Задачи:
- Формировать умение отличать предлог от приставки, формировать навыки их верного правописания.
- Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.
- Воспитывать внимательное отношение к здоровью через гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, работу над пословицей.
Оборудование:
- плакаты: тема урока, пословица о здоровье, кроссворд;
- сигнальные карточки;
- карточки настроения;
- магнитофон, музыка А. Моцарта;
- таблица-схема зрительно-двигательных траекторий – офтальмотренажер;
- таблицы с приставками и предлогами, состав слова;
- карточки с текстом для самостоятельной работы;
- конторки для выполнения заданий стоя.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Какую тему мы изучали на прошлом уроке русского языка?
Сегодня мы продолжим изучать правописание приставок и предлогов.
ІІ. Подготовка к уроку руки учащихся – массаж пальчикам:
Каждый пальчик разотрем
трем, трем, трем, трем.
И погладим и пожмем
Жмем, жмем, жмем, жмем.
Разогреем мы ладони
И писать начнем проворней.
III. Словарная работа.
Запишите словосочетания под диктовку, через запятую, подчеркните орфограммы. Два человека выполняют работу у доски.
Посмотреть по сторонам, сорвать ягоду, нарезать на части помидор, отсадить от края огорода.
Проверка:
- Написание каких слов надо помнить? Почему?
Какие гласные вы написали в корне слов? Почему? (Проверка сигнальными карточками и проверка написанного на доске) - Написание каких слов надо проверять ударением?
– Что называется корнем слова?
– Какие гласные вы написали в корне слов: посмотреть, сторонам, посадить? Почему эти гласные? Докажите. (Проверка сигнальными карточками)
IV. Постановка задач урока.
– Прочитайте слова, которые обозначают действия предметов. Назовите первый слог в этих словах.
– Как называется эта часть?
– Что называется приставкой?
Выделить приставки в словах и докажите что это приставки, а не предлоги.
– Вызывает ли написание приставок затруднение?
– В каких случаях вы затрудняетесь?
Сегодня на уроке мы поупражняемся в написании приставок и предлогов и посмотрим, кто из вас станет еще более грамотным.
V. Физминутка.
Упражнение для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий под музыку А. Моцарта.
Упражнение выполнять стоя.
На таблице с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке.
VI. Работа по теме урока
1) На доске записаны слова.
– На какие две группы можно разделить эти слова. (Слова с приставками и предлогами)
– Понаблюдайте, с какой частью речи употребляются приставки и с какой – предлоги.
Записать I варианту слова с предлогами, II варианту слова с приставками.
(в) окно, (с)тряхнул, (в)летел, (за)дверь, (на) компьютере, (на)писал,(до)мыл, (до)конца, (за)дерево,(по)смотрел.
– Что пронаблюдали о правописании приставки и корня?
– Как определяем приставку в слове? (Методом подбора однокоренных слов)
– Как мы узнаем о написании предлога?
VII. Физминутка.
Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог,
А приставку как услышишь,
Топни раза три потише.
Учитель называет слова вразброс, дети выполняют соответствующие действия.
с горы | сбежал | предобрый |
в классе | поехали | входим |
на уроке | приблизиться | входной |
с крыльца | наплыли | вход |
с другом | застыл | окружены |
над землей | за лесом | от школы |
2) Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
Текст а) Прочитайте. Озаглавьте текст. Раскройте скобки. Спишите. Выделите приставки в словах, подчеркните предлоги.
(На)стало морозное утро. (На)стеклах (по)явились узоры. Лучи солнечного света (за)играли (на)стекле. Вот (рас)пустился чудесный цветок. Красивы снежные узоры и (в)блеске утреннего солнца и (в)синеве зимнего вечера.
Текст б) Прочитайте. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень, приставку. Запишите первое предложение. Выпишите предлоги с именами существительными.
Снежная сказка
(Про)плясали (по)снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режутся снегурки.
(Е. Погорельский)
3) Взаимопроверка.
VIII. Физминутка – гимнастика для дыхания.
- Глубокий вдох через нос, медленный выдох через нос (3-5 раз).
- Глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (3-5 раз).
- Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот (3-5 раз).
- Глубокий вдох через рот, медленный выдох через рот (3-5 раз).
- Глубокий вдох через нос, медленный выдох с произнесением гласных а, о, у, э, и, ы.
IΧ. Закрепление.
Комментированное письмо.
И (под) утро снегом поле (за)белело, точно пеленою все его одело. (И.З. Суриков)
Χ. Беседа.
– Вы любите зиму? Почему?
Зима красивое время года, чистое время года.
– Как надо одеваться, чтобы не было переохлаждения и как долго можно гулять на улице?
Если вдруг начали мерзнуть ноги, что надо делать? (потопаем)
Если замерзают руки, что сделаем? (потрем руки)
Если у друга во время игры съехала шапка или шарф раскрыл грудь, что надо сделать?
ΧI. Работа над пословицей:
Здоровью цены нет.
– Объясните значение этой пословицы.
– Запишите и запомните эту пословицу.
ΧII. Домашнее задание.
Откройте учебник на с. 11, найдите упражнение №7, прочитаем задание. Что следует сделать, чтобы верно выполнить домашнюю работу?
ΧIII. Кроссворд.
Что надо иметь, чтобы хорошо учиться и весело играть мы узнаем, если отгадаем кроссворд.
- Глаза – это орган (чего?) (зрения)
- Назовите синоним слову однокоренные (слова) (родственные)
- Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. (окончание)
- Часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем. (приставка)
- Организм человека состоит из частей. Как назвать их одним словом? (органы)
- Часть слова, которая останется, если отделить окончание. (основа)
- Общая часть родственных слов – это … (корень).
- Часть речи, которая служит для связи слов в предложении. (предлог)
Ключевое слово «Здоровье»
Здоровье необходимо беречь и укреплять.
ΧIV. Итог урока.
– Какую тему мы изучаем?
– Кто сегодня на уроке почувствовал, что стал грамотнее? В чем?
– По каким признакам определяем, с приставкой мы имеем дело или с предлогом?
– У кого есть затруднения с определением приставки от предлога?
– Кто как доволен своей работой на уроке, покажите карточкой настроения.