Исследовательская и проектная деятельность по химии. Программа индивидуально-групповой работы

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к химической науке. Дети учатся, прежде всего, и главным образом у своих предшественников. Необходимо дать возможность учащемуся приобщится к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность дает правильно организованная исследовательская деятельность.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие информации более активным, целесообразным, эмоциональным, творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути и продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка.

Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений.

Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден, самоопределятся, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося. Впоследствии он переносит приобретенный опыт на свои поступки в обыденной жизни.

Главное предназначение данного курса состоит в том, чтобы организовать исследовательскую деятельность учащихся по химии.

Цели курса:

развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности  и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся; создание условий для формирования и развития умений  по составлению алгоритма  исследовательской деятельности.

Задачи курса:

- развитие ценностного отношения к науке и научным знаниям;

- развитие умений ориентироваться в потоке поступающей информации;

- развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях;

- совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и расчетных задач;

- развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения;

- формирование умений организовывать свой труд, пользоваться дополнительной литературой;

- развитие умений, используя алгоритмы применять их к различным исследовательским работам.

Для успешной работы по этому курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках общеобразовательной программы химического образования, важнейшими умениями обращения с химическими веществами и лабораторным оборудованием, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач и задач повышенного уровня трудности. Поэтому курс предназначен для учеников 10-11-х классов, имеющих высокий уровень знаний по химии и проявляющих повышенный интерес к изучению этого предмета.

Содержание курса качественно отличается от базового уровня курса химии тем, что он расширяет знания учащихся по химии, способствует приобретению практических навыков работы с химическими веществами. Данный курс обеспечен лабораторным оборудованием и необходимыми химическими веществами.

Программа курса рассчитана на учебный год один час в неделю. Всего 34 часа. Некоторые занятия рассчитаны на 2 часа.

Планируемые результаты

В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:

1. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по химии.
2. Овладеть умениями и навыками исследовательской деятельности.
3. Осознать собственные возможности в выборе профиля, определив свои способности.

Программа курса (34 ч)

1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

2. Введение. Исследовательская и проектная деятельность.

3. Введение. Исследовательская и проектная деятельность.

4 - 9. Методика работы над исследовательским проектом:

а) выделение актуальной проблемы;
б) формулировка замысла;
в) теоретический анализ источников;
г) экспериментальная часть.

10 - 11. Методика апробации исследовательской деятельности учащихся.

12 - 13. Специфика монолога-выступления на научно-практической конференции.

14 - 15. Композиция выступления на научно-практической конференции.

16 - 17. Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма споров, дискуссий.

18 - 19. Основные требования к работе.

20 - 25. Мини-исследования.

26 - 34. Работа над исследовательским проектом.

Программа курса

Введение (3ч). Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Исследовательская и проектная деятельность. Принципы организации, структура и содержание.

Тема 1. Методика работы над исследовательским проектом (6ч).

Выделение актуальной проблемы:

Нахождение проблемы, которую можно исследовать. Определение цели исследования и составление задач исследования.

Формулировка замысла:

Составление схемы исследования. Выдвижение гипотезы. Определение объекта исследования и предмета исследования.

Теоретический анализ источников:

Составление плана исследовательской работы. Подбор методов исследования. Нахождение теоретического материала в разных источниках.

Экспериментальная часть:

Выбор методики проведения эксперимента. Подбор оборудования. Проведение эксперимента и обработка полученных данных.

Тема 2. Методика апробации исследовательской деятельности учащихся. (2ч)

Подготовка учащихся к представлению результатов своей исследовательской деятельности. Разработка выступления, отвечающая законам мышления и канонам ораторского искусства.

Тема 3. Специфика монолога-выступления на научно-практической конференции. (2ч)

Функции ораторского монолога, специфика и динамика. Основные законы мышления. Составление своего выступления с учетом этих законов.

Тема 4. Композиция выступления на научно-практической конференции. (2ч)

Композиция речи, ее структура (зачин, вступление, главная часть, заключение).

Практическая работа. «По шаблону составить текст своего выступления на научную конференцию и предоставить его на обсуждение».

Тема 5. Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма споров, дискуссий. (2ч)

Вопросы стимуляторы дискуссии. Основа вопросов и замечаний - мотивы, побуждающие силы собеседника. Классификация вопросов встречающихся в дискуссиях.

Практическая работа. « Составить по одному вопросу каждого вида к своему выступлению и предоставить на обсуждение. Составить тексты ответов на каждый вопрос».

Тема 6. Основные требования к работе. (2ч)

Основные принципы написания исследовательской работы.

Практическая работа. «По предложенным работам выявить, где и каким образом реализуются принципы».

Тема 7. Мини-исследования. (6ч)

1. Определение концентрации ионов хлора в квашеной капусте, в школьной столовой.

2. Определение витамина С в яблочном и апельсиновом соках.

3. Определение содержания иода в хлебе.

4. Анализ чипсов.

5. Определение витамина Р в чае.

6. Определение кислотности сока.

Тема 8. Исследовательская работа (индивидуальная, групповая). (9ч)

Тематическое планирование

Тема учебного занятия

Тема, краткое содержание

Ведущий метод

Средства

1

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

(Правила по технике безопасности при работе в  химическом кабинете.)

Рассказ, беседа.

Таблица.

2 - 3

Введение. Исследовательская и проектная деятельность.

Лекция.

Презентация.

4 - 9

Методика работы над исследовательским проектом.

Рассказ, беседа.

Литература.

10 - 11

Методика апробации исследовательской деятельности учащихся.

Рассказ, беседа. Самостоятельная работа.

Исследовательские работы.

12 - 13

Специфика монолога выступления на научно-практической конференции.

Рассказ, беседа.
Самостоятельная работа.

Исследовательские работы.

14 - 15

Композиция выступления на научно-практической конференции.

Рассказ, беседа.
Самостоятельная работа.

Исследовательские работы.

16 - 17

Вопросы и замечания - непременные атрибуты механизма споров, дискуссий.

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа.

Исследовательские работы.

18 - 19

Основные требования к работе.

Рассказ, беседа.
Самостоятельная работа.

Исследовательские работы.

20 - 25

Мини-исследования.

Практические работы.

Лабораторное оборудование и реактивы.

26 - 34

Исследовательская работа.

Самостоятельная работа.

Лабораторное оборудование и реактивы.