Класс: 11, базовый.
Тип урока: комбинированный.
Цель: научить характеризовать свойства соединений металлов в зависимости от состава и строения.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся о классификации оксидов и гидроксидов металлов, химических свойствах основных, кислотных и амфотерных оксидов.
- Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств оксидов металлов для отдельных представителей этого класса сложных веществ.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение «MS Power Point» на базе «MS Windows XP».
Дидактические материалы: мультимедийная презентация (приложение),
ресурсы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/:
- «Взаимодействие основных оксидов с водой»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64e9fd5e-e6d4-9c25-6f69-62c7ee4cfef0/index.htm - «Уравнения реакций, характеризующих свойства оксида магний и щелочноземельных металлов»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba7812-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_151.swf - «Уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов щелочных металлов»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba02e3-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_104.swf
Ресурсы сайта «alhimikov.net»:
- «Горение кальция»:
http://www.alhimikov.net/video/neorganika/videofiles/009.rar - «Взаимодействие основных оксидов с кислотами»:
http://www.alhimikov.net/video/neorganika/videofiles/003.rar - «Взаимодействие кислотных оксидов с водой»:
http://www.alhimikov.net/video/neorganika/videofiles/046.rar
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, положительный эмоциональный настрой, сообщение темы, постановка цели урока.
2. Проверка домашнего задания
Учитель проводит опрос учащихся:
а) общие химические свойства металлов,
б) несколько учащихся описывают свойства металлов: натрия, магния, железа,
в) остальные учащиеся решают задачу №29 стр. 225 учебника.
3. Изучение нового материала
Учитель рассказывает учащимся о характере соединений металлов, используя приложение (слайд 2). Учащиеся фиксируют таблицу в тетрадях.
Важнейшие соединения металлов:
Степень окисления металла | Оксиды, их свойства | Гидроксиды | Примеры |
Учитель также обращает внимание на то, что:
- для металлов побочных подгрупп, проявляющих несколько степеней окисления, с увеличением последней усиливается кислотный и ослабевает основный характер оксидов и гидроксидов;
- металлы побочных подгрупп и элементы главных подгрупп тех же групп в своей высшей степени окисления образуют соединения, сходные по форме и свойствам.
Учитель рассказывает об основных способах получения металлов, используя приложение (слайд 3). Для примера одного из способов получения оксидов можно продемонстрировать видеоопыт «Горение кальция на воздухе»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46ec0f24-9af7-828f-af69-56842e54bed7/index.htm
Учащиеся записывают в тетрадях основные способы получения металлов.
Учитель, в ходе беседы, обобщает знания учащихся о химических свойствах основных, кислотных и амфотерных оксидах. Учитель предлагает, используя приложение, описать химические свойства оксидов (слайды 4-6). Возможно использование ЦОРов без презентации:
- «Взаимодействие основных оксидов с водой»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64e9fd5e-e6d4-9c25-6f69-62c7ee4cfef0/index.htm - «Взаимодействие основных оксидов с кислотами»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52f55b81-2186-f7fb-e965-75186329579b/index.htm - «Взаимодействие кислотных оксидов с водой»:
http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html
Свойства оснований будут рассмотрены позже, но Учитель отмечает, что основным оксидам соответствуют основания, кислотным – кислоты, амфотерным – амфотерные гидроксиды.
Учащиеся записывают все необходимые уравнения реакций, не забывая об ОВР и ионных уравнениях (по возможности).
4. Первичное закрепление.
Для закрепления полученных знаний учитель предлагает выполнить задания:
- «Уравнения реакций, характеризующих свойства оксида магний и щелочноземельных металлов»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba7812-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_151.swf - «Уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов щелочных металлов»:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba02e3-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_104.swf
5. Итог урока
Учащиеся под руководством учителя подводят итог урока, что характер и свойства соединений металлов зависят от степени окисления, значит, и от строения атомов металлов.
6. Домашнее задание
Дома учащимся предлагается закрепить полученные знания на основе параграфа (18, стр. 207-208) и выполнить задание: 13 (1-4 – по вариантам, стр. 224)