Обобщающий урок по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Общедидактическая цель урока: повторение, закрепление, обобщение темы «Координатная плоскость».

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект. Дальнейшее формирование вычислительных навыков и умений. Повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость» – умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам, умение определять координаты заданной точки, умение строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и определений.
  • Развивающий аспект. Отработка умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, выбирать подходящий и более рациональный метод решения. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач.
  • Воспитательный аспект. Организация совместной учебной деятельности в группе. Совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля, коммуникативный навык. Формировать интерес к окружающему миру.

Тип урока: Повторение, закрепление, обобщение ранее изученного материала.

Основная форма работы на уроке – групповая.

Основная педагогическая технология – проектная деятельность учащихся.

Оборудование: Экран, мультимедийный пректор, энциклопедия (серия «Астрономия»), миллиметровая бумага, фломастеры.

Этап урока

Краткое содержание

Методы и приемы обучения

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность ученика и ее результат

1. Мотивационно-ориентировочный Тема урока, цель, постановка задачи, организация мотивации. Беседа постановка задачи в качестве мотивации учебной деятельности. ответы на вопросы учителя
2. Актуализация знаний учащихся Понятие координатной плоскости, системы координат, нахождение координат точки на координатной плоскости, построение точки по заданным координатам, владение соответствующими понятиями и терминологией. Беседа подготовка учащихся к основной учебной деятельности Ответы на вопросы учителя, повторение понятий и определений.
3. Выполнение практической части урока 3.1 Постановка задачи, условий выполнения проекта;

3.2 Выдача заданий для групповой работы;

3.3. Выполнение обучающимися предложенной задачи.

 

 

 

3.3. Групповая работа, самостоятельная работа с использованием мультимедийных материалов, литературы, раздаточного материала.

3.1. Учитель чётко оговаривает условия выполнения проекта каждой группой, ограничивается время выполнения задачи.
3.3. Учитель оказывает необходимую помощь в случае затруднения учащихся при выполнении работы.
Учитель следит за исполнением регламента и правил работы, организацией деятельности обучающихся.
3.1. Записи в тетради (при необходимости)

 

3.3. Дифференцированная работа с информацией.
Решение каждым учеником поставленной перед ним задачи.

4. Защита проектов. Результаты работы с информацией, обобщение полученной информации в виде сообщения. Выступление обучающихся. Учитель выступает в качестве слушателя и эксперта Ответы на вопросы учителя, других участников урока. Учащиеся дополняют рассказ ученика.
5. Рефлексивно-оценочный Оценка работы группы и вклада каждого участника проекта в общую итоговую работу. Выработка критериев успешности выполнения коллективного проекта. Оценка необходимости с практической точки зрения темы «Координатная плоскость», Беседа Окончание урока Запись домашнего задания.

ХОД УРОКА

Учащиеся класса заранее делятся на две группы – экипажи космических кораблей. В каждой группе выбирается капитан корабля. Он будет координировать деятельность своей группы во время работы.

1 этап    Мотивационно-ориентировочный.

1) Сообщается тема, цель урока, намечается план.

2) Вступительное слово учителя.

Очень давно, в древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по звёздам. Звёзд на небе очень много и наблюдатели объединили наиболее яркие и заметные группы в созвездия и дали им наименования. Это были имена мифических героев, животных – Геркулес, Центавр, Телец, Кассиопея, Андромеда, Большая медведица (Приложение 1; слайды 3, 4, 5). Особенно богато звездами зимнее небо. На первый взгляд названия выглядят странно и не всегда можно на небе рассмотреть то, о чём говорит созвездие. Но если посмотреть старинные атласы звёздного неба, то мы увидим чудесные рисунки жителей неба.
Презентация старинных рисунков (Приложение 1; слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11).

3) Мы отправляемся в полёт к звёздам! Наши астронавты заняли свои места в космических кораблях. Учащимся придется проложить путь к созвездию. Для этого придется узнать про  его расположение, яркие звёзды, решив задания из маршрутного листа, который каждый экипаж получит перед полётом.

2 этап.  Актуализация  знаний.

Готовы ли экипажи к полету (Приложение 1; слайд 12)? Учащиеся устно отвечают на вопросы по теории (Приложение 1; слайд 13) и определяют координаты точек (Приложение 1; слайд 14).

3 этап. Практическая часть урока.

Каждая команда получает маршрутный лист с заданием (Приложение 2).
Выполняя задания из маршрутного листа, учащимся придётся воспользоваться картой звёздного неба, энциклопедией. Важное значение такой творческой и групповой работы состоит в том, что учащимся придётся распределить работу, учитывая способности и умения каждого и в то же время работать вместе и слаженно. Только выполнение этих условий – залог успешного выполнения задания.

4 этап. Защита проектов. Подведение итогов выполнения работы каждой группой обучающихся. Во время выступления каждой группы демонстрируются слайды 15-19 (Приложение 1).

5 этап. Оценочно-рефлексивный. Обмен мнениями об успешности выполнения задачи, вывод об основных критериях успешности работы над проектом.

В качестве домашнего задания предлагается творческая работа (Приложение 3).