Цели: Изучить особенности постэмбрионального периода развития, выявить его закономерности.
Задачи:
- Образовательная: показать типы постэмбрионального развития, выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов;
- Развивающая: формулировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное;
- Воспитательная: половое воспитание.
Тип урока: Комбинированный
Методы используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Ученик должен
- Иметь представление о влиянии факторов внешней среды на индивидуальное развитие;
- Знать понятия: “метаморфоз”, “развитие”, “рост”;
- Уметь: объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого развития.
Междисциплинарные связи: экология.
Внутридисциплинарные связи: зоология, анатомия, физиология.
Оборудование: таблица “Развитие насекомых”, мультимедийная установка, компьютерная поддержка.
Опорные точки изложения темы:
- Постэмбриональный период развития организмов: начало- выход организмов из яйцевых оболочек или при внутриутробном развитии зародыша – момент рождения
- Продолжительность постэмбрионального развития у разных видов
- Три периода постэмбрионального развития.
Ход урока
Вводное слово учителя:
Постэмбриональный период начинается с момента выхода организма из
яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии у млекопитающих – с момента рождения. Многие организмы на этапе постэмбрионального развития претерпевают сложные изменения и преобразования. Этот период в развитии каждого организма является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.
Существует два вида постэмбрионального развития (см. файл 3) См. Приложение 1
Вспомните из курса зоологии типы развития насекомых! (см. файл 6)
При непрямом развитии происходят метаморфозы, т.е. из яйца выходит личинка, которая устроена проще взрослого животного. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым животным.
Сделаем вывод, что при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Примером метаморфоза служит развитие насекомых. Гусеницы бабочек или личинки стрекоз резко отличаются по строению, образу жизни и среде обитания от взрослых животных.
Или личиночная форма амфибий – головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения.
Итак, сделаем вывод с чем связан метаморфоз?
Ребята делают вывод:
Метаморфоз связан с переменой образа жизни или средой обитания. Личинки могут самостоятельно питаться и растут, накапливая клеточный материал для формирования постоянных органов, свойственных взрослым животным.
При прямом развитии из личиночных оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому животному. Постэмбриональное развитие сводится в основном к росту и половому созреванию.
Примеры: пресмыкающиеся, птицы, рыбы, млекопитающие,
Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность.
Учитель (просит ответить на вопрос): Сравните продолжительность постэмбрионального периода развития у различных животных у насекомых, птиц, млекопитающих.
Учащиеся (должны сделать вывод, что): чем продолжительнее жизнь организма, тем позже наступает половозрелость, и тем дольше протекает беременность.
Существует три периода постэмбрионального развития
В постэмбриональный период происходит рост организма. Если бы организм не рос, он никогда бы не стал больше оплодотворенного яйца.
Рост бывает определенный и неопределенный.
В качестве примера определенного роста человека можно привести следующие данные: скорость роста не одинакова на разных стадиях развития организма и в различных участках организма. Максимальная скорость роста характерна для первых четырех месяцев внутриутробного развития. Скорость роста организма в постнатальном онтогенезе постепенно снижается к четырехлетнему возрасту, затем некоторое время остается постоянной, а в определенном возрасте опять делает скачок, называемый пуберантным скачком роста. Это связано с периодом полового созревания. У человека рост заканчивается к 20-25 годам. В старческом же периоде происходит некоторое уменьшение размеров тела, изменяется характер деятельности эндокринных желез, прекращается гаметогенез и ослабевают физиологические функции.
Неопределенный рост продолжается в течение всей жизни и наблюдается у древесных форм растений, некоторых моллюсков, из позвоночных – у рыб, крыс.
Вывод урока
Постэмбриональное развитие в основном сводится к росту, половому созреванию и репродукции. У многих просто устроенных животных времени активного размножения предшествует личиночная стадия, завершающаяся метаморфозом.
Закрепление
Учитель: Проведите соответствие понятий и определений:
1. Постэмбриональный период
А. Период онтогенеза после полового созревания, во время которого возможно самовоспроизведение.
2. Дорепродуктивный период
Б. Способ постэмбрионального развития, при котором яйцевые оболочки покидает личиночная форма.
3. Прямое развитие
В. Процесс замены личиночных органов, на структуры, свойственные половозрелым особям.
4. Непрямое развитие
Г. Форма постэмбрионального развития, характеризующаяся выходом из яйцевых оболочек или тела матери организма, имеющего зачатки всех органов и систем, свойственных взрослым животным.
5. Метаморфоз
Д. Этап развития, предшествующий репродукции; при непрямом развитии – личиночный период, а при прямом – период детства.
6. Репродуктивный период
Е. Период развития с момента выхода из яйцевых оболочек, или рождения, до смерти организма.
Домашнее задание
Стр. 228–232, вопросы, стр. 233.