какая цель нашего урока?
«Выявить своеобразие природных контрастов Китая»
- Вот сейчас этим и займёмся.
- У вас на партах лежат листы-распечатки. (Приложение 2)
- Ваша задача: прочитать текст и найти информацию, которая доказывает, что Китай - страна природных контрастов. Работаете в парах. (Проверка.)
(Учащиеся зачитывают из текста информацию, которая доказывает, что Китай является страной природных контрастов.)
На доске одновременно с ответами ребят составляется кластер. (Приложение 3)
(Слайд 14)
- Ребята, географические контрасты, которые встречаются в Турфанской впадине могут быть причислены к самым рекордным на Земле.
Во-первых, перепады высот. Турфанская впадина занимает 2-е место в мире по глубине после ямины Мёртвого моря.
Во-вторых, температура воздуха зимних месяцев здесь падает до - 20 градусов. Кроме того, знаменитые ветра, сдувающие караваны.
В-третьих, температура летних месяцев наибольшая в Азии и приравнивается к температуре в пустыне Сахара.
Самое низменное пространство этой впадины занято водой. Вернее, рассолом, в котором количество соли и воды примерно одинаково. Летом, когда температура рассола разогревается до + 50 градусов и выше, тут можно запросто пастеризовать огурцы.
- А вот теперь, ребята, посмотрите на наш кластер, представьте всю эту картину и скажите, какой же он – Китай?
1. Сложный рельеф (т.е. горы, равнины, впадины).
2. Присутствует несколько природных зон (степи, пустыни, лес).
3. Несколько климатических поясов.
4. Природа страны уникальна и ранима.
Практическая работа
Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради с. 22.
- Запишите самые интересные, по-вашему мнению, особенности этой страны.
Проверка.
VI. Итог урока
- Что на уроке было самым интересным?
- Что показалось трудным?
- Как вы думаете, для чего же мы изучали эту тему, пригодится ли она вам в жизни?
- Где мы можем использовать эти знания?
- На уроке вы все были внимательны, активны. Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый урок будет для вас занимательным, не скучным.
V. Домашнее задание
- Сегодня на уроке мы поговорили о контрастах в природе. Дома, прочитав текст учебника на с. 49 - 50, найдите контрасты, которые доказывают, что Китай страна не только природных контрастов, но и экономических, социальных и может быть каких-то ещё. Можно использовать дополнительные источники.
- Отгадайте кроссворд. (Приложение 4) Подготовьте сообщение о главном слове кроссворда.
- На память о сегодняшнем уроке, хочу подарить вам иероглифы.
В праздник Весны на входе в дом китайцы расклеивают бумажные надписи с благожеланиями. Я тоже хочу подарить вам такую надпись - пожелание.
Здесь написано: «С наступлением, весны!»