Использование технологии "Портфолио" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Поиск новых образовательных технологий продолжает волновать учителей. Цели, содержание образования, а также требования к контролю результатов обучения претерпели существенные изменения и соотносятся с принципами личностно-ориентированного обучения. Технология портфолио успешно «прижилась» в рамках школьной предпрофильной и профильной подготовки, а также и в начальном звене школы, являясь примером технологии безотметочного обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • создавать ситуации успеха у каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;
  • максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации в разных областях школьной и внешкольной жизни;
  • развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
  • формировать установку на творческую деятельность, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
  • формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
  • развивать навыки саморефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
  • формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Каждый из учителей может использовать свою форму портфолио (индивидуальную папку личных достижений ученика), отвечающую целям и задачам её создания.

Школьный портфолио учеников моего класса состоит из нескольких разделов. Первый раздел может представлять собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве создаются рубрики: «Мое имя», «Мой портрет», «Моя семья», «Мои друзья».

Следующий раздел «Мои школа, улица, город» может включать рубрики: «Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Моя улица», «Мой город» и др. Практика показывает, что уже в начальных классах ученики способны осуществлять исследовательскую работу на темы «История моей школы», «Мой город – Кемерово», которые могут занять достойное место в портфолио.

Третий раздел «Общественная жизнь» включает в себя информацию о поручениях, обязанностях ученика в классе, благодарностях и поощрениях в общественной работе.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, что также отражается в портфелях достижений. Примерная запись в разделе «Мир моих увлечений» может выглядеть так:

  • техническое творчество: макеты, модели (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);
  • работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
  • занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указываются название учреждения, продолжительность занятий и их результативность);
  • спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, достижениях).

Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Включаются исследовательские и проектные работы, рефераты (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте).

В разделе можно выделить папку путешествий. В ней размещаются листы с творческими заданиями в завершение экскурсии, выполняя которое, дети не только вспоминают содержание экскурсии, но и получают возможность выразить свои впечатления. По окончании праздников ребята оформляют отзыв о нем, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

Важно помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», тесты, анкеты.

В разделе «Мои достижения» достойное место могут занять результаты олимпиад, конкурсов; помещаются грамоты, благодарности, дипломы.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Для отбора материалов могут быть даны рекомендации. Выбрать для своего портфолио:

  • три работы, которыми ты гордишься;
  • три, с твоей точки зрения, лучшие работы по русскому языку, по изобразительному искусству, окружающему миру, литературе, технологии;
  • три работы, которые ты хочешь, чтобы посмотрели твои товарищи, родители.

Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.

При переходе в среднюю школу классные руководители могут продолжить работу над составлением портфолио начатую в младших классах, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.