Урок математики по теме "Сложение рациональных чисел"

Разделы: Математика


Тип урока: урок закрепления знаний.

Задачи урока:

  • Отработка вычислительных навыков при выполнении сложения рациональных  чисел.
  • Расширение общего кругозора учащихся (сообщение некоторых сведений о лесе, о деревьях, их особенностях,  птицах).
  • Воспитание любви к природе родного края.

Оборудование урока:  Карточки-оценки, билеты с дифференцированными заданиями, лотерейные билеты, самодельное наборное полотно к игре «лотерея», мультимедийная установка.

Эпиграф  урока (записать на доске): «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (Л. Толстой)

ХОД УРОКА

1. Организационный этап (мотивация учения школьников и сообщение темы и цели урока)

Записали в рабочей тетради число и тему урока.
Учитель читает эпиграф к уроку.

2. Повторение (Приложение, слайд 2)

а) Вычислите устно:

1) 800 : 16              2) 5 – 3,4             3) 2 :  1/3
          * 7                      * 4                        * 1/12
          – 80                    + 3,6                    – 1/4
          : 3                        : 0,02                    *  8
          + 60                                                          
          ?                            ?                              ?

2)   |– 50| – |– 25|;          |– 10| * |– 3|;          |–50| : |0,2|.

Учитель: к результатам устного счета мы еще вернемся.

б) Дайте определение координатной прямой. (Приложение, слайд 3)

 

– Чего еще не хватает на этом рисунке?  (Единичного отрезка)
– Расшифруем имя математика который впервые ввел координатную прямую. Для этого назовите буквы соответствующие данным координатам. (Ответ: РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650 г), Франц. математик, физик…)

в) Перед вами портреты ученых. (Приложение, слайд 4)

– 10 + 17               – 2,3 + (– 5,2)            0,25 + 7 + (–0,25)

– Давайте узнаем на каком из них Рене Декарт? Для этого   устно вычислим значения данных выражений. Выражение с наибольшим значением записано под его портретом. (7,5)
– Какое правило вы здесь применили?
– Один и двух оставшихся портретов принадлежит Евклиду. Он доказал, что простых чисел много. Значение выражения, записанного рядом с его портретом равен:

0,75 + 7  – 1,5 *  : ( : 0,25)

(Ответ: 7)

(Решаем в тетрадях и у доски.)
– Третий портрет принадлежит Пифагору (– 7,5). Между какими целыми числами заключено это число?

3. Проверка домашней работы (устный опрос учащихся)

Было домашнее задание вычислить зашифрованное выражение :

Учитель: Назвать ответ у каждого примера и пояснить способ решения.

Вопрос учащимся: О чем сегодня мы будем говорить? (Ответ: о лесе)

4  Заглянем в лес

– Вспомним  эпиграф к уроку. (Приложение, слайд 5). На этом уроке мы продолжим работу над сложением рациональных чисел, кроме того, вы узнаете много интересного о лесе.Предлагаю загадки.

Загадка 1.

По округе славится
зеленая красавица:
Сарафан как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой.

Чтобы ее разгадать, вычислим устно. Один из учеников будет находить карточки с ответами, на обороте которых написаны буквы. (Ель). Ель можно сравнить с конусом.

1) (– 5) + (– 125);
2) – 4,2 + 5,34;
3) – 2,58 + 1,5.

Загадка 2 (Приложение, слайд 6)

«Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
от тьмы – свет,
разбитому – связь,
больному – здоровье и
людям  не копанный колодец».

Расшифруйте названия этого дерева и найдите в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. (Приложение, слайд 7)

1. 26 + (– 6);
2. – 17 + 30;
3. |– 38| : |– 15,5 + (– 3,5)|
4. – 7,2 + 20,2 
5. |– 1,6 + (– 3,2)|
6. – 7,4 + 5 + 7,4.

Е     Р      А    З     Б     Е

13     2    5    4,8 – 32  47

– О каких угодьях говорится в этой загадке? (Приложение, слайд 8)

1)     С
2)     Н
3)     О
4)     А
5)     С

1)
2)
3)
4) – 3,08 + (– 1,62)
5)

Загадка 3 (Приложение, слайд 9)

Стоит столб до небес
А на нем шатер – навес,
красной меди столб точенный,
А на навес  сквозной, зеленый.

Вычислить в тетрадях. Заполнить таблицу буквами, используя найденные ответы.

Загадка 4.

Это дерево называется: царь тайги, кедровый великан. (Слово кедровый скрыто) (Приложение, слайд 11)

– Вернемся в устный счет и посмотрим, о чем нам говорят  полученные  числа на устном счете:
Оказывается: 150 лет средний возраст березы, 500 лет возраст кедра, столько же может жить и ель (250-300)

2 м – высота ели через 10 лет,
25 м – через 30-60 лет,
30 – высота сосны через 100 лет при благоприятных условиях,
250 лет – средний рост.

5.  Самостоятельная работа (дифференцированная)

– А сейчас мы узнаем:   

  • Почему березу лесоводы зовут ________деревом?
  • Как в народе называют смолу?
  • Почему   ель называют _________ деревом?

Для этого поиграем в игру «Лотерея». Всем учащимся дифференцировано, даны билеты, а в «лотерейном билете» учащиеся зачеркивают только номер каждого ответа.
Все учащиеся после проверки считают количество ошибок и ставят оценку. Критерии оценок записаны на доске.

Билет № 1 – для «слабых» учащихся.
Билет № 2 – для «средних» учащихся.
Билет № 3 – для «сильных» учащихся.

Проверка осуществляется с помощью наборного полотна (число, а на обороте буква) – в три цвета (черный, красный, синий).

Ответы:

  • Билет № 1:  4, 7, 10, 16, 18, 23  – гонким
  • Билет № 2: 3, 8, 11, 15, 19, 24 – живица
  • Билет № 3: 2, 6, 9, 13, 20, 21 – «поющим»

– Решим задачу:

Прошу подумать в тишине,
Учтите случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на пять,
Потом спустилась на семь.
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом еще на девять
и уселась на вершине.
Сидит и смотрит с высоты
На пни, березки и кусты.
А сколько веток у сосны,
Мы с вами вычислить должны.

6.  

1) Клест-еловик.  В чащобе, в гуще еловых ветвей строят зимой гнезда  клесты и выкармливают птенцов еловыми семенами. Помогает им крестообразный клюв.

Решите задачу: Птица клест-еловик несет яйца  И высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – – 350  в гнезде температура не ниже +140 . На сколько температура в гнезде  выше температуры воздуха?

2) С кедром связана жизнь  птицы-кедровки. Именно она проводит активный посев и способствует сохранению кедра.

Решить задачу: В лесных насаждениях происходит самоизреживание. Сколько сосновых деревьев придется на 1 га к 100 годам жизни леса, если вначале было 10 000 деревьев на 1 га, к сорокалетнему возрасту деревьев осталось  25%  их числа, а к 100 годам жизни леса осталось 0,21 тех деревьев, которые оставались к сорокалетнему возрасту?

3) Ценнейшим продуктом кедра является орех.

Решить задачу: Ядро кедрового кедра состоит из жира, белка и крахмала. Жира содержится в 3,4 раза больше чем белка, а крахмал составляет 60% массы белка. Сколько содержится жира, белка и крахмала в 2,5 ц ядра кедрового  ореха?

7.  Итог урока

– Слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка. По древнегречески «мантанейн» – учиться, приобретать знания.
– Чему учились на уроке?
– Какие приобрели знания?