Урок по окружающему миру "Горные породы и минералы", (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми
  • Дать учащимся представление о ценности научных знаний и изобретений , облегчающих жизнь человека
  • Развивать умение работать в группах
  • Развивать умение использовать текст в целях получения новых знаний и проверки истинности собственных предположений.

Оборудование:

  • Учебник: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан “Окружающий мир. 4 класс Часть 1 Человек и природа”
  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация
  • Коллекция горных пород: “Гранит и его состав”
  • Коллекция горных пород и минералов (гранит, уголь, песок, соль, мел, стекло, глина)

Тип урока: комбинированный урок

Ход урок

1. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

2. Сегодня мы снова работаем в группах и с природным материалом. Давайте вспомним с вами правила работы в группах, правила техники безопасности работы с природными материалами.

Правила работы в группах.

  • Совместно выбираем ответственного за группу
  • Внимательно слушаем каждого участника своей группы
  • Решение принимаем, учитывая мнение каждого участника группы
  • Выполнил сам, помоги другому
  • Ответил сам, дай возможность ответить другому

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

1. Чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо ответить на мои следующие вопросы.

  • Назовите оболочки Земли. Из чего состоит твердая каменная оболочка Земли? (Приложение 1, слайд 1). После ответа учащихся открывается (слайд 2)
  • Какие бывают вещества и материалы? (слайд 3) Чтобы ответить на этот вопрос, вы можете использовать иллюстрации в учебнике на стр. 128
  • У вас на столах лежат: гранит, уголь, песок, соль, мел, стекло, глина .Как их назвать – тела, вещества, материалы? (Это все твердые тела. Гранит, уголь, песок, соль, мел, глина – природные, а стекло – созданное человеком) .

Какими свойствами обладают твердые тела? (слайд 4)

Учащиеся рассматривают природные материалы и делают выводы. (слайд 5)

2. Прочитайте диалог наших героев на стр. 92.

О чем рассуждают наши герои?
Подчеркните новые понятия?
Какой у вас возникает вопрос?

3. Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить в конце урока:

  • Как из камня делают вещи?

4. Определите тему сегодняшнего урока. (слайд 6)

3. Совместное “открытие” знаний.

1. Давайте рассмотрим сначала каждое новое понятие.

Раскрываю понятия : минералы, горные породы, виды минералов, виды горных пород. (слайд 7–12)

Рассматривая виды минералов (слайд 9), учащиеся проводят опыт с солью и делают вывод, что при измельчении минерала он сохранил свое свойство – соленость.

Рассматривая виды горных пород (слайд 10), учащиеся работают с коллекцией “Гранит и его состав”.

Учащиеся делают вывод, что горная порода твердая, может состоять из одного или нескольких минералов.

2. За какие качества человек ценит горные породы и минералы? Как эти качества использует в жизни?

Чтобы ответить на данные вопросы прочитайте статью в учебнике на стр. 92–96

Учащиеся самостоятельно в группах работают и делают выводы. Каждая группа демонстрирует свои результаты и мы вместе создаем последний слайд (слайд 13).

3. Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока: Как из камня делают вещи?

4. Самостоятельное применение знаний.

Учащиеся на выбор выполняют задания в рабочей тетради (тема: горные породы и минералы стр. 36–37)

5. Итог урока.

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

Что нового вы узнали на уроке и как вы можете применить эти знания?

Как вы оцениваете работу своей группы?

6. Домашнее задание.

Учебник (тема 21) ответить на вопросы стр. 96–97, можно подобрать пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качества человека.