«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
Дистерверг
На современном этапе основной задачей, которая стоит перед педагогом, работающем в рамках рационалистической парадигмы – это обучение учащихся жить, поскольку сама жизнь есть искусство самое важное и в то же время самое сложное для человека в современном мире. То есть школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить стремление к реализации своих способностей.
Не секрет, что эффективность восприятия знаний очень зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать ученика. Поэтому сегодня информационные технологии на школьных уроках не прихоть, а требование времени, так как именно их можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет разнообразить процесс обучения и способствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
Несомненно, использование компьютера на уроках химии, должно учитывать особенности химии как науки. На уроках возможно использование информационных технологий для повышения мотивации обучения, дифференциальной работы учащихся при контроле и оценки знаний и умений и выполнения разного вида творческих работ.
За годы моей педагогической практики, сложилась определенная система взглядов, позволяющая выделить ряд преимуществ внедрения в образовательный процесс информационных технологий:
1. Дает возможность демонстрации экспериментов, которые невозможно осуществить в рамках школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или реальный эксперимент опасен для здоровья). Так, по моему мнению, интерес представляют следующие издания:
- Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, ЗАО «Новый Диск», 2005
- Школьный химический эксперимент. Современный гуманитарный университет. ООО «КМВ-98», 2004
2. Позволяет развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению издания:
- Демонстрационное поурочное планирование. Волгоград. Из-во «Учитель», 2007
- Электронные уроки и тесты. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», «Новый Диск», 2005
- Мультимедийное приложение к УМК «Химии. 8 класс» (электронное учебное издание), ООО «Дрофа», «Физикон», 2006
а так же презентации, подготовленные мною или учащимися, как итог проектной деятельности:
8 класс «Галерея великих химиков» –
информационные листы о великих химиках;
9 класс «Химические элементы в организме
человека» – буклеты о роли химических элементов
в организме человека;
10 класс «Органические вещества на службе у
человека» – журнальная статья об органических
веществах и ее защита с использованием
презентации;
11 класса «Химия в повседневной жизни человека» –
журнальная статья о веществах используемых в
быту и ее защита с использованием
презентации.
3. Позволяет осуществлять контроль знаний и реализовывать интеграцию образовательных областей, таких как, химия, биология, информатика и др. при которой учащиеся могут развивать свои творческие способности, увидеть их применение на практике, издания:
- Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. ЗАО «1С», 2006
- Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. ЗАО «Новый Диск», «Новая школа», 2006,
А так же защита экзаменационного реферата в 9 классе с использованием компьютерной презентации по темам:
«Йод и здоровье человека»;
«Физиологическое действие тяжелых металлов на
организм человека»;
«Химические элементы в организме человека»;
«Экология
жилища и здоровье человека»;
«Химия,
питание, здоровье»;
«Бытовой
мусор – это серьезно».
Таким образом, применение информационных технологий способствуют повышению интереса у учеников к обучению, развивает его всесторонне, показывает значение химии как прикладной науки, достижения которой повышают качество жизни человека и формирует умения безопасного обращения с химическими веществами и экологически целесообразного поведения в быту и на производстве.
Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.
А лучшей наградой служат успехи учеников:
- победители районного конкурса среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационных технологий 2005/2006, 2007/2008, 2008/2009;
- победители Интернет-конкурса творческих работ Московского Института Открытого Образования в номинации «Успешный старт» 2007/2008;
- публикация в материалах Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» 2007/2008, 2008/2009
Приложение мультимедийная презентация к статье «Использование информационных технологий на уроках химии».