Цель: формирование представления об особенностях природных зон Африки.
Задачи:
- закрепить знания об особенностях природных зон Африки;
- продолжить формирование информационно-методологической культуры учащихся;
- способствовать формированию творческого мышления и ценностного отношения к природе;
Учащиеся должны:
- понять отличительные особенности каждой зоны;
- уметь классифицировать, анализировать, обобщать, объяснять, составлять кроссворды, решать логические задачи;
- подавать материал в различной форме;
- работать с информационными программами;
- выступать публично;
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма организации работы: ролевая игра
Оборудование: настенная карта «Природные зоны Африки» или. при наличии интерактивной доски, «Интерактивное изображение карты», учебник, атлас, картины «Животные и растения природных зон Африки», В каждом компьютере созданная учителем папка, в которой указаны тема урока, ход занятия, типы заданий, памятка и «Дополнительный материал по Африке», [приложение №1].
Организация пространства:
- расстановка столов по типу «аквариума» [урок проводится в компьютерном классе]
- на центральной доске карта «Природные зоны Африки»;
- по периметру класса картины;
- на столах «домашние заготовки учащихся»
Решение проблемы лимита времени:
- на уроке выделяется одинаковое время для всех и строго выдерживается;
- на уроке спрашиваю тех детей, у которых быстрый темп работы и кто справился с заданием и хочет публично выступить; учащимся с низким темпом работы предоставляется возможность доработать дома.
Планируемый результат: продукт деятельности на уроке, представленный в творческой форме.
.
Ход урока
Организационный момент:
- объявление темы урока с воспроизведением её на мониторе компьютера, за которым работает учитель или на интерактивной доске;
- постановка цели и задач с помощью учеников и создание положительной мотивации к её решению: возможность выбора типа задания и формы сдачи устно, письмен, отсрочка выставления отметки, возможность работы в сети Интернет;
- объявление формы урока в виде ролевой игры, в ходе которой учащимся предоставляется возможность представить себя в конкретной ситуации и в конкретной роли.
- объявление хода урока: Сегодня на уроке мы должны повторить материал об особенностях природных зон Африки, составить творческий отчёт о своей работе в той форме, которая вам больше нравится, часть ребят должны выступить с отчётом о проделанной работе, а остальные должны будут отчитаться на следующем уроке в письменной форме или оставить информацию в компьютере с указанием названия урока и фамилии исполнителя.
1 этап урока: инструктаж по выполнению работы.
Сегодня мы обобщаем материал по теме «Природные зоны Африки». Вы уже знаете, какие природные зоны есть на этом материке. Вам было дано задание подобрать материал о животном и растительном мире, об особенностях природы материка. Посмотрите на доску и выберите форму задания, которая вам больше нравится, на выполнение задания вам отводится 20 минут.
Формы заданий [представлены на мониторе компьютера или на интерактивной доске]:
- выполните творческие задания [приложение №2];
- вы научный сотрудник зоопарка, подберите наиболее интересных животных и заселите зоопарк, разместив их в нужную ячейку с краткой надписью [приложение №3];
- вы - ботаник кафедры растений, составьте гербарий о растительности природных зон;
- вам представилась возможность побывать в Африке с туристической группой, напишите письмо другу из природной зоны;
- подготовьте отчёт для программы «В мире животных»;
- вы – ведущий программы «Поле чудес», составьте задания для программы;
- вы - участник конкурса «Знатоки географии», отгадайте ребус [приложение №4];
- вы – сотрудник развлекательного научно-популярного журнала, составьте для него ребус;
- напишите памятку для туристов, об опасностях которые их подстерегают в той или иной зоне;
2 этап урока.
Учащиеся выполняют задание. Учитель смотрит, на каком этапе каждый из учеников, помогает в случае затруднения.
3 этап урока.
А сейчас у нас творческий отчёт. Но прежде я хочу вас познакомить с памяткой, которую следует соблюдать во время выступления учеников.
Памятка – норма
- Слышать и слушать друг друга;
- Не шуметь и не перебивать;
- Не обижать и не обижаться;
- Соблюдать регламент;
- Соблюдать очерёдность выступления;
- Инициатива не наказуема, а поощряется!
Представление учащимися своих работ с изображением их либо на мониторе компьютера, либо на интерактивной доске или в бумажном варианте [те, кто слабо владеет компьютером, работы выполняют в бумажном варианте].
4 этап урока.
Подведение итогов, выставление отметок. Объявление о том, что тот, кто не успел, могут доработать материал на следующий день или после уроков. Когда ученики работали, учитель записал номера компьютеров, за которыми сидели ученики. Таким образом, ученики имеют возможность доработать задание, а учитель проверить его до следующего урока.
Ученики, выполнившие задание на уроке в бумажном варианте, сдают его на проверку.
Критерии оценивания эффективности результатов
- Чем больше выбрано учащимися видов заданий, тем лучше, в идеале все.
- Количество желающих выступить.
- Разнообразная форма подачи результатов работы.
- Качество работы;
- Неординарность, творческий подход.
- Результаты диктанта [приложение №5]
Домашнее задание:
подготовиться к проверочной работе в форме диктанта.
Литература:
- Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – Москва, 2006.-126с.
- Назарова Л.Д. Нетрадиционные уроки по физической географии. – М: Творческий центр, 2008.
- Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. –М: Издательский дом «Новый учебник», 2002.