Открытый урок развития речи в 9-м классе по теме "Деловые бумаги"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. формирование умения написания деловых бумаг по образцу;
  2. формирование учебно-познавательных компетенций (ставить цель, самоорганизация работы на уроке, ставить познавательные задачи, выбирать необходимые формы и методы работы на уроке и при подготовке к нему).

Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

  • Ставила ли вас когда-нибудь в тупик необходимость составления того или иного документа?
  • Ребята, помогите мне разобраться с документами. Что это за документы? Правильно ли они составлены? (на слух, тексты <Приложение 1> в отпечатанном виде на столах)
  Директору МОУ «СОШ №124»
Рябушкиной С.П.
от Савенкова В.В.
заявление.
Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону! Не откажите.

Ваш Василий Васильевич.

  Директору Астраханской средней школы
Куренкову М.И.
Соловьева Виталия Олеговича
заявление.
Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться. Прилагаю свои фотки.

Виталий С.О.
15 августа 2012 год.

Объяснительная.

Добренькая вы наша Татьяна Андреевна! Вчера я не смогла присутствовать на собрании, потому что мне срочно нужно было сбегать к глазнику. Простите меня, пожалуйста, больше этого не повторится.

20 января 2009 г. Мария Степановна Свиридова.

Доверенность.

Пусть Иванову Петьке отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный (я его давно знаю) и, надеюсь, денег моих не растратит.

21 февраля 2009 г. Василий Петров.

Расписка.

Я получил в библиотеке пару книжек. Скоро верну. Сашка Смирнов.

Объяснительная.

Я, Ремизова Ксюша, вчерась не пришла на субботник, так как сильно расхворалась. Не ругайте меня, пожалуйста, Марья Степановна.

22 апреля 2008 г. Ваша Ксюша.

  • Читаются тексты и даётся ответ на поставленный вопрос (т.е. Что за документ? И Правильно ли составлен?)
  • Мы ещё вернёмся с вами к этим текстам в процессе работы. А сейчас…

Постановка цели и задач урока.

  • Какую цель и какие задачи вы определили для себя?
  • Насколько актуальна для вас эта тема?
  • Надеюсь, к концу урока мы сумеем правильно написать не только заявление, но и другие официально-деловые бумаги.
  • Итак, цель нашего сегодняшнего урока – формирование умения написания деловых бумаг по образцу, а также формирование основных учебно-познавательных компетенций…

3. Представление нового материала. Изучение особенностей делового стиля.

Выступление ученика с подготовленной презентацией на тему «Деловые бумаги» <Приложение 2>.

Вопросы к выступлению по теме урока (презентации):

  • О каких видах деловых бумаг шла речь?
  • Так ли необходимы стандартная форма и штампы в деловых документах? Почему?
  • Помимо знания стандартных форм и штампов, при составлении деловых бумаг не менее важны и знания по орфографии. Ведь грамотно составленный документ всегда произведёт более благоприятное впечатление. Поэтому пока вы будете знакомиться с теоретическим материалом учебника (сканирование текста) и проведём лексическую работу, 2 ученика поработают у доски над орфографией некоторых слов. При необходимости они могут воспользоваться словарём.

Орфографическая страничка ( у доски 2 ученика). Можно воспользоваться словарём (на столе 2-3 словаря).

…дм…н…страц…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…н…вить, уч…реждение, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, а…т…б…графия, пр…блем…а, пр…фес…ия, р…путац…я, сп…ц…альность, ин…ц…ативный, к…л…кти…;
иметь (в)виду следу…щее, вп…сле… стви…, (в) течени…, (в) продолжени… мес…ца, (в)виду (не)д…статка мат…р…алов, (по)вид…м…му, к…мп…тентный, д…к…мент, (по)изучени… вопроса, (по)получен… письма.

Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника на стр.215 – 221 (сканирование текста).

Лексическая работа. Из данных слов и словосочетаний выберите лексику, характерную для деловой речи (стиля). Дополнительно орфографическая работа (выборочно). Синтаксис деловой речи. (Работа выполняется на раздаточном материале и озвучивается учащимися в процессе выполнения).

Принять необходимые меры, обязать, устранить недостатки, предоставить отпуск, принять решение, решить, в связи с.., из-за того… что, в силу того что, установление контроля, в случае неявки, без уважительной причины, нести ответственность – отвечать, поставить в известность, довести до сведения – сообщить, проявлять инициативу, выразить благодарность – поблагодарить, принять административные меры – наказать, как в воду кануть, принять к сведению, от нечего делать, уведомить, стать в тупик, тётенька, балбес, шляться, барахло, глазник, очаровательный, милый, уважаемый.

А теперь проверим работу, выполненную на доске (слова представлены в раздаточном материале).

4. Работа с текстами

(знакомство и аналитическое обсуждение) упражнений 304, 306 учебника. Обратить внимание на речевые штампы (устно).

5. Корректирование, редактирование

деловых бумаг в соответствии с деловым стилем (по раздаточному материалу (см. Приложение 2), прозвучавшему в начале урока, и (или) упражнениям учебника).

При выполнении работы вы можете получить консультацию учителя, товарища или обратиться к материалам учебника.

Исправить замеченные ошибки. (Приложение 1)

Взаимопроверка (сидящие за одной партой меняются выполненной работой для взаимопроверки, оценивают и помогают откорректировать работу).

6. Закрепление. Практическое применение знаний.

Представьте себе, что вы успешно окончили ВУЗ и решили начать трудовую жизнь: пошли наниматься на работу в престижную фирму. С какой первой деловой бумагой вы столкнетесь? Выберите правильный ответ из записей, данных на доске: расписка, заявление, характеристика, протокол, доверенность, автобиография, резюме, удостоверение. (Правильный ответ: заявление).

Ваша задача: написать заявление о приеме на работу. Или ситуация, более близкая к вам: написать заявление о приёме в 10 класс, или см. задание упр.302, или см. по вариантам.

  • Составление деловых бумаг по образцу (дозированная помощь): по вариантам – заявление, расписка, объяснительная, докладная, доверенность, объяснительная.
  • Теперь ваши работы проанализируют и оценят наши эксперты (по вариантам). Со своими выводами они ознакомят нас в конце урока (или в начале следующего).
  • Конечно, за один урок мы с вами не смогли рассмотреть и другие виды деловых бумаг, но я надеюсь, что вы попробуете свои силы в их составлении дома при выполнении домашнего задания.

7. Итоги урока. Выводы.

Оцените свою работу на уроке (на столах листочки самооценки). На следующем уроке мы их обсудим с учётом моих оценок вашей работы и качеством выполненной домашней работы. Итоговый балл и будет итогом вашей работы по теме в целом.

8. Домашнее задание

(заранее на доске скрыто) по выбору:

  1. составить резюме;
  2. написать автобиографию,
  3. написать характеристику себя или одноклассника,
  4. упражнение № 303,305, 310, 312 учебника,
  5. составить папку с образцами деловых бумаг.