Тип урока: урок закрепления знаний.
Задачи урока:
- Отработка вычислительных навыков при выполнении сложения рациональных чисел.
- Расширение общего кругозора учащихся (сообщение некоторых сведений о лесе, о деревьях, их особенностях, птицах).
- Воспитание любви к природе родного края.
Оборудование урока: Карточки-оценки, билеты с дифференцированными заданиями, лотерейные билеты, самодельное наборное полотно к игре «лотерея», мультимедийная установка.
Эпиграф урока (записать на доске): «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (Л. Толстой)
ХОД УРОКА
1. Организационный этап (мотивация учения школьников и сообщение темы и цели урока)
Записали в рабочей тетради число и тему
урока.
Учитель читает эпиграф к уроку.
2. Повторение (Приложение, слайд 2)
а) Вычислите устно:
1) 800 :
16 2) 5
– 3,4 3) 2
: 1/3
*
7
*
4
* 1/12
–
80 +
3,6
– 1/4
:
3
:
0,02
* 8
+ 60
?
?
?
2) |– 50| – |– 25|; |– 10| * |– 3|; |–50| : |0,2|.
Учитель: к результатам устного счета мы еще вернемся.
б) Дайте определение координатной прямой. (Приложение, слайд 3)
– Чего еще не хватает на этом
рисунке? (Единичного отрезка)
– Расшифруем имя математика который впервые
ввел координатную прямую. Для этого назовите
буквы соответствующие данным координатам.
(Ответ: РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650 г), Франц. математик,
физик…)
в) Перед вами портреты ученых. (Приложение, слайд 4)
– 10 + 17 – 2,3 + (– 5,2) 0,25 + 7 + (–0,25)
– Давайте узнаем на каком из них Рене
Декарт? Для этого устно вычислим значения
данных выражений. Выражение с наибольшим
значением записано под его портретом. (7,5)
– Какое правило вы здесь применили?
– Один и двух оставшихся портретов принадлежит
Евклиду. Он доказал, что простых чисел много.
Значение выражения, записанного рядом с его
портретом равен:
0,75 + 7 – 1,5 * : ( : 0,25)
(Ответ: 7)
(Решаем в тетрадях и у доски.)
– Третий портрет принадлежит Пифагору (– 7,5).
Между какими целыми числами заключено это число?
3. Проверка домашней работы (устный опрос учащихся)
Было домашнее задание вычислить зашифрованное выражение :
Учитель: Назвать ответ у каждого примера и пояснить способ решения.
Вопрос учащимся: О чем сегодня мы будем говорить? (Ответ: о лесе)
4 Заглянем в лес
– Вспомним эпиграф к уроку. (Приложение, слайд 5). На этом уроке мы продолжим работу над сложением рациональных чисел, кроме того, вы узнаете много интересного о лесе.Предлагаю загадки.
Загадка 1.
По округе славится
зеленая красавица:
Сарафан как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой.
Чтобы ее разгадать, вычислим устно. Один из учеников будет находить карточки с ответами, на обороте которых написаны буквы. (Ель). Ель можно сравнить с конусом.
1) (– 5) + (– 125);
2) – 4,2 + 5,34;
3) – 2,58 + 1,5.
Загадка 2 (Приложение, слайд 6)
«Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
от тьмы – свет,
разбитому – связь,
больному – здоровье и
людям не копанный колодец».
Расшифруйте названия этого дерева и найдите в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. (Приложение, слайд 7)
1. 26 + (– 6);
2. – 17 + 30;
3. |– 38| : |– 15,5 + (– 3,5)|
4. – 7,2 + 20,2
5. |– 1,6 + (– 3,2)|
6. – 7,4 + 5 + 7,4.
Е Р А З Б Е
13 2 5 4,8 – 32 47
– О каких угодьях говорится в этой загадке? (Приложение, слайд 8)
1) С
2) Н
3) О
4) А
5) С
1)
2)
3)
4) – 3,08 + (– 1,62)
5)
Загадка 3 (Приложение, слайд 9)
Стоит столб до небес
А на нем шатер – навес,
красной меди столб точенный,
А на навес сквозной, зеленый.
Вычислить в тетрадях. Заполнить таблицу буквами, используя найденные ответы.
Загадка 4.
Это дерево называется: царь тайги, кедровый великан. (Слово кедровый скрыто) (Приложение, слайд 11)
– Вернемся в устный счет и посмотрим, о
чем нам говорят полученные числа на устном
счете:
Оказывается: 150 лет средний возраст березы, 500 лет
возраст кедра, столько же может жить и ель (250-300)
2 м – высота ели через 10 лет,
25 м – через 30-60 лет,
30 – высота сосны через 100 лет при благоприятных условиях,
250 лет – средний рост.
5. Самостоятельная работа (дифференцированная)
– А сейчас мы узнаем:
- Почему березу лесоводы зовут ________деревом?
- Как в народе называют смолу?
- Почему ель называют _________ деревом?
Для этого поиграем в игру «Лотерея». Всем
учащимся дифференцировано, даны билеты, а в
«лотерейном билете» учащиеся зачеркивают только
номер каждого ответа.
Все учащиеся после проверки считают количество
ошибок и ставят оценку. Критерии оценок записаны
на доске.
Билет № 1 – для «слабых» учащихся.
Билет № 2 – для «средних» учащихся.
Билет № 3 – для «сильных» учащихся.
Проверка осуществляется с помощью наборного полотна (число, а на обороте буква) – в три цвета (черный, красный, синий).
Ответы:
- Билет № 1: 4, 7, 10, 16, 18, 23 – гонким
- Билет № 2: 3, 8, 11, 15, 19, 24 – живица
- Билет № 3: 2, 6, 9, 13, 20, 21 – «поющим»
– Решим задачу:
Прошу подумать в тишине,
Учтите случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на пять,
Потом спустилась на семь.
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом еще на девять
и уселась на вершине.
Сидит и смотрит с высоты
На пни, березки и кусты.
А сколько веток у сосны,
Мы с вами вычислить должны.
6.
1) Клест-еловик. В чащобе, в гуще еловых ветвей строят зимой гнезда клесты и выкармливают птенцов еловыми семенами. Помогает им крестообразный клюв.
Решите задачу: Птица клест-еловик несет яйца И высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – – 350 в гнезде температура не ниже +140 . На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?
2) С кедром связана жизнь птицы-кедровки. Именно она проводит активный посев и способствует сохранению кедра.
Решить задачу: В лесных насаждениях происходит самоизреживание. Сколько сосновых деревьев придется на 1 га к 100 годам жизни леса, если вначале было 10 000 деревьев на 1 га, к сорокалетнему возрасту деревьев осталось 25% их числа, а к 100 годам жизни леса осталось 0,21 тех деревьев, которые оставались к сорокалетнему возрасту?
3) Ценнейшим продуктом кедра является орех.
Решить задачу: Ядро кедрового кедра состоит из жира, белка и крахмала. Жира содержится в 3,4 раза больше чем белка, а крахмал составляет 60% массы белка. Сколько содержится жира, белка и крахмала в 2,5 ц ядра кедрового ореха?
7. Итог урока
– Слово «математика» пришло к нам из
древнегреческого языка. По древнегречески
«мантанейн» – учиться, приобретать знания.
– Чему учились на уроке?
– Какие приобрели знания?