Музыкальное занятие в подготовительной группе на тему "Настроение"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Дать детям представление о том, что музыка может передать разное настроение людей.

Задачи:

  • продолжать учить детей слушать и воспринимать классическую музыку;
  • формировать эстетическое отношение, воспитывать любовь к музыке;
  • обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке;
  • определять настроение, характер звучания, а также инструмент, на котором исполняется пьеса;
  • развивать образную речь;
  • продолжать работу над этюдами;
  • внимательно слушать музыкальные фразы, выполнять соответствующие движения;
  • в оркестровой импровизации выделять концы музыкальных фраз, отмечая их игрой на музыкальных инструментах.

Словарная работа: мелодия, этюд, скорбь, интонация.

Предварительная работа: беседа с детьми по опере К. Глюк “Орфей и Эвредика” о значении интонации в музыке, о человеческих чувствах и эмоциях.

Слушание музыкальной пьесы С. Майкапар “Раздумье”.

Материалы к занятию:

  • Аудиозапись “Мелодия” К. Глюк;
  • “Романс” муз. П.И. Чайковского;
  • 12 лендлеров Ф. Шуберт;
  • “Пиццикато” муз. Делиба;
  • “Мелодия”. А.Рубинштейн.

Ход занятия

Встречаю детей с улыбкой на лице.

- Здравствуйте ребята! Какой сегодня прекрасный день Я вижу у вас хорошее настроение. Давайте наши улыбки и хорошее настроение подарим друг другу. Можно просто улыбнуться или прикоснуться. От ваших улыбок зал наполнился улыбкой. А улыбки могут растопить даже лед, это мы сейчас увидим.

Встаньте, пожалуйста, врассыпную по залу. Представьте себя “застывшими сосульками”. Покажем, как тают сосульки, превращаясь в маленькие ручейки.

“Мелодия” А.Рубинштейна. Этюд “Таяние” (сборник “Волшебные птицы года” Р.Киркос, И.Постоева).

Все сосульки растаяли, превратились в ручейки. На проталине выросли цветочки. Покажите, как эти цветочки растут и тянутся к ласковому солнышку.

Этюд “Цветы растут”. “Романс” П.И. Чайковского (сборник “Волшебные птицы года” Р.Киркос, И.Постоева). Как красиво вы танцевали! Какое множество цветов! Их тонкий аромат наполнил весь зал. Как же не любить цветы! Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звездочка. Нет на земле ничего прекрасней и нежнее цветов. Сейчас мы возьмем этот цветок (предлагается живой цветок) трепетно и нежно, вдохнем его аромат, и будем передавать друг другу, а при этом любоваться им и вместе с ним передавать тепло, доброту своей души, улыбку.

Этюд “Любование цветком”. Ф. Шуберт “12 мендлеров”.

Дети садятся на стульчики.

Продолжаю.

Медленно, очень тихо, боясь потревожить кого-то, в нашу комнату входит музыка… Знакомая, любимая…

Ощущение удивительного покоя и счастья охватывают нас, далеко уносятся тревоги. Сейчас мы послушаем необыкновенную музыку. Будьте очень внимательны, потому что вам предстоит еще одна встреча с красотой.

К.В. Глюк “Мелодия” (Аудиозапись).

- Какое настроение передает эта музыка?

- Печаль.

- Какая она по характеру звучания?

- Грустная, печальная, нежная, спокойная, протяжная.

- “Мелодия” пронзительной нежности, мелодия певучая, непрерывная, льется как бы на одном дыхании.

- Какой инструмент исполнял?

- Скрипка.

- Правильно. Скрипка может запеть человеческим голосом, может и заплакать как человек. Вы услышали как она тихо, жалобно заплакала?

Мы с вами много говорили о скрипке. Какой же голос у скрипки?

- Ясный, очень красивый, выразительный, похож на человеческий голос. Скрипка своим удивительно нежным звучанием передает человеческие чувства, отражает внутренний мир человека.

А слово “мелодия” красивое само по себе слово, мягкое, благородное.

Мелодия – это напев, а композиторы говорят: “Мелодия – душа музыки”. Разные мелодии передают самые разные настроения, человеческие чувства. Есть музыкальные произведения и песни, которые состоят из одной только мелодии. Есть и сочинения, носящие названия “мелодия”. Эту удивительно нежную, красивую музыку написал немецкий композитор К.Глюк (показываю портрет композитора). Мы послушаем ее еще не раз.

Сейчас послушайте, пожалуйста, фрагмент из музыкальной пьесы и определите его название (повторное слушание). Играю музыкальный фрагмент из пьесы “Раздумье” С.Майкапара.

- Ребята, какое настроение в ней выражено?

- Грусть.

- Да. Настроение грустного размышления.

- Какая она по характеру звучания?

- Задумчивая, неторопливая, светлая, нежная.

- Чем же она отличается от “Мелодии” К.Глюка?

- Правильно. Грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение, грусть-скорбь, отчаяние.

Ребята, главную мысль, содержание в музыке отражает интонация. Интонация музыки и речи похожи. Когда человек о чем-то размышляет, он говорит медленно, тихо, неторопливо. А когда он взволнован, его речь какая?

- Быстрая, часто прерывается. Так и в музыке. Тревожный или задумчивый, веселый или шутливый характер создается разными интонациями.

Не раз слушали мы с вами очень выразительную музыку Делиба; под его звучание выполняли упражнение “Краски” (импровизация по авторской программе Т.Э. Тютиниковой “Элементарное музицирование”). Сегодня попробуем под эту музыку поиграть на музыкальных инструментах и самодельных коробочках. Оркестровая импровизация. “Пиццикато” муз. Делиба

Сегодня мы с вами услышали много прекрасной музыки. Пусть музыка звучит в душе каждого из вас. Донесите ее до своих близких, поделитесь с ними впечатлениями.

До свидания!