Психологическая служба в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Балабаново

Разделы: Школьная психологическая служба


Основная цель:

Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными понятиями личностного развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.

Задачи сопровождения:

  • создать условия для продуктивного движения ребёнка по тому пути, который он выбрал сам в соответствии с требованиями образовательного учреждения и семьи.
  • помочь ребёнку сориентироваться в сложном мире.
  • помочь конструктивно решать неизбежные конфликты.
  • помочь в освоении наиболее индивидуально значимых и ценных методов познания, общения, понимания себя,
  • других.
  • систематическое отслеживание психолого-педагогических характеристик и статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

Чем занимается служба:

Научный аспект Прикладной Практический
Теоретико-прикладное направление,изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника.  Непосредственно применение психологических методов в процессе обучения и воспитания,включая составление программ и методических материалов. Работа с детьми,родителями,педагогами в школе.

К основным видам деятельности школьного психолога относятся:

Психологическое просвещение.
Первое приобщение всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьника.      Психологическое консультирование. Помощь в решении тех или иных психологических проблем.

 

Психодиагностика.
Углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы,проведенной с ним.
 Психокоррекция   как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника, работа по развитию тех или иных способностей ребенка, формированию его личности.

Основная задача школьного психолога – создание предпосылок личностно-ориентированного обучения и воспитания,обеспечение максимально комфортного для ребенка психологического климата в школе с целью максимального раскрытия способностей учащихся, что  способствует становлению личности.
Результаты диагностики уровня адаптации 1 кл. к школе.

Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 а 50% 45% 5%
26% 61% 13%
0% 90% 10%
15% 54% 30%

Результаты диагностики уровня адаптации 5 кл. в среднем звене.

Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
5 а 47% 40% 13%
5 б 39% 39% 22%
5 в 14% 75% 12%

Результаты мониторинга уровня культуры и воспитанности уч-ся 4-11кл.( 2008-2009 уч.год)

Диагностика включает в себя следующие параметры:

1. Самооценка личности
2. Мотивация учебной деятельности
3. Социальный статус в классе
4. Адаптация к социуму
5. Моральные суждения
6. Воспитанность и культура поведения
7. Атмосфера в классе

Класс Высокий уровень, начало года Конец года Средний уровень,
начало года
Конец года Низкий уровень,
начало года
Конец года
4 а 63% 63% 32% 37% 5% 0%
4 б 44% 46% 17% 14% 39% 20%
4 в 47% 50% 41% 45% 12% 5%
5 а 79% 85% 16% 15% 5% 0%
5 б 70% 70% 10% 20% 20% 10%
5 в 71% 71% 24% 23% 5% 6%
6 а 60% 65% 40% 29% 0% 6%
6 б 52% 60% 37% 25% 11% 15%
6 в 50% 55% 30% 31% 20% 14%
7 а 73% 70% 25% 30% 2% 0%
7 б 68% 65% 32% 35% 0% 0%
8 а 20% 45% 63% 34% 17% 21%
8 б 46% 50% 8% 27% 46% 23%
8 в 53% 50% 33% 27% 14% 23%
9 а 25% 47% 19% 40% 56% 13%
9 б 26% 81% 40% 19% 34% 0%
9 в 37% 50% 37% 38% 26% 12%
10 а 65% 82% 35% 9% 0% 9%
10 б 44% 56% 25% 26% 31% 18%
11 а 80% 50% 20% 50% 0% 0%
11 б 60% 77% 13% 23% 27% 0%
11 в 42% 76% 42% 24% 16% 0%

Качество знаний по предмету «Психология» (2008-2009 уч. год)

Класс Колич. часов по предмету Проведено Отставание по предмету Кол-во обуч. 5 4 3 2 Уров. обученности Кач-во знан.
10б    34 34   нет 21 8 12 1 0 100% 95%
11а    34 31   3 13 2 6 5 0 100% 62%
11б    34 32   2 20 14 4 2 0 100% 90%
11в    34 32   2 20 15 5 0 0 100% 100%

Результаты итоговой аттестации по предмету «Психология» (2008-2009 уч.год)

Учебный год Кол-во уч-ся сдававших экзамен 5 4 3 Качество знаний
2008-2009   19 2 3     88%

Календарно-тематическое планирование по психологии для 11 класса (34 часа).
Составлено в соответствии с программой для средних общеобразовательных учебных заведений, ориентировано на учебник А.Г. Маклакова «Общая психология», Питер 2002.

Основные разделы и темы программы

Разделы и темы       Лекции Практические          занятия.        Сроки
Раздел 1. Психология общения
1. Понятие, виды общения.             1    
2. Условия конструктивного общения.             1    
3. Самопознание и саморазвитие в общении.                         1  
4. Эмоции и чувства в общении союзники или противники.             1    
5. Саботажники общения.             1    
6. Власть и влияние в общении. Манипуляция.             1    
7. Способы противостояния манипуляторам.               1  
Раздел 2. Личность в группе
8. Понятие малой группы и коллектива.

1

1

 
9. Межличностные отношения в группах и коллективах.

1

1

 
10. Эффективность групповой деятельности.

1

1

 
Раздел 3. Возрастная психология
11. Понятие возраста в психологии.

1

   
12. Возрастные периодизации.

1

1

 
13. Психологический возраст человека.

1

1

 
14. Понятие о возрастных кризисах Э.Эриксона.

1

   
15. Особенности женской
психологии.
            1

1

 
Раздел 4. Интимные межличностные отношения
16. Особенности мужской психологии.

1

1

 
17. Дружба. Основные ценности.

1

1

 
18. Великая сила любви.

1

1

 
Раздел 5. Психология семейной жизни
19. Брак, семья.             1

 

 
20. Психология семейных отношений.             1

 

 
21. Общие понятия о конфликтах.             1

 

 
22. Типы семейных конфликтов.             1     

 

 
23. Пути преодоления конфликтов.

1

1

 
24. Роль семьи в воспитании детей.

1

 

 
  Итого: 34

22

12

 

Учитель психологии: Красилина Ю.В.

Календарно-тематическое планирование по психологии для 10 класса. (34 часа)

Составлено в соответствии с программой для средних общеобразовательных учебных заведений, ориентировано на учебник А.Г. Маклакова «Общая психология» Питер,2002. Автор программы Р.С. Немов

Разделы и темы Кол-во часов Практические занятия Сроки
1. Введение. Что изучает психология. 1    
2. Краткий курс истории психологии. 1    
3. Методы психологии. 1    
4. Где живёт наша психика? Сознание. 1    
  Основная часть. Психология человека.      
5. Познавательные процессы у человека 1    
6. Направленность психики. Внимание. 1    
7. Основные характеристики, свойства внимания.   1  
8. Общие понятия об ощущениях. 1    
9. Виды, свойства, характеристики ощущений.   1  
10. Определение и общая характеристика памяти. 1    
11. Виды памяти.   1  
12. Процессы и механизмы памяти. 1    
13. Индивидуальные особенности памяти.   1  
14. Природа и основные виды мышления. 1    
15. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления. 1    
16. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.   1  
17. Общая характеристика восприятия. 1    
18. Основные свойства и виды восприятия. 1 1  
19. Законы восприятия.   1  
20. Иллюзии восприятия.   1  
21. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.   1  
  Психология личности.      
22. Общее понятие о личности. 1    
23. Темперамент и характер. 1    
24. Эмоциональный мир личности. 1    
25. Дружба и любовь. 1    
26. Профориентация учащихся. 1    
27. Общая характеристика способностей. 1    
28. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.   1  
29. Профориентация учащихся.   1  
30. Профориентация учащихся.   1  
  Психология общения.      
31. Общая характеристика общения. 1    
32. Уровни общения. 1    
33. Коммуникативное тренинговое занятие..   1  
  Итого: 34 часа. 21 13  

План работы школьной психологической службы на 2008-2009 уч.год.

Наименование работы Срок проведения. Результат
1. Тематическое планирование по предмету психология. 1 четверть сентябрь Работа по программе
2. Изучение социальных паспортов классов. сентябрь Получение информации о соц. ситуации в семьях
3. Обследование уч-ся 1,5 классов на этапе адаптации к школьной среде. Октябрь-ноябрь Получение информации для коррекции
4. Реализация программы профилактики злоупотребления ПАВ «Время жить!»
Подготовка творческих работ «Время жить!» 10-11классы.
24 сентября-23 апреля Освоение жизненных навыков, необходимых для успешной социализации и реализации личности.
5. Мониторинг педагогического коллектива. ноябрь Информация для администрации с целью совершенствования методической работы.
6. Выступление на педсоветах. в течении года Использование информации кл.руководителям в своей работе
7. Выступление на ШМО по результатам диагностики адаптации учащихся к школе. ноябрь Информация для кл.руководителей
8. Мониторинг уровня развития познавательных процессов у уч-ся начальной школы. Ноябрь-декабрь-январь По результатам формирование  коррекционно-развивающих групп.
9. Участие в месячнике права.(Кл.часы с элементами тренинга совместно с Центром «Ориентир» и студентами МГГУ им.Шолохова.) Октябрь-ноябрь Информирование уч-ся о правах и обязанностях
10. Коррекционно-развивающая работа с уч-ся начальной школы. В течении года Развитие познавательных процессов
11. Обследование уч-ся 7-8 классов на склонность к зависимостям. Ноябрь-декабрь Формирование коррекционной «группы риска»
12. Коррекционно-развивающая работа с подростками «группы риска» (совместно с Центром «Ориентир»,  «Адаптация», школьным инспектором.) Январь-апрель Коррекция поведения, личностных особенностей
13. Участие в акциях, посвящённых профилактике наркомании и борьбе со СПИДом. (общегородской конкурс коллажей, кл.часы совместно со школьным инспектором) декабрь Профилактика злоупотребления ПАВ
14. Реализация программы «Круг доверия» ( совместно с Центром «Ориентир», «Адаптация», школьным инспектором) Ноябрь-апрель Коррекция поведения, личностных особенностей
15. Участие в школьных советах профилактики. 1 раз в месяц Коррекция поведения, личностных особенностей
16. Обследование подростков в период возрастного кризиса 4-8классы (тип темперамента, социометрия, тест школьной тревожности) Декабрь-март Использование информации кл.руководителями в своей работе, коррекционная работа с тревожными детьми
17. Обследование старшеклассников 9, 10-11классы (личностные особенности, сформированность ближайшей перспективы, профориентация.) Декабрь-февраль Самоопределение старшеклассников
18. Профориентационные занятия с уч-ся 9,10,11 классов (совместно с МГГУ им.Шолохова) Январь-апрель Самоопределение уч-ся
19. Выступления на родительских лекториях (общешкольных, классных) В течении года Привлечение родителей к сотрудничеству, информирование
20. Мониторинг уровня культуры и воспитанности (4-11 классы) Февраль-март Динамика в результате развивающей работы школы
21. Участие в областном семинаре по использованию цифровой спутниковой системы «Космос М1» и влиянию этой технологии на мотивацию детей к учёбе. март Обмен опытом работы
22. Проведение «Дней психологии» в школе (совместно с МГГУ им.Шолохова) март Ознакомление с пятью направлениями деятельности психолога
23. Проведение кл.часов в 11кл. « Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ» (оформление стенда) март Психологическая подготовка уч-ся
24. Участие в общегородском конкурсе старшеклассников «История одной любви» Март-апрель Развитие патриотизма, осознание связи поколений, великой силы любви
25. Участие в областном конкурсе программ и методических разработок по формированию толерантного сознания молодёжи. март Коррекция поведения
26. Диагностика детей поступающих в первый прогимназический класс. март Информация завучам начальной школы для учета при формировании прогимназического класса.
27. Диагностика учащихся поступающих в пятый гимназический класс. апрель Информация для администрации при формировании гимназического класса.
28. Тематические занятия – экскурсии со старшеклассниками: «Любовь, брак» (круглый стол со студентами МГГУ им. Шолохова), «Спаси и сохрани!» (беседа с настоятелем храма Св. Иоанна Кронштадского), «Моя милиция меня бережет!» (беседа с начальником отдела кадром ОВД по Боровскому району). февраль,
март,
апрель
Обогащение внутреннего мира, развитие нравственности учащихся.

Приложение 1

Приложение 2