Цели урока:
- Провести наблюдения за зимними изменениями в природе;
- Систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; развитие у учащихся наблюдательности, умения делать выводы;
- Воспитание бережного отношения к животным; интереса к предмету “Мы и окружающий мир” через применение на уроке ИКТ.
Оборудование: компьютер; проектор; экран; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание можно проверить следующим образом: составить карточки и попросить их заполнить.
III. Сообщение темы и целей урока.
(Слайд 1)
– О чем сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки. (Слайд 2)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.
IV. Неживая природа зимой.
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных. (Слайды 3-4)
Вы знаете, что зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль. Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь - «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь — году начало, зиме — середина. Февраль — «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели». (Слайд 5)
Далее дети самостоятельно читают в учебнике текст «Неживая природа зимой» (с. 132-133).
Беседа по прочитанному:
– Какие явления в неживой природе происходят зимой?(Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель)
– А еще какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)
С целью закрепления изученного можно предложить выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 25).
V. Физминутка.
VI. Живая природа зимой.
– А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные — стоят зеленые)
– Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все)
– Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы)
– Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
– А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам) (Слайд 6)
Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
– А как звери готовятся к зиме?
– Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, еж?
Учитель или заранее подготовленные ученики могут рассказать о том, как зимуют различные животные (см. Приложение 1 к уроку). (Слайды 7-9)
– Как зимуют птицы? (Слайды 10-18)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовется бойкий чиж.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
– Какие еще птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи) (Слайд 19)
– Какие прилетают зимовать с севера? (Снегири, свиристели) (Слайд 20)
(Слайд 21)
VII. Игротека.
- Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка – по домикам:
- Выбери животных, которых можно встретить зимой: Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
- Разгадайте кроссворд: (Слайд 22-23)
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как зимуют различные птицы, звери, рыбы?
– Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
IX. Домашнее задание.
– Прочитать в учебнике текст «Зимняя жизнь зверей», с. 136-137.