Пояснительная записка
Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к химической науке. Дети учатся, прежде всего, и главным образом у своих предшественников. Необходимо дать возможность учащемуся приобщится к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность дает правильно организованная исследовательская деятельность.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие информации более активным, целесообразным, эмоциональным, творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути и продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка.
Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений.
Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден, самоопределятся, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося. Впоследствии он переносит приобретенный опыт на свои поступки в обыденной жизни.
Главное предназначение данного курса состоит в том, чтобы организовать исследовательскую деятельность учащихся по химии.
Цели курса:
развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся; создание условий для формирования и развития умений по составлению алгоритма исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- развитие ценностного отношения к науке и научным знаниям;
- развитие умений ориентироваться в потоке поступающей информации;
- развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях;
- совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и расчетных задач;
- развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения;
- формирование умений организовывать свой труд, пользоваться дополнительной литературой;
- развитие умений, используя алгоритмы применять их к различным исследовательским работам.
Для успешной работы по этому курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках общеобразовательной программы химического образования, важнейшими умениями обращения с химическими веществами и лабораторным оборудованием, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач и задач повышенного уровня трудности. Поэтому курс предназначен для учеников 10-11-х классов, имеющих высокий уровень знаний по химии и проявляющих повышенный интерес к изучению этого предмета.
Содержание курса качественно отличается от базового уровня курса химии тем, что он расширяет знания учащихся по химии, способствует приобретению практических навыков работы с химическими веществами. Данный курс обеспечен лабораторным оборудованием и необходимыми химическими веществами.
Программа курса рассчитана на учебный год один час в неделю. Всего 34 часа. Некоторые занятия рассчитаны на 2 часа.
Планируемые результаты
В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:
1. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по химии.
2. Овладеть умениями и навыками исследовательской деятельности.
3. Осознать собственные возможности в выборе профиля, определив свои способности.
Программа курса (34 ч)
1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
2. Введение. Исследовательская и проектная деятельность.
3. Введение. Исследовательская и проектная деятельность.
4 - 9. Методика работы над исследовательским проектом:
а) выделение актуальной проблемы;
б) формулировка замысла;
в) теоретический анализ источников;
г) экспериментальная часть.
10 - 11. Методика апробации исследовательской деятельности учащихся.
12 - 13. Специфика монолога-выступления на научно-практической конференции.
14 - 15. Композиция выступления на научно-практической конференции.
16 - 17. Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма споров, дискуссий.
18 - 19. Основные требования к работе.
20 - 25. Мини-исследования.
26 - 34. Работа над исследовательским проектом.
Программа курса
Введение (3ч). Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Исследовательская и проектная деятельность. Принципы организации, структура и содержание.
Тема 1. Методика работы над исследовательским проектом (6ч).
Выделение актуальной проблемы:
Нахождение проблемы, которую можно исследовать. Определение цели исследования и составление задач исследования.
Формулировка замысла:
Составление схемы исследования. Выдвижение гипотезы. Определение объекта исследования и предмета исследования.
Теоретический анализ источников:
Составление плана исследовательской работы. Подбор методов исследования. Нахождение теоретического материала в разных источниках.
Экспериментальная часть:
Выбор методики проведения эксперимента. Подбор оборудования. Проведение эксперимента и обработка полученных данных.
Тема 2. Методика апробации исследовательской деятельности учащихся. (2ч)
Подготовка учащихся к представлению результатов своей исследовательской деятельности. Разработка выступления, отвечающая законам мышления и канонам ораторского искусства.
Тема 3. Специфика монолога-выступления на научно-практической конференции. (2ч)
Функции ораторского монолога, специфика и динамика. Основные законы мышления. Составление своего выступления с учетом этих законов.
Тема 4. Композиция выступления на научно-практической конференции. (2ч)
Композиция речи, ее структура (зачин, вступление, главная часть, заключение).
Практическая работа. «По шаблону составить текст своего выступления на научную конференцию и предоставить его на обсуждение».
Тема 5. Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма споров, дискуссий. (2ч)
Вопросы стимуляторы дискуссии. Основа вопросов и замечаний - мотивы, побуждающие силы собеседника. Классификация вопросов встречающихся в дискуссиях.
Практическая работа. « Составить по одному вопросу каждого вида к своему выступлению и предоставить на обсуждение. Составить тексты ответов на каждый вопрос».
Тема 6. Основные требования к работе. (2ч)
Основные принципы написания исследовательской работы.
Практическая работа. «По предложенным работам выявить, где и каким образом реализуются принципы».
Тема 7. Мини-исследования. (6ч)
1. Определение концентрации ионов хлора в квашеной капусте, в школьной столовой.
2. Определение витамина С в яблочном и апельсиновом соках.
3. Определение содержания иода в хлебе.
4. Анализ чипсов.
5. Определение витамина Р в чае.
6. Определение кислотности сока.
Тема 8. Исследовательская работа (индивидуальная, групповая). (9ч)
Тематическое планирование
Тема учебного занятия |
Тема, краткое содержание |
Ведущий метод |
Средства |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. (Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете.) |
Рассказ, беседа. |
Таблица. |
2 - 3 |
Введение. Исследовательская и проектная деятельность. |
Лекция. |
Презентация. |
4 - 9 |
Методика работы над исследовательским проектом. |
Рассказ, беседа. |
Литература. |
10 - 11 |
Методика апробации исследовательской деятельности учащихся. |
Рассказ, беседа. Самостоятельная работа. |
Исследовательские работы. |
12 - 13 |
Специфика монолога выступления на научно-практической конференции. |
Рассказ, беседа. |
Исследовательские работы. |
14 - 15 |
Композиция выступления на научно-практической конференции. |
Рассказ, беседа. |
Исследовательские работы. |
16 - 17 |
Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма споров, дискуссий. |
Рассказ, беседа. Самостоятельная работа. |
Исследовательские работы. |
18 - 19 |
Основные требования к работе. |
Рассказ, беседа. |
Исследовательские работы. |
20 - 25 |
Мини-исследования. |
Практические работы. |
Лабораторное оборудование и реактивы. |
26 - 34 |
Исследовательская работа. |
Самостоятельная работа. |
Лабораторное оборудование и реактивы. |