Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  • Формировать умение отличать предлог от приставки, формировать навыки их верного правописания.
  • Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.
  • Воспитывать внимательное отношение к здоровью через гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, работу над пословицей.

Оборудование:

  • плакаты: тема урока, пословица о здоровье, кроссворд;
  • сигнальные карточки;
  • карточки настроения;
  • магнитофон, музыка А. Моцарта;
  • таблица-схема зрительно-двигательных траекторий – офтальмотренажер;
  • таблицы с приставками и предлогами, состав слова;
  • карточки с текстом для самостоятельной работы;
  • конторки для выполнения заданий стоя.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке русского языка?

Сегодня мы продолжим изучать правописание приставок и предлогов.

ІІ. Подготовка к уроку руки учащихся – массаж пальчикам:

Каждый пальчик разотрем
трем, трем, трем, трем.
И погладим и пожмем
Жмем, жмем, жмем, жмем.
Разогреем мы ладони
И писать начнем проворней.

III. Словарная работа.

Запишите словосочетания под диктовку, через запятую, подчеркните орфограммы. Два человека выполняют работу у доски.

Посмотреть по сторонам, сорвать ягоду, нарезать на части помидор, отсадить от края огорода.

Проверка:

  1. Написание каких слов надо помнить? Почему?
    Какие гласные вы написали в корне слов? Почему? (Проверка сигнальными карточками и проверка написанного на доске)
  2. Написание каких слов надо проверять ударением?

– Что называется корнем слова?

– Какие гласные вы написали в корне слов: посмотреть, сторонам, посадить? Почему эти гласные? Докажите. (Проверка сигнальными карточками)

IV. Постановка задач урока.

Прочитайте слова, которые обозначают действия предметов. Назовите первый слог в этих словах.

– Как называется эта часть?

– Что называется приставкой?

Выделить приставки в словах и докажите что это приставки, а не предлоги.

– Вызывает ли написание приставок затруднение?

– В каких случаях вы затрудняетесь?

Сегодня на уроке мы поупражняемся в написании приставок и предлогов и посмотрим, кто из вас станет еще более грамотным.

V. Физминутка.

Упражнение для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий под музыку А. Моцарта.

Упражнение выполнять стоя.

На таблице с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке.

VI. Работа по теме урока

1) На доске записаны слова.

– На какие две группы можно разделить эти слова. (Слова с приставками и предлогами)

– Понаблюдайте, с какой частью речи употребляются приставки и с какой – предлоги.

Записать I варианту слова с предлогами, II варианту слова с приставками.

(в) окно, (с)тряхнул, (в)летел, (за)дверь, (на) компьютере, (на)писал,(до)мыл, (до)конца, (за)дерево,(по)смотрел.

Что пронаблюдали о правописании приставки и корня?

– Как определяем приставку в слове? (Методом подбора однокоренных слов)

– Как мы узнаем о написании предлога?

VII. Физминутка.

Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог,
А приставку как услышишь,
Топни раза три потише.

Учитель называет слова вразброс, дети выполняют соответствующие действия.

с горы сбежал предобрый
в классе поехали входим
на уроке приблизиться входной
с крыльца наплыли вход
с другом застыл окружены
над землей за лесом от школы

2) Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Текст а) Прочитайте. Озаглавьте текст. Раскройте скобки. Спишите. Выделите приставки в словах, подчеркните предлоги.

(На)стало морозное утро. (На)стеклах (по)явились узоры. Лучи солнечного света (за)играли (на)стекле. Вот (рас)пустился чудесный цветок. Красивы снежные узоры и (в)блеске утреннего солнца и (в)синеве зимнего вечера.

Текст б) Прочитайте. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень, приставку. Запишите первое предложение. Выпишите предлоги с именами существительными.

Снежная сказка
(Про)плясали (по)снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режутся снегурки.
(Е. Погорельский)

3) Взаимопроверка.

VIII. Физминутка – гимнастика для дыхания.

  1. Глубокий вдох через нос, медленный выдох через нос (3-5 раз).
  2. Глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (3-5 раз).
  3. Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот (3-5 раз).
  4. Глубокий вдох через рот, медленный выдох через рот (3-5 раз).
  5. Глубокий вдох через нос, медленный выдох с произнесением гласных а, о, у, э, и, ы.

IΧ. Закрепление.

Комментированное письмо.

И (под) утро снегом поле (за)белело, точно пеленою все его одело. (И.З. Суриков)

Χ. Беседа.

Вы любите зиму? Почему?

Зима красивое время года, чистое время года.

– Как надо одеваться, чтобы не было переохлаждения и как долго можно гулять на улице?

Если вдруг начали мерзнуть ноги, что надо делать? (потопаем)

Если замерзают руки, что сделаем? (потрем руки)

Если у друга во время игры съехала шапка или шарф раскрыл грудь, что надо сделать?

ΧI. Работа над пословицей:

Здоровью цены нет.

Объясните значение этой пословицы.

– Запишите и запомните эту пословицу.

ΧII. Домашнее задание.

Откройте учебник на с. 11, найдите упражнение №7, прочитаем задание. Что следует сделать, чтобы верно выполнить домашнюю работу?

ΧIII. Кроссворд.

Что надо иметь, чтобы хорошо учиться и весело играть мы узнаем, если отгадаем кроссворд.

  1. Глаза – это орган (чего?) (зрения)
  2. Назовите синоним слову однокоренные (слова) (родственные)
  3. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. (окончание)
  4. Часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем. (приставка)
  5. Организм человека состоит из частей. Как назвать их одним словом? (органы)
  6. Часть слова, которая останется, если отделить окончание. (основа)
  7. Общая часть родственных слов – это … (корень).
  8. Часть речи, которая служит для связи слов в предложении. (предлог)

Ключевое слово «Здоровье»

Здоровье необходимо беречь и укреплять.

ΧIV. Итог урока.

– Какую тему мы изучаем?

– Кто сегодня на уроке почувствовал, что стал грамотнее? В чем?

– По каким признакам определяем, с приставкой мы имеем дело или с предлогом?

– У кого есть затруднения с определением приставки от предлога?

– Кто как доволен своей работой на уроке, покажите карточкой настроения.