Программа элективного курса для учащихся 10-х классов. Решение задач с параметрами

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. В свете профилизации и модернизации школьного образования возникла необходимость создания элективного курса «Решение задач с параметрами» для развития целостной математической составляющей картины мира и для расширения возможностей учащихся по свободному выбору своего образовательного пути.

Данная программа, предназначенная для учащихся 10 класса, позволяет организовать систематическое изучение вопросов, связанных с параметрами.

В процессе изучения данного элективного курса старшеклассник познакомится с различными методами решения задач с параметрами. Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. В школьных учебниках по математике таких задач недостаточно. Практика итоговых экзаменов в школе и приемных экзаменов в высшие учебные заведения показывает, что задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане, и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любое высшее учебное заведение. Старшеклассники, изучив данный материал, смогут реализовать полученные знания и умения на итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Освоив методы и приемы решения задач с параметрами, школьники успешно справятся с олимпиадными задачами. Ценность задач данного элективного курса – демонстрация их общности с точки зрения исследования и анализа реальных процессов средствами математики. Значительное место в курсе уделено практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания. Данная программа позволяет школьнику решать задачи интегрированного характера, в частности задач физического содержания и задачи на объемные доли и концентрацию вещества.

Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары. Все занятия носят проблемный характер и включают в себя самостоятельную работу.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ, тем самым исключая противоречие между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений среднего образования.

Цели курса:

  • расширение математического представления учащихся о приемах и методах решения задач с параметрами;
  • развитие логического мышления и навыки исследовательской деятельности;
  • развитие внутренней мотивации и интрапсихического фактора поисковой активности в предметной деятельности, формирование устойчивого и осознанного интереса к ней.

Задачи курса:

  • систематизация и углубление знаний по теме «Решение задач с параметрами»;
  • создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать задачи с параметрами, используя различные методы и приемы;
  • развитие логического и творческого мышления;
  • повышение математической культуры ученика.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • понятия параметра;
  • алгоритм решения задач с параметрами;
  • зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
  • свойства решений уравнений и их систем;
  • свойства функций в задачах с параметрами.

Предметные умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данного курса:

  • умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем);
  • умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций;
  • умение понимать и правильно интерпретировать задачи с параметрами, умение применять изученные методы исследования и решения задач с параметрами: аналитический и координатный.

Общеинтеллектуальные умения:

  • умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное;
  • умение логически обосновывать свои суждения;
  • умение конструктивно подходить к предлагаемым задачам;
  • умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты.

Способы проверки знаний и умений обучающихся:

  • самостоятельные работы;
  • контрольные работы;
  • тесты.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • защита исследовательских проектов.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимы:

  • учебная и справочная литература;
  • формирование навыков исследования;
  • уметь анализировать ситуацию
  • повысить интерес к предмету;
  • ориентация на подготовку продолжения образования по избранному профилю.

Временной диапазон курса:

На выполнение программы отводится 68 часов. Из них: на изучение теоретического курса – 19 часов, практического курса – 49 часов. Занятия проводятся по 2 часа один раз в неделю. Весь курс рассчитан на один учебный год.

Содержание элективного курса

Введение (2 часа).

  • Цели, задачи курса. Понятие «параметр». Особенности изучения данной темы.

Глава 1. Линейные, квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры (13 часов).

  • Линейные уравнения и уравнения приводимые к линейным.
  • Линейные неравенства и неравенства приводимые к линейным.
  • Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.
  • Квадратные неравенства.

Глава 2. Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства (24 часа).

  • Иррациональные уравнения, иррациональные неравенства.
  • Показательные уравнения, показательные неравенства.
  • Логарифмические уравнения, логарифмические неравенства.

Глава 3. Тригонометрические уравнения. Тригонометрические неравенства (8 часов).

  • Тригонометрические уравнения.
  • Тригонометрические неравенства.

Глава 4. Применение производной к решение некоторых задач с параметрами (14 часов).

  • Касательная к кривой.
  • Критические точки.
  • Монотонность.
  • Наибольшее и наименьшее значение функции.
  • Построение графиков функции.

Глава 5. Текстовые задачи с параметрами (3 часа).

Глава 6. Подведение итогов работы по курсу «Решение задач с параметрами» (4 часа).

  • Итоговое занятие. Консультации по подготовке к защите исследовательских проектов.
  • Подведение итогов реализации программы элективного курса. Защита рефератов, исследовательских проектов.

Тематическое планирование (2 часа в неделю, всего 68 часов) – Приложение.

Литература для педагога: 

  1. Алтынов П.И. Алгебра. Тесты. М.: Дрофа. 2003.
  2. Алтынов П.И. Контрольные и зачетные работы по алгебре. М.: Дрофа. 2003.
  3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. М.: Илекса–Гимназия. 2003.
  4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. М.: Просвещение. 1998.
  5. Математика. // Приложение к « сентября». М.: Первое сентября. 1998 – 2001.
  6. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. М.: Айрис-Пресс. 2003.
  7. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры, М.: Просвещение, 1986.

Литература для учащихся:

  1. Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих в вузы. - М.: АРКТИ, 2001.
  2. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике / Под ред. Фальке Л.Я.- М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
  3. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы: Учебное пособие - М.: АРКТИ, 2005.
  4. Локоть В.В.. Задачи с параметрами и их решения: Тригонометрия: уравнения, неравенства, системы. 10 класс. - М.: АРКТИ, 2004.
  5. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. - М.: АРКТИ, 2006.
  6. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применением свойств функций, преобразование неравенств. - М.: АРКТИ, 2005.
  7. Моденов В.П. Задачи с параметрами. Координатно-параметрический метод: учебное пособие - М.: Экзамен, 2006.