Цели:
- Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми
- Дать учащимся представление о ценности научных знаний и изобретений , облегчающих жизнь человека
- Развивать умение работать в группах
- Развивать умение использовать текст в целях получения новых знаний и проверки истинности собственных предположений.
Оборудование:
- Учебник: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан “Окружающий мир. 4 класс Часть 1 Человек и природа”
- Компьютер, мультимедийный проектор, презентация
- Коллекция горных пород: “Гранит и его состав”
- Коллекция горных пород и минералов (гранит, уголь, песок, соль, мел, стекло, глина)
Тип урока: комбинированный урок
Ход урок
1. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Сегодня мы снова работаем в группах и с природным материалом. Давайте вспомним с вами правила работы в группах, правила техники безопасности работы с природными материалами.
Правила работы в группах.
- Совместно выбираем ответственного за группу
- Внимательно слушаем каждого участника своей группы
- Решение принимаем, учитывая мнение каждого участника группы
- Выполнил сам, помоги другому
- Ответил сам, дай возможность ответить другому
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
1. Чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо ответить на мои следующие вопросы.
- Назовите оболочки Земли. Из чего состоит твердая каменная оболочка Земли? (Приложение 1, слайд 1). После ответа учащихся открывается (слайд 2)
- Какие бывают вещества и материалы? (слайд 3) Чтобы ответить на этот вопрос, вы можете использовать иллюстрации в учебнике на стр. 128
- У вас на столах лежат: гранит, уголь, песок, соль, мел, стекло, глина .Как их назвать – тела, вещества, материалы? (Это все твердые тела. Гранит, уголь, песок, соль, мел, глина – природные, а стекло – созданное человеком) .
Какими свойствами обладают твердые тела? (слайд 4)
Учащиеся рассматривают природные материалы и делают выводы. (слайд 5)
2. Прочитайте диалог наших героев на стр. 92.
О чем рассуждают наши герои?
Подчеркните новые понятия?
Какой у вас возникает вопрос?
3. Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить в конце урока:
- Как из камня делают вещи?
4. Определите тему сегодняшнего урока. (слайд 6)
3. Совместное “открытие” знаний.
1. Давайте рассмотрим сначала каждое новое понятие.
Раскрываю понятия : минералы, горные породы, виды минералов, виды горных пород. (слайд 7–12)
Рассматривая виды минералов (слайд 9), учащиеся проводят опыт с солью и делают вывод, что при измельчении минерала он сохранил свое свойство – соленость.
Рассматривая виды горных пород (слайд 10), учащиеся работают с коллекцией “Гранит и его состав”.
Учащиеся делают вывод, что горная порода твердая, может состоять из одного или нескольких минералов.
2. За какие качества человек ценит горные породы и минералы? Как эти качества использует в жизни?
Чтобы ответить на данные вопросы прочитайте статью в учебнике на стр. 92–96
Учащиеся самостоятельно в группах работают и делают выводы. Каждая группа демонстрирует свои результаты и мы вместе создаем последний слайд (слайд 13).
3. Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока: Как из камня делают вещи?
4. Самостоятельное применение знаний.
Учащиеся на выбор выполняют задания в рабочей тетради (тема: горные породы и минералы стр. 36–37)
5. Итог урока.
Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
Что нового вы узнали на уроке и как вы можете применить эти знания?
Как вы оцениваете работу своей группы?
6. Домашнее задание.
Учебник (тема 21) ответить на вопросы стр. 96–97, можно подобрать пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качества человека.