Основная цель:
Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными понятиями личностного развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Задачи сопровождения:
- создать условия для продуктивного движения ребёнка по тому пути, который он выбрал сам в соответствии с требованиями образовательного учреждения и семьи.
- помочь ребёнку сориентироваться в сложном мире.
- помочь конструктивно решать неизбежные конфликты.
- помочь в освоении наиболее индивидуально значимых и ценных методов познания, общения, понимания себя,
- других.
- систематическое отслеживание психолого-педагогических характеристик и статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
Чем занимается служба:
Научный аспект | Прикладной | Практический |
Теоретико-прикладное направление,изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника. | Непосредственно применение психологических методов в процессе обучения и воспитания,включая составление программ и методических материалов. | Работа с детьми,родителями,педагогами в школе. |
К основным видам деятельности школьного психолога относятся:
Психологическое просвещение. Первое приобщение всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям. |
Психологическая профилактика возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьника. | Психологическое консультирование. Помощь в решении тех или иных психологических проблем. |
Психодиагностика. Углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы,проведенной с ним. |
Психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника, работа по развитию тех или иных способностей ребенка, формированию его личности. |
Основная задача школьного психолога –
создание предпосылок
личностно-ориентированного обучения и
воспитания,обеспечение максимально комфортного
для ребенка психологического климата в школе с
целью максимального раскрытия способностей
учащихся, что способствует становлению
личности.
Результаты диагностики уровня адаптации 1 кл. к
школе.
Класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 а | 50% | 45% | 5% |
1б | 26% | 61% | 13% |
1в | 0% | 90% | 10% |
1г | 15% | 54% | 30% |
Результаты диагностики уровня адаптации 5 кл. в среднем звене.
Класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
5 а | 47% | 40% | 13% |
5 б | 39% | 39% | 22% |
5 в | 14% | 75% | 12% |
Результаты мониторинга уровня культуры и воспитанности уч-ся 4-11кл.( 2008-2009 уч.год)
Диагностика включает в себя следующие параметры:
1. Самооценка личности
2. Мотивация учебной деятельности
3. Социальный статус в классе
4. Адаптация к социуму
5. Моральные суждения
6. Воспитанность и культура поведения
7. Атмосфера в классе
Класс | Высокий уровень, начало года | Конец года | Средний уровень, начало года |
Конец года | Низкий уровень, начало года |
Конец года |
4 а | 63% | 63% | 32% | 37% | 5% | 0% |
4 б | 44% | 46% | 17% | 14% | 39% | 20% |
4 в | 47% | 50% | 41% | 45% | 12% | 5% |
5 а | 79% | 85% | 16% | 15% | 5% | 0% |
5 б | 70% | 70% | 10% | 20% | 20% | 10% |
5 в | 71% | 71% | 24% | 23% | 5% | 6% |
6 а | 60% | 65% | 40% | 29% | 0% | 6% |
6 б | 52% | 60% | 37% | 25% | 11% | 15% |
6 в | 50% | 55% | 30% | 31% | 20% | 14% |
7 а | 73% | 70% | 25% | 30% | 2% | 0% |
7 б | 68% | 65% | 32% | 35% | 0% | 0% |
8 а | 20% | 45% | 63% | 34% | 17% | 21% |
8 б | 46% | 50% | 8% | 27% | 46% | 23% |
8 в | 53% | 50% | 33% | 27% | 14% | 23% |
9 а | 25% | 47% | 19% | 40% | 56% | 13% |
9 б | 26% | 81% | 40% | 19% | 34% | 0% |
9 в | 37% | 50% | 37% | 38% | 26% | 12% |
10 а | 65% | 82% | 35% | 9% | 0% | 9% |
10 б | 44% | 56% | 25% | 26% | 31% | 18% |
11 а | 80% | 50% | 20% | 50% | 0% | 0% |
11 б | 60% | 77% | 13% | 23% | 27% | 0% |
11 в | 42% | 76% | 42% | 24% | 16% | 0% |
Качество знаний по предмету «Психология» (2008-2009 уч. год)
Класс | Колич. часов по предмету | Проведено | Отставание по предмету | Кол-во обуч. | 5 | 4 | 3 | 2 | Уров. обученности | Кач-во знан. |
10б | 34 | 34 | нет | 21 | 8 | 12 | 1 | 0 | 100% | 95% |
11а | 34 | 31 | 3 | 13 | 2 | 6 | 5 | 0 | 100% | 62% |
11б | 34 | 32 | 2 | 20 | 14 | 4 | 2 | 0 | 100% | 90% |
11в | 34 | 32 | 2 | 20 | 15 | 5 | 0 | 0 | 100% | 100% |
Результаты итоговой аттестации по предмету «Психология» (2008-2009 уч.год)
Учебный год | Кол-во уч-ся сдававших экзамен | 5 | 4 | 3 | Качество знаний |
2008-2009 | 19 | 2 | 3 | 88% |
Календарно-тематическое планирование по
психологии для 11 класса (34 часа).
Составлено в соответствии с программой для
средних общеобразовательных учебных заведений,
ориентировано на учебник А.Г. Маклакова «Общая
психология», Питер 2002.
Основные разделы и темы программы
№ | Разделы и темы | Лекции | Практические занятия. | Сроки |
Раздел 1. Психология общения | ||||
1. | Понятие, виды общения. | 1 | ||
2. | Условия конструктивного общения. | 1 | ||
3. | Самопознание и саморазвитие в общении. | 1 | ||
4. | Эмоции и чувства в общении союзники или противники. | 1 | ||
5. | Саботажники общения. | 1 | ||
6. | Власть и влияние в общении. Манипуляция. | 1 | ||
7. | Способы противостояния манипуляторам. | 1 | ||
Раздел 2. Личность в группе | ||||
8. | Понятие малой группы и коллектива. | 1 |
1 |
|
9. | Межличностные отношения в группах и коллективах. | 1 |
1 |
|
10. | Эффективность групповой деятельности. | 1 |
1 |
|
Раздел 3. Возрастная психология | ||||
11. | Понятие возраста в психологии. | 1 |
||
12. | Возрастные периодизации. | 1 |
1 |
|
13. | Психологический возраст человека. | 1 |
1 |
|
14. | Понятие о возрастных кризисах Э.Эриксона. | 1 |
||
15. | Особенности женской психологии. |
1 | 1 |
|
Раздел 4. Интимные межличностные отношения | ||||
16. | Особенности мужской психологии. | 1 |
1 |
|
17. | Дружба. Основные ценности. | 1 |
1 |
|
18. | Великая сила любви. | 1 |
1 |
|
Раздел 5. Психология семейной жизни | ||||
19. | Брак, семья. | 1 |
|
|
20. | Психология семейных отношений. | 1 |
|
|
21. | Общие понятия о конфликтах. | 1 |
|
|
22. | Типы семейных конфликтов. | 1 |
|
|
23. | Пути преодоления конфликтов. | 1 |
1 |
|
24. | Роль семьи в воспитании детей. | 1 |
|
|
Итого: 34 | 22 |
12 |
Учитель психологии: Красилина Ю.В.
Календарно-тематическое планирование по психологии для 10 класса. (34 часа)
Составлено в соответствии с программой для средних общеобразовательных учебных заведений, ориентировано на учебник А.Г. Маклакова «Общая психология» Питер,2002. Автор программы Р.С. Немов
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | Практические занятия | Сроки |
1. | Введение. Что изучает психология. | 1 | ||
2. | Краткий курс истории психологии. | 1 | ||
3. | Методы психологии. | 1 | ||
4. | Где живёт наша психика? Сознание. | 1 | ||
Основная часть. Психология человека. | ||||
5. | Познавательные процессы у человека | 1 | ||
6. | Направленность психики. Внимание. | 1 | ||
7. | Основные характеристики, свойства внимания. | 1 | ||
8. | Общие понятия об ощущениях. | 1 | ||
9. | Виды, свойства, характеристики ощущений. | 1 | ||
10. | Определение и общая характеристика памяти. | 1 | ||
11. | Виды памяти. | 1 | ||
12. | Процессы и механизмы памяти. | 1 | ||
13. | Индивидуальные особенности памяти. | 1 | ||
14. | Природа и основные виды мышления. | 1 | ||
15. | Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления. | 1 | ||
16. | Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. | 1 | ||
17. | Общая характеристика восприятия. | 1 | ||
18. | Основные свойства и виды восприятия. | 1 | 1 | |
19. | Законы восприятия. | 1 | ||
20. | Иллюзии восприятия. | 1 | ||
21. | Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. | 1 | ||
Психология личности. | ||||
22. | Общее понятие о личности. | 1 | ||
23. | Темперамент и характер. | 1 | ||
24. | Эмоциональный мир личности. | 1 | ||
25. | Дружба и любовь. | 1 | ||
26. | Профориентация учащихся. | 1 | ||
27. | Общая характеристика способностей. | 1 | ||
28. | Уровни развития способностей и индивидуальные различия. | 1 | ||
29. | Профориентация учащихся. | 1 | ||
30. | Профориентация учащихся. | 1 | ||
Психология общения. | ||||
31. | Общая характеристика общения. | 1 | ||
32. | Уровни общения. | 1 | ||
33. | Коммуникативное тренинговое занятие.. | 1 | ||
Итого: 34 часа. | 21 | 13 |
План работы школьной психологической службы на 2008-2009 уч.год.
№ | Наименование работы | Срок проведения. | Результат |
1. | Тематическое планирование по предмету психология. | 1 четверть сентябрь | Работа по программе |
2. | Изучение социальных паспортов классов. | сентябрь | Получение информации о соц. ситуации в семьях |
3. | Обследование уч-ся 1,5 классов на этапе адаптации к школьной среде. | Октябрь-ноябрь | Получение информации для коррекции |
4. | Реализация программы профилактики
злоупотребления ПАВ «Время жить!» Подготовка творческих работ «Время жить!» 10-11классы. |
24 сентября-23 апреля | Освоение жизненных навыков, необходимых для успешной социализации и реализации личности. |
5. | Мониторинг педагогического коллектива. | ноябрь | Информация для администрации с целью совершенствования методической работы. |
6. | Выступление на педсоветах. | в течении года | Использование информации кл.руководителям в своей работе |
7. | Выступление на ШМО по результатам диагностики адаптации учащихся к школе. | ноябрь | Информация для кл.руководителей |
8. | Мониторинг уровня развития познавательных процессов у уч-ся начальной школы. | Ноябрь-декабрь-январь | По результатам формирование коррекционно-развивающих групп. |
9. | Участие в месячнике права.(Кл.часы с элементами тренинга совместно с Центром «Ориентир» и студентами МГГУ им.Шолохова.) | Октябрь-ноябрь | Информирование уч-ся о правах и обязанностях |
10. | Коррекционно-развивающая работа с уч-ся начальной школы. | В течении года | Развитие познавательных процессов |
11. | Обследование уч-ся 7-8 классов на склонность к зависимостям. | Ноябрь-декабрь | Формирование коррекционной «группы риска» |
12. | Коррекционно-развивающая работа с подростками «группы риска» (совместно с Центром «Ориентир», «Адаптация», школьным инспектором.) | Январь-апрель | Коррекция поведения, личностных особенностей |
13. | Участие в акциях, посвящённых профилактике наркомании и борьбе со СПИДом. (общегородской конкурс коллажей, кл.часы совместно со школьным инспектором) | декабрь | Профилактика злоупотребления ПАВ |
14. | Реализация программы «Круг доверия» ( совместно с Центром «Ориентир», «Адаптация», школьным инспектором) | Ноябрь-апрель | Коррекция поведения, личностных особенностей |
15. | Участие в школьных советах профилактики. | 1 раз в месяц | Коррекция поведения, личностных особенностей |
16. | Обследование подростков в период возрастного кризиса 4-8классы (тип темперамента, социометрия, тест школьной тревожности) | Декабрь-март | Использование информации кл.руководителями в своей работе, коррекционная работа с тревожными детьми |
17. | Обследование старшеклассников 9, 10-11классы (личностные особенности, сформированность ближайшей перспективы, профориентация.) | Декабрь-февраль | Самоопределение старшеклассников |
18. | Профориентационные занятия с уч-ся 9,10,11 классов (совместно с МГГУ им.Шолохова) | Январь-апрель | Самоопределение уч-ся |
19. | Выступления на родительских лекториях (общешкольных, классных) | В течении года | Привлечение родителей к сотрудничеству, информирование |
20. | Мониторинг уровня культуры и воспитанности (4-11 классы) | Февраль-март | Динамика в результате развивающей работы школы |
21. | Участие в областном семинаре по использованию цифровой спутниковой системы «Космос М1» и влиянию этой технологии на мотивацию детей к учёбе. | март | Обмен опытом работы |
22. | Проведение «Дней психологии» в школе (совместно с МГГУ им.Шолохова) | март | Ознакомление с пятью направлениями деятельности психолога |
23. | Проведение кл.часов в 11кл. « Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ» (оформление стенда) | март | Психологическая подготовка уч-ся |
24. | Участие в общегородском конкурсе старшеклассников «История одной любви» | Март-апрель | Развитие патриотизма, осознание связи поколений, великой силы любви |
25. | Участие в областном конкурсе программ и методических разработок по формированию толерантного сознания молодёжи. | март | Коррекция поведения |
26. | Диагностика детей поступающих в первый прогимназический класс. | март | Информация завучам начальной школы для учета при формировании прогимназического класса. |
27. | Диагностика учащихся поступающих в пятый гимназический класс. | апрель | Информация для администрации при формировании гимназического класса. |
28. | Тематические занятия – экскурсии со старшеклассниками: «Любовь, брак» (круглый стол со студентами МГГУ им. Шолохова), «Спаси и сохрани!» (беседа с настоятелем храма Св. Иоанна Кронштадского), «Моя милиция меня бережет!» (беседа с начальником отдела кадром ОВД по Боровскому району). | февраль, март, апрель |
Обогащение внутреннего мира, развитие нравственности учащихся. |