Тема урока "Путешествие в словообразование". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы

Технологии: ИКТ, ЗСТ: смена вида деятельности, физкультминутка

Класс разделен по группам – 4 группы. Группы сформированы специально учителем. В каждой группе есть сильные и слабые учащиеся. “Командиры” групп – сильные учащиеся.

Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково

Ход урока

Учитель. Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.

Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?

Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.

  • Что такое словообразование?
  • Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
  • Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
  • Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
  • Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
  • Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)

Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

Встретились части речи на стали рассказывать о себе:

“Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть”, - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: “Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть слова может считаться головой слова?

“ А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) “Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !” - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.

“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи”, - успокоили ее другие части слова. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться”, - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать “одеждой” слова?

Вот мы и узнали о душе слова.

  • Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
  • А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
  • А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
  • А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5 (см. Приложение 1) Проверка слайд 6

Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.

Командам раздаются карточки

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)
Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
(Преподавание)
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)

Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.

Физкультминутка

слайд 7

Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!
ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Задание 2

Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)

Слайд 10

Молвил слон, подставив бок:
Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону, слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)

Слайд 11

Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
(Л. Яхин)

Слайд 13

– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётя – гусеница.

Слайд 12

Если б дали берёзе расчёску
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)

Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.

Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.

Проверка

Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: “Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!слайд 14

Учитель: Продолжим наше путешествие.

Задание 3 слайды 15 , 16

Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)

– Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)

По-видимому, прежде чем попасть в следующий н населённый пункт командам нужно выполнить задание.

Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.

Продолжим путешествие по лингвистической стране.

Задание 4

Кто первый соберет слово:
Корень у слова БОРЕЦ,
Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,
Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)

Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.

Учитель: Какие виды разбора вы знаете? У вас есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах? Используйте их для выполнения следующего задания. Задание в приложении.

Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.

Учитель обращает внимание учащихся на слайд 17

Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться.
(М. Горький)

Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

Учитель: Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково” Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно?

Подведение итогов в командах. Самооценка и оценка учителя.