Урок музыки "Оркестр русских народных инструментов"

Разделы: Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа


4-й класс.

"Все хорошо в своем роде!" народная мудрость.

Цель: Познакомить детей с жанрами русской народной песни. На примере русских народных песен из рабочей тетради раскрыть векторную направленность их образного содержания.

ЗАДАЧИ:

  1. Приобщение учащихся к русской музыкальной культуре, знакомство с жанром русской песни,
  2. Закреплять инструментально-исполнительские навыки,
  3. Развитие целостного мировосприятия учащихся, развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки,
  4. Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.

Тип урока: Углубление в тему.

Оформление класса:

Плакаты:

  • Выдающийся русский философ И.А. Ильин:"Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение".
  • "Все хорошо в своем роде!"  – народная мудрость.
  1. народные костюмы,
  2. народные инструменты,
  3. шумовые инструменты,
  4. народные старинные игрушки,
  5. мультимедийный проектор.

Рекомендации по работе над музыкальными произведениями:

  1. Для более целостного восприятия музыкального образа произведения, перед его разучиванием можно охарактеризовать и раскрыть образы героев разучиваемых песен.
  2. Особое внимание требует работа над ритмическим и штриховым ансамблем, в ходе которого можно использовать прием "гиперболы" – преувеличения (например, акценты, укорочение длительностей при стаккато и т.д.) в плясовой песне "Веселый сапожник". Мягкое маркатто с одновременным ударом вниз в детской песенке "Козлик".
  3. В песне "Во поле березонька стояла" особое внимание требует работа над кантиленностью звуковедения, ритмическим ансамблем.
  4. Особое внимание может потребовать работа над ровностью тембра и фразировкой.

Учебно-музыкальная деятельность; методы и приемы работы:

  1. Метод эмоциональной драматургии,
  2. Наглядно-слуховой метод,
  3. Метод контрастного сопоставления образов,
  4. Презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие дети! Сегодня к нам пришло много гостей: ансамбль русских народных инструментов, солисты ансамбля Аня и Алена, ученица 3-Б класса Таня Федькина. Все вместе мы  – маленькие и большие, объединившись в большой оркестр русских народных инструментов, будем творить, исполнять, слушать замечательные русские народные песни.

Тема нашего урока "Жанры русских народных песен".

Наша Родина славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Особое место в жизни россиян занимает песня. Песня – это бесценное богатство нашей Родины.

Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета  –
То и отразится в песне у поэта.

Таня Федькина приготовила к нашему уроку сообщение о русской песне. Таня много работала над этой темой, она подготовила реферат на школьную конференцию, и сейчас мы предоставим ей слово.

Выступление Т. Федькиной:

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты звучала?
Пролетели утки –
Урони ли дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.

Народная песня – это не НАПЕВ СО СЛОВАМИ, а часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу это момент передачи опыта поколений.

На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем связаны с образами родной природы.

Замечательные слова о русской песне сказал философ Иван Александрович Ильин: "Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение". Что такое ПЕСНЯ, из самого слова видно  – ПЕСНЯ  – то, что ПОЮТ.

  • Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно.
  • Поют о том, как любят, и о том, как не любят, в шутку и в серьёз, и со смехом - обо всём на свете и как душе угодно.
  • Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах и даже в общественном транспорте.
  • Поют под оркестры, под гитары, под гармошки, под барабаны, под хлопки в ладоши и топанье ног и без всякого сопровождения тоже.
  • Поют во всех уголках земли, на всех языках и наречиях, громко и тихо,весело, яростно,ласково, грустно.

Потому что ПЕСНЯ - это очень просто. Просто, как дважды два  – четыре. А в ПЕСНЕ  – ПРИПЕВ плюс ЗАПЕВ равняется КУПЛЕТ, а два куплета  – это уже ПЕСНЯ. Главное в ПЕСНЕ, чтобы на слух и на язык легко ложилась, чтобы по нраву пришлась.

Жанры русской народной песни:

Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода.

Русские народные песни по жанру бывают:

  • Былины,
  • Хороводные,
  • Наигрыши,
  • Плясовые,
  • Солдатские,
  • Частушки,
  • Лирические,
  • Протяжные,
  • Трудовые,
  • Исторические,
  • Песни о природе, родном крае. Родине,
  • Бытовые,
  • Колыбельные,
  • Детский фольклор,
  • Игровые,
  • Колядки,
  • Масленичные.
  • Заклички,
  • и другие.

Учитель:

Вопрос  – Ожидаемый ответ:

Что такое  – ЖАНР? (Слово жанр  – французское слово и буквально означает род, порода.)

Дорогие дети, послушайте в исполнении ансамбля русских народных инструментов и солистов ансамбля Ани и Алены русскую народную песню "Субботея".

Русская народная песня "Субботея".

Вопросы  – Ожидаемые ответы:

  1. Как вы считаете, какой жанр этой песни? (жанр  – плясовая)
  2. Как вы пришли к такому выводу? (Эта песня веселая, задорная, быстрая, яркая. Ноги сами в пляс идут.)
  3. Ребята, откройте ваши рабочие тетради и скажите, какая из песен на первой странице по жанру плясовая?! ("Веселый сапожник")
  4. Какие средства выразительности мы будем использовать в песне, чтобы создать жанр плясовой? (Песня звучит весело, громко и быстро. То есть средства выразительности в музыке  – это характер, темп, динамику, фразировку (это то, на что мы будем обращать внимание при игре на этом уроке, так как средств выразительности намного больше).
  5. Всю ли песню следует играть громко? (Нет. Только начало пляски играется громко. В каждом предложении своя динамика. Это необходимо для выразительной игры.)

Работа над нотным текстом:

Обратить внимание на жест дирижера  – играть по руке.

Основной прием игры  – удар (в пляске удары каблучка, для четкости ритма).

Повторить песню два раза  – отработать исполнение по руке дирижера.

Особое задание  – следить за рукой. Когда рука поднята вверх – играем громко, когда опускается внизу  – играем тихо. Следите за рукой.

Физкультминутка. Игра "Веселый музыкант".

Дети, существуют не только музыкальные народные инструменты, но и шумовые или ударные инструменты. Они служат для украшения пьесы, подчеркивают ее ритмический рисунок. Сейчас мы будем играть на шумовых инструментах. К шумовым инструментам относятся: погремушки, ложки, бубен, бубенцы, копытца и др. Раздать детям шумовые инструменты. Объяснить ход игры: Под музыку "Веселого сапожника " по руке дирижера встает и играет тот участник игры, на кого укажет дирижер. Встает только один ребенок, другие сидят и ждут, команды дирижера. Если оби руки подняты вверх, то встать и играть нужно всем. Руки вниз – все сели. Игра продолжается пока не остановит дирижер.

Работа над нотным текстом:

Дети, в нашей рабочей тетради есть еще русские народные песни. В каких жанрах они написаны?

Ожидаемые ответы:"Во саду ли, в огороде" – шуточная, "Во поле березонька стояла" – хороводная, "Козлик" – детский фольклор.

Песня "Во поле березонька стояла" по жанру хороводная. Эта песня-хоровод исполнялась девушками и парнями на празднике Троица. В Троицу символом праздника является белоснежная березка, которую, как и елочку на Рождество, наряжают. Только наряд березки – это яркие ленты. Вокруг наряженной березоньки водили хороводы. В нашей песне 24 куплета, звучат они напевно, спокойно, тихо, медленно.

Обратите внимание: что приемы игры в хороводе отличаются от пляски. Эта песня играется на тремоло.

Итак, чтобы получился хоровод, мы будем использовать такие средства выразительности: темп – медленно, штрихи – легато, играя спокойно. Песня проигрывается два раза.

Сравните звучание пляски и хоровода:

Исполнить и пляску, и хоровод, почувствовать различия в жанрах.

Еще одна песня, которую мы сегодня исполним – это "Козлик".

Ожидаемые ответы: Жанр этой песни – детский фольклор.

Детский фольклор – в нем лежат истоки того, что называют "Национальным самосознанием, патриотизмом, национальным характером", так как это начало постижения народных традиций.

Ведущее место среди жанров детского фольклора принадлежит играм и считалкам. В них много веселья, но одновременно они способствуют физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка.

Народные игрушки – это тоже фольклор. Старинные игрушки дошли до наших дней и в них с удовольствием играют дети. Показать игрушки – дать посмотреть.

К детскому фольклору относятся – попевки, потешки, прибаутки.

Итак, жанр песни "Козлик" – детский фольклор. И звучание ее как детский разговор, простое и лаконичное. Мелодический рисунок этой народной песни органично связан с рельефом выразительной интонации человеческой речи.

Обратите внимание: звучание мягкое, ударом вниз. Песенка спокойного характера, ласковая, игривая, в трехдольном размере. Играть песенку следует со всеми повторами.

А теперь я открою вам маленький секрет: как уже ни раз бывало, когда мы - россияне присваивали себе то, что нам очень понравилось и полюбилось и считать своим, например, гармошка – стала символом России, а родилась в Германии. Так и наш "Козлик" написан Моцартом, а стал русской детской песенкой – так она подписывается в наших музыкальных учебниках.

Подведение итогов.

Итак, сегодня мы работали над жанрами и образами в русских народных песнях.

С какими жанрами народных песен мы познакомились?

Ожидаемый ответ:

  1. Плясовая,
  2. Хороводная,
  3. Детский фольклор,
  4. Шуточная и т.д.

Вывод.

Мы узнали, что от жанра зависит очень многое, когда мы работаем над музыкальным образом. Жанр подсказывает, какие средства выразительности нам необходимо использовать в песне, чтобы создать тот или иной образ.

Оценки за урок.

Спасибо за урок!