4-й класс.
"Все хорошо в своем роде!" народная мудрость.
Цель: Познакомить детей с жанрами русской народной песни. На примере русских народных песен из рабочей тетради раскрыть векторную направленность их образного содержания.
ЗАДАЧИ:
- Приобщение учащихся к русской музыкальной культуре, знакомство с жанром русской песни,
- Закреплять инструментально-исполнительские навыки,
- Развитие целостного мировосприятия учащихся, развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки,
- Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.
Тип урока: Углубление в тему.
Оформление класса:
Плакаты:
- Выдающийся русский философ И.А. Ильин:"Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение".
- "Все хорошо в своем роде!" – народная мудрость.
- народные костюмы,
- народные инструменты,
- шумовые инструменты,
- народные старинные игрушки,
- мультимедийный проектор.
Рекомендации по работе над музыкальными произведениями:
- Для более целостного восприятия музыкального образа произведения, перед его разучиванием можно охарактеризовать и раскрыть образы героев разучиваемых песен.
- Особое внимание требует работа над ритмическим и штриховым ансамблем, в ходе которого можно использовать прием "гиперболы" – преувеличения (например, акценты, укорочение длительностей при стаккато и т.д.) в плясовой песне "Веселый сапожник". Мягкое маркатто с одновременным ударом вниз в детской песенке "Козлик".
- В песне "Во поле березонька стояла" особое внимание требует работа над кантиленностью звуковедения, ритмическим ансамблем.
- Особое внимание может потребовать работа над ровностью тембра и фразировкой.
Учебно-музыкальная деятельность; методы и приемы работы:
- Метод эмоциональной драматургии,
- Наглядно-слуховой метод,
- Метод контрастного сопоставления образов,
- Презентация по теме урока.
ХОД УРОКА
Учитель: Дорогие дети! Сегодня к нам пришло много гостей: ансамбль русских народных инструментов, солисты ансамбля Аня и Алена, ученица 3-Б класса Таня Федькина. Все вместе мы – маленькие и большие, объединившись в большой оркестр русских народных инструментов, будем творить, исполнять, слушать замечательные русские народные песни.
Тема нашего урока "Жанры русских народных песен".
Наша Родина славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Особое место в жизни россиян занимает песня. Песня – это бесценное богатство нашей Родины.
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета –
То и отразится в песне у поэта.
Таня Федькина приготовила к нашему уроку сообщение о русской песне. Таня много работала над этой темой, она подготовила реферат на школьную конференцию, и сейчас мы предоставим ей слово.
Выступление Т. Федькиной:
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты звучала?
Пролетели утки –
Урони ли дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.
Народная песня – это не НАПЕВ СО СЛОВАМИ, а часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу это момент передачи опыта поколений.
На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем связаны с образами родной природы.
Замечательные слова о русской песне сказал философ Иван Александрович Ильин: "Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение". Что такое ПЕСНЯ, из самого слова видно – ПЕСНЯ – то, что ПОЮТ.
- Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно.
- Поют о том, как любят, и о том, как не любят, в шутку и в серьёз, и со смехом - обо всём на свете и как душе угодно.
- Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах и даже в общественном транспорте.
- Поют под оркестры, под гитары, под гармошки, под барабаны, под хлопки в ладоши и топанье ног и без всякого сопровождения тоже.
- Поют во всех уголках земли, на всех языках и наречиях, громко и тихо,весело, яростно,ласково, грустно.
Потому что ПЕСНЯ - это очень просто. Просто, как дважды два – четыре. А в ПЕСНЕ – ПРИПЕВ плюс ЗАПЕВ равняется КУПЛЕТ, а два куплета – это уже ПЕСНЯ. Главное в ПЕСНЕ, чтобы на слух и на язык легко ложилась, чтобы по нраву пришлась.
Жанры русской народной песни:
Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода.
Русские народные песни по жанру бывают:
- Былины,
- Хороводные,
- Наигрыши,
- Плясовые,
- Солдатские,
- Частушки,
- Лирические,
- Протяжные,
- Трудовые,
- Исторические,
- Песни о природе, родном крае. Родине,
- Бытовые,
- Колыбельные,
- Детский фольклор,
- Игровые,
- Колядки,
- Масленичные.
- Заклички,
- и другие.
Учитель:
Вопрос – Ожидаемый ответ:
Что такое – ЖАНР? (Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода.)
Дорогие дети, послушайте в исполнении ансамбля русских народных инструментов и солистов ансамбля Ани и Алены русскую народную песню "Субботея".
Русская народная песня "Субботея".
Вопросы – Ожидаемые ответы:
- Как вы считаете, какой жанр этой песни? (жанр – плясовая)
- Как вы пришли к такому выводу? (Эта песня веселая, задорная, быстрая, яркая. Ноги сами в пляс идут.)
- Ребята, откройте ваши рабочие тетради и скажите, какая из песен на первой странице по жанру плясовая?! ("Веселый сапожник")
- Какие средства выразительности мы будем использовать в песне, чтобы создать жанр плясовой? (Песня звучит весело, громко и быстро. То есть средства выразительности в музыке – это характер, темп, динамику, фразировку (это то, на что мы будем обращать внимание при игре на этом уроке, так как средств выразительности намного больше).
- Всю ли песню следует играть громко? (Нет. Только начало пляски играется громко. В каждом предложении своя динамика. Это необходимо для выразительной игры.)
Работа над нотным текстом:
Обратить внимание на жест дирижера – играть по руке.
Основной прием игры – удар (в пляске удары каблучка, для четкости ритма).
Повторить песню два раза – отработать исполнение по руке дирижера.
Особое задание – следить за рукой. Когда рука поднята вверх – играем громко, когда опускается внизу – играем тихо. Следите за рукой.
Физкультминутка. Игра "Веселый музыкант".
Дети, существуют не только музыкальные народные инструменты, но и шумовые или ударные инструменты. Они служат для украшения пьесы, подчеркивают ее ритмический рисунок. Сейчас мы будем играть на шумовых инструментах. К шумовым инструментам относятся: погремушки, ложки, бубен, бубенцы, копытца и др. Раздать детям шумовые инструменты. Объяснить ход игры: Под музыку "Веселого сапожника " по руке дирижера встает и играет тот участник игры, на кого укажет дирижер. Встает только один ребенок, другие сидят и ждут, команды дирижера. Если оби руки подняты вверх, то встать и играть нужно всем. Руки вниз – все сели. Игра продолжается пока не остановит дирижер.
Работа над нотным текстом:
Дети, в нашей рабочей тетради есть еще русские народные песни. В каких жанрах они написаны?
Ожидаемые ответы:"Во саду ли, в огороде" – шуточная, "Во поле березонька стояла" – хороводная, "Козлик" – детский фольклор.
Песня "Во поле березонька стояла" по жанру хороводная. Эта песня-хоровод исполнялась девушками и парнями на празднике Троица. В Троицу символом праздника является белоснежная березка, которую, как и елочку на Рождество, наряжают. Только наряд березки – это яркие ленты. Вокруг наряженной березоньки водили хороводы. В нашей песне 24 куплета, звучат они напевно, спокойно, тихо, медленно.
Обратите внимание: что приемы игры в хороводе отличаются от пляски. Эта песня играется на тремоло.
Итак, чтобы получился хоровод, мы будем использовать такие средства выразительности: темп – медленно, штрихи – легато, играя спокойно. Песня проигрывается два раза.
Сравните звучание пляски и хоровода:
Исполнить и пляску, и хоровод, почувствовать различия в жанрах.
Еще одна песня, которую мы сегодня исполним – это "Козлик".
Ожидаемые ответы: Жанр этой песни – детский фольклор.
Детский фольклор – в нем лежат истоки того, что называют "Национальным самосознанием, патриотизмом, национальным характером", так как это начало постижения народных традиций.
Ведущее место среди жанров детского фольклора принадлежит играм и считалкам. В них много веселья, но одновременно они способствуют физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка.
Народные игрушки – это тоже фольклор. Старинные игрушки дошли до наших дней и в них с удовольствием играют дети. Показать игрушки – дать посмотреть.
К детскому фольклору относятся – попевки, потешки, прибаутки.
Итак, жанр песни "Козлик" – детский фольклор. И звучание ее как детский разговор, простое и лаконичное. Мелодический рисунок этой народной песни органично связан с рельефом выразительной интонации человеческой речи.
Обратите внимание: звучание мягкое, ударом вниз. Песенка спокойного характера, ласковая, игривая, в трехдольном размере. Играть песенку следует со всеми повторами.
А теперь я открою вам маленький секрет: как уже ни раз бывало, когда мы - россияне присваивали себе то, что нам очень понравилось и полюбилось и считать своим, например, гармошка – стала символом России, а родилась в Германии. Так и наш "Козлик" написан Моцартом, а стал русской детской песенкой – так она подписывается в наших музыкальных учебниках.
Подведение итогов.
Итак, сегодня мы работали над жанрами и образами в русских народных песнях.
С какими жанрами народных песен мы познакомились?
Ожидаемый ответ:
- Плясовая,
- Хороводная,
- Детский фольклор,
- Шуточная и т.д.
Вывод.
Мы узнали, что от жанра зависит очень многое, когда мы работаем над музыкальным образом. Жанр подсказывает, какие средства выразительности нам необходимо использовать в песне, чтобы создать тот или иной образ.
Оценки за урок.
Спасибо за урок!