Формирование учебной мотивации на уроках математики в условиях образовательной среды

Разделы: Математика


В Приложении 1 представлена презентация, дополняющая материал статьи.

Новое тысячелетие, новый век требуют качественного изменения содержания образования, которое должно соответствовать концепции «нового гуманизма». Процессы гуманизации, гуманитаризации и информатизации основываются на изменении межличностных отношений, самого человека - участника образовательного процесса. Особенности названной концепции заключаются в том, что она направлена не на удовлетворение потребностей, а на развитие возможностей и способностей человеческой личности, на процессах самопознания, саморазвития, самореализации.

Учебный предмет рассматривается как средство развития личностных качеств ученика, формирование надпредметных умений и ключевых компетенций, способствующих адаптации и успешности человека в обществе [4:21].

Одна из главных задач современной школы – формирование у учащихся положительного отношения к процессу образования, а также учебной мотивации, которая является составной частью технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания. Мотивационную сферу ученика образуют потребности, цели, интересы, мотивы. Согласно целям предметного обучения математики наибольший интерес представляют «потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную активность». (Л.И. Божович). Если эта потребность не актуаливизирована и учитель не имеет возможности опереться на те цели, которые сами учащиеся ставят перед собой для ее удовлетворения, тогда он вынужден ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация является источником многих проблем, в том числе таких как низкий уровень знаний, несформированность учебной деятельности, приемов самостоятельного приобретения знаний [3:7-12].

 Решение выше обозначенных проблем возможны в ходе реализации механизмов формирования учебной мотивации, которые рассматривает в своих работах В. Г. Асеев. Один из механизмов формирования учебной мотивации заключается в том, что специально создаваемые условия учебной деятельности и взаимоотношений «избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования». Второй механизм предполагает усвоение учащимися предъявляемых им в готовой форме побуждений, идеалов, ориентиров, т.е. мотивов. По замыслу взрослых мотивы должны формироваться постепенно, при этом сам ученик превращает внешние мотивы во внутренние мотивы, реально действующие [1].

 Одним из условий формирования учебной мотивации является адекватное интересам ученика содержание образования. В ходе образовательного процесса у учащихся формируются предметные знания и умения ( значение знаний математики в понимании окружающего мира, в грамотном природопользовании, в жизни конкретного человека, в развитии интеллекта и нравственности личности). Происходит становление положительного эмоционального отношения к изучению учебного предмета.

Представлению о процессе познания как ценности способствуют:

- актуализации уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок;
- условия для появления новых мотивационных установок ( новых мотивов, целей) и появлению новых качеств (устойчивости, осознанности, действительности);
- коррекция новых мотивационных установок;
- изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей и к перспективе их развития.

 Из множества существующих мотивов только интерес и мотив успешности в полной мере определяют отношение учащихся к учебе. Известно, что эффективное научение требует стимулирования активности каждого учащегося и постоянного подкрепления успешности его деятельности. Активность проявляется в последней, а стимулирование деятельности осуществляется за счет активации соответствующих мотивов: интереса и достижений. Управление активностью учащихся реализуется при посредстве сотрудничества и содействия. Стимулирование должно сопровождать процесс обучения не только на всех его этапах, но даже за его пределами, например, во внеурочной деятельности. Оно должно носить плановый и системный характер, как все, что касается технологий.

Следует иметь в виду, что свидетельством успешности, стимулом и подкреплением является положительная оценка. Отрицательная оценка в условиях технологии является временным явлением, а отметка должна иметь возможность быть исправленной. Пробелов в процессе обучения технология не допускает.

Задача технологизации в том, чтобы с помощью технических средств, компьютерных программ обеспечить учителя механизмами бесперебойной и непрерывной обратной связи, а также возможностями моментального подкрепления и оценивания [2:28].

Перспективным направлением в поиске путей формирования учебной мотивации на уроках математики является использование метода проектов. Обучение по данному методу требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером-учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение и фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

Приведем следующие примеры использования проектной методики.

6 класс. Тема: «Длина окружности и площадь круга»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель: научить применять знания по указанной теме в практической деятельности при создании проекта декоративного оформления закрепленного за классом пришкольного участка; формирование навыков решения задач.

В процессе работы над проектом учащиеся класса в составе групп выполнили следующую работу:

1) провели измерения на местности и составили план участка в масштабе 1:40.
2) провели исследование состава почвы на участке и рассчитали массу и стоимость удобрений для повышения плодородности почвы.
3) рассчитали массу и стоимость семян газонных трав, подобрали цветущие растения для оформления цветочной клумбы, предложили эскизы клумб и варианты названий.
4) рассчитали массу и стоимость краски, необходимой для покраски бордюра газона и клумбы.

Рис. 1

На заключительном уроке учащиеся представили результаты своей работы, подвели итоги, сделав необходимые выводы, вычислили общую стоимость затрат.

9 класс. Тема: «Вычисление площадей сложных фигур» (геометрия)

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель: развить навыки применения изученных формул вычисления площадей геометрических фигур для вычисления площадей более сложных фигур в процессе работы над проектами в составе групп, развить навыки решения геометрических задач.

Для защиты на обобщающем уроке учащимися были представлены следующие проекты:

1. Напольная мозаика

Учащиеся разработали вариант напольной мозаики для оформления площадки тротуара, прилегающего к торговому павильону и, применяя навыки вычисления площадей сложных фигур, предоставили расчеты по вычислению площади элементов определенного цвета, а также вычислили полную стоимость работ по укладке мозаики на площадке определенной формы.

   

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

2. Вычисление площади цветочной клумбы сложной формы

После защиты проектов учащимся была предложена практическая работа, проведенная по группам, по вычислению площадей сложных фигур по картонным моделям, а также составлению орнамента из предложенных фигур и вычисления общей площади полученной фигуры.

   
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7

Ценность такого опыта применения данной формы деятельностного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся:

- предметные (усвоение темы);
- общеучебные (умение находить необходимый материал в учебнике и справочных изданиях);
- коммуникативные компетенции.

Использование проектной методики позволяет успешно преодолевать недостатки традиционного обучения. Общеизвестен тот факт, что если конкретная учебная информация нигде в жизни не применяется, то она быстро забывается. Иначе говоря, если педагог не развивает те или иные личностные качества детей средствами учебного предмета, то его деятельность является неэффективной и даже вредной: во-первых, разрушает здоровье детей за счет нещадной эксплуатации механической памяти и информационной перегрузки, во-вторых, способствует деградации.

Практико-ориентированные проекты нацелены на интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу, сделать процесс обучения для каждого психологически комфортным, сменив знак эмоционального фона учебного интеллектуального труда учащихся с отрицательного на положительный.

Таким образом, поиск путей формирования учебной мотивации происходит в ходе образовательного процесса через содержание образования, образовательные технологии, управление мыслительной деятельностью ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2000.
2. Куркин Е.Б. Технологизация образования-требование времени - Школьные технологии - №1 - 2007.
3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
4. Юнина Е. А. Технологии качественного обучения в школе. - М., 2007.

В Приложении 1 представлена презентация, дополняющая материал статьи.