Цель: создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы интегрированного обучения для развития творческого мышления.
Задачи:
- научить рассчитывать энергию, за счет которой поддерживаются обменные функции организма человека;
- научить составлять различные рационы питания для компенсации энергозатрат организма;
- формировать представление о процессе научного познания;
- развивать творческое мышление;
- отрабатывать практические навыки в понимании законов физики;
- формировать умения применять полученные знания в оздоровительных целях.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Структура урока:
Этап урока |
Время |
Формы (методы) |
1. Подготовительный момент | 1 мин. | Беседа |
2. Повторение курса биологии: Пищеварение | 10 мин. | Сообщения учащихся (П) |
3. Подготовка к усвоению новых знаний. Постановка цели и задач урока | 2 мин. | Беседа (Р, ЧП) |
4. Усвоение новых знаний | 10 мин. | Беседа (Р, ЧП, П) |
5. Творческая работа | 15 мин. | Выполнение задания (П) |
6. Итоги урока | 5 мин. | Фронтальный опрос (Р) |
7. Домашнее задание | 2 мин. | Объяснение выполнения задания |
Ход урока:
№ | Организация работы учителя |
Организация работы учащегося |
1. | Организационный момент (Приложение 1, слайд 1) |
|
2. | – Сегодня мы изучаем тему: «Пища – вид
топлива для организма», но сейчас мы еще не знаем,
что конкретно будем изучать. На каком предмете вы
уже знакомились с подобной темой? Как называлась
тема в биологии? Давайте вспомним, как происходит процесс пищеварения в организме человека? (На слайде: схема пищеварительного и желудочно-кишечного тракта) (Приложение 1, слайды 2, 3) |
Сообщения учащихся: 1. Процесс пищеварения; 2. Калория – внесистемная единица количества теплоты Сообщения сопровождаются вопросами для закрепления материала, услышанного материала: докладчики задаю вопросы, класс отвечает |
3. | – Если усвоенная с пищей энергия
соответствует количеству израсходованной
человеком энергии, то считается, что имеет место
энергетическое равновесие. – Что будет если усвоение превышает ее расход? – А если наоборот, усвоенная энергия меньше затраченного количества? – А теперь, скажите, что мы должны научиться
делать на уроке? |
– Излишек энергии накапливается в виде
жира, и масса тела повышается, что приводит к
заболеваниям организма: расширяются сосуды,
болезнь ног и т.д.
– Научиться рассчитывать энергию, за счет которой поддерживаются обменные функции организма человека. Научить составлять различные рационы питания для компенсации энергозатрат организма. |
4. | (Приложение 1,
слайд 5) Зеленый горошек 40 ккал. – Что означает 40 ккал? – Переведите данную
единицу в систему СИ: Дж – Какой буквой обозначается УТСТ? – На партах у вас находятся таблицы №1, 2 (Приложение 2, Приложение 1, слайд 10) – Посмотрите на таблицу №3 (Приложение
2) энергозатрат при различных видах
деятельности человека массой 50 кг за 1 час. |
При полном усвоении организмом 100 г
горошка выделяется 40 ккал энергии. 1 680 000 Дж/кг
0,3 ккал = 1260 Дж на 100 г
Дано: m1 = 50 г = 0,05 кг; m2 = 20 г = 0,02 кг; m3
= 200 г = 0,2 кг Нет, т.к. Q < W |
5. | – Перейдем к самостоятельной работе: Класс разбит на 4 группы: 1 группа составит блюдо для завтрака и рассчитает его калорийность; 2 группа – для обеда; 3 группа – для ужина; 4 группа рассчитает энергозатраты для школьника за день и сравнит с общей энергостоимостью всех блюд, которые предложат три группы. |
Задания выполняются самостоятельно. Результат может получиться, где Q < W или Q > W, в любом случае каждой группе нужно сделать вывод, как лучше добиться энергетического равновесия. Результат работы учащиеся рассказывают у доски. |
6. | – Итак, вернемся к цели нашего урока. – Достигли мы данной цели? – Что нужно сделать, чтобы еще лучше усвоить данный материал? – В группах поставьте оценки, которые каждый заслужил (Приложение 1, слайд 15) |
Научится рассчитывать энергию, за счет которой поддерживаются обменные функции организма человека. Научить составлять различные способы питания для компенсации энергозатрат организма. |
7. | – Пронаблюдайте за собой сегодня. 1. Запишите, какие действия вы совершали и сколько времени, рассчитайте ваши энергозатраты. 2. Составьте такой рацион питания, чтобы компенсировать затраты. (Приложение 1, слайд 16) |
Задание записывается в тетрадь. |