Цель: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы
Технологии: ИКТ, ЗСТ: смена вида деятельности, физкультминутка
Класс разделен по группам – 4 группы. Группы сформированы специально учителем. В каждой группе есть сильные и слабые учащиеся. “Командиры” групп – сильные учащиеся.
Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково
Ход урока
Учитель. Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.
Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания…
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?
Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.
- Что такое словообразование?
- Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
- Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
- Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
- Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
Встретились части речи на стали рассказывать о себе:
“Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть”, - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)
Другая часть слова сказала: “Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть слова может считаться головой слова?
“ А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) “Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !” - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)
Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.
“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи”, - успокоили ее другие части слова. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться”, - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать “одеждой” слова?
Вот мы и узнали о душе слова.
- Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
- А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
- А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
- А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5 (см. Приложение 1) Проверка слайд 6
Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.
Командам раздаются карточки
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение) |
Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ (Преподавание) |
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик) |
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание) |
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)
Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.
Физкультминутка
слайд 7
Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.
Задание 2
Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.
Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)
Слайд 10 Молвил слон, подставив бок: |
Слайд 11 Дождик льёт – кругом вода, |
Слайд 13 – Вы кто такие? |
Слайд 12 Если б дали берёзе расчёску
|
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.
Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.
Проверка
Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: “Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!” слайд 14
Учитель: Продолжим наше путешествие.
Задание 3 слайды 15 , 16
Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)
– Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)
По-видимому, прежде чем попасть в следующий н населённый пункт командам нужно выполнить задание.
Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.
Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.
Продолжим путешествие по лингвистической стране.
Задание 4
Кто первый соберет слово:
Корень у слова БОРЕЦ,
Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,
Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)
Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.
Учитель: Какие виды разбора вы знаете? У вас есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах? Используйте их для выполнения следующего задания. Задание в приложении.
Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.
Учитель обращает внимание учащихся на слайд 17
Слова, дружище, – это как
листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист
таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево,
нужно учиться. |
Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
Учитель: Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково” Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно?
Подведение итогов в командах. Самооценка и оценка учителя.